научный журнал «Актуальные исследования» #41 (120), октябрь '22

Особенности предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи

При общем недоразвитии речи у дошкольников происходит нарушение предложно-падежных конструкций. Нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций связано с пространственным и оптико-пространственным фактором, несформированностью пространственной ориентировки.

Аннотация статьи
предлог
предложно-падежная конструкция
аграмматизмы
флексии
оптико-пространственный фактор
грамматический строй речи
общее недоразвитие речи
Ключевые слова

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых, нарушается формирование всех аспектов речи, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Когда у ребёнка не сформирована операция грамматического структурирования, происходят нарушения употребления предложно-падежных конструкций, которые являются видом ошибок грамматического строя речи.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания Т.В. Ахутиной и А.А. Леонтьева) [1, с.23]. У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.

При третьем уровне общего недоразвития речь детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги (в, на, под). Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи. Это неправильное употребление: окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, падежных и родовых окончаний, предложно-падежных конструкций [3, с.45].

Среди форм словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа.

При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультанности, и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми.

Дети смешивают между собой как флексии, так и предлоги, так как одномоментное выражение грамматического значения через несколько единиц – предлог, лексическая основа, флексия – им недоступно.

Овладение ребенком закономерностями языка, является важным механизмом формирования грамматического строя речи языковыми обобщениями. Это позволяет преобразовывать смысл в речевые действия.

Дети обычно упрощают сочетание трёх элементов и отдают предпочтение лексической основе, комбинируют её с аморфным элементом, который присутствует в активном словаре. Предлоги часто заменяются такими гласными, как «и», «у», «а». Дети опускают гласный звук при произнесении предлога недостаточными произносительными возможностями. Часто гласные «заместители» предлогов являются аморфными предлогами, общими для многих предложных конструкций, в которых ребенок как бы оставляет место для будущего вспомогательного слова-предлога. Со временем аморфному «заместителю» предстоит развиться в полноценный предлог – «а полке»-«на полке».

Характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций для детей с ОНР являются:

  • пропуск предлога при правильном употреблении флексии: карандаш полке (вместо на полке);
  • правильное употребление простых предлогов при неправильном выражении падежных окончаний управляемых слов (карандаш лежит на стол);
  • замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: карандаш лежит на стулом (под стулом);
  • замена нужного предлога гласными звуками (чаще всего а, и, у) при правильном флективном оформлении предложной конструкции: а стулом (под стулом);
  • замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на книге (взяла из книги).

Употребление предлогов с пространственным значением представляет для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительные трудности. Поэтому коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ОНР направляется на последовательное формирование предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса [4, c.33].

У детей с ОНР существует период, когда все предлоги пропускаются. Затем они появляются при недостаточно развитом глагольном управлении. Наиболее трудно усваиваются значения предлогов времени, отношения к объектам и цели. В связи с этим дети долго могут то опускать предлог, то употреблять его. Например, предлог «В» может быть усвоен в значении «внутри» (в ящике, в кармане и т.д.) однако ребенок может сказать: «Хочу играть прятки», так как этот предлог еще не усвоен в другом значении, то есть в структуре предложения сохраняется порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами – на лицо резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка. Дети с речевыми нарушениями часто затрудняются в понимании предлогов и падежей, неправильно употребляют их в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. Дети своеобразно понимают значение служебных слов, поэтому многие предложные конструкции в детской речи могут быть нарушены: «от стакана» – в значении «вылить из стакана», «с карандашом» – в значении «писать карандашом».

Поэтому коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ОНР направляется на последовательное формирование предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса [5, c.7].

Значит, из-за системного недоразвития многих психических функций, у детей с общим недоразвитием речи вызывает трудности использование в речи грамматических значений через несколько единиц – предлог, лексическая основа, флексия, что приводит к их упрощению. Дети часто смешивают и предлоги, и флексии. Нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи связано с пространственным и оптико-пространственным фактором, несформированностью пространственной ориентировки. Дошкольники с общим недоразвитием речи при использовании предложно-падежных конструкций опускают предлоги, заменяют их, существительные употребляют в именительном падеже.

Текст статьи
  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1996.
  2. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.
  5. Логопедия / Под ред. Волковской Л.С. – М., 1989.
Список литературы