Сегодня кондиционер установлен практически в каждом доме, поэтому многие знают, что любой кондиционер или холодильное оборудование чаще всего работает на хладагенте, которым является фреоном (хладон) или смесями других газов, обладающих особыми свойствами. Хладагент в кондиционере предназначен для охлаждения воздушного потока, так как он создает и поддерживает оптимальный температурный режим в помещении, так как в случае утечки хладагента вся система перестанет работать. Нужно знать, на каком хладагенте и как работает кондиционер. Это связано с безопасностью не только пользователей, но и экосистемы в целом, потому что многие виды хладагентов больше не используются в развитых странах и запрещены Монреальским протоколом, поэтому они разрушают озоновый слой и способствуют глобальному потеплению.
Фреоны
Фреоны или хладоны – это углеводороды, которые активно используются в различных отраслях промышленности. В основном они используются при изготовлении морозильных камер (кондиционеров). Долгое время сам термин "фреон" включал в себя абсолютно любой хладагент. В Советском Союзе хладагенты назывались одним словом – хладоны.
Всего на сегодняшний день существует около 50 видов охлаждающей жидкости с определенными свойствами и областями применения. В данной публикации речь пойдет о тех, которые используются в работе сплит-систем. Прежде всего, давайте выясним, какие у них свойства.
Физические свойства
Важнейшим свойством фреона, благодаря которому его можно использовать при изготовлении морозильных камер, является способность потреблять и выделять тепло из окружающей среды. Фреоны, как правило, представляют собой газы или жидкости без цвета и запаха. Они характеризуются оптимальной растворимостью в неполярных органических растворителях, практически не растворяются в воде.
Химические свойства
Фреоны являются инертными химическими веществами, поэтому они не являются ни легковоспламеняющимися, ни взрывоопасными. Однако, если нагреть некоторые из этих разновидностей до 250C, то в этом случае выделяется токсичный газ - фосген.
Влияние хладона на озоновый слой
Фреоны, которые в своем составе содержат хлор и бром, чрезвычайно вредны для озонового слоя Земли. Кроме того, фреоны способствуют формированию парникового эффекта на нашей планете. Эти негативные результаты производства и использования этих веществ привели в 1987 году к запрету Монреальского протокола на производство "вредных" фреонов, и их производители были вынуждены перейти на менее вредные производства. В Соединенных Штатах и Европе фреон R-22 был запрещен в 2010 году, в Российской Федерации - с 2015 года.
В настоящее время наблюдается тенденция к полному переходу на производство фреонов, безопасных для природы, например, R410a и R32a.
Разновидности хладона.
Если вам необходимо дополнить сплит-систему, вы можете выбрать один из множества типов фреона:
- Фреон R22 (фреон 22). Этот хладагент используется в таких системах, где требуется охлаждение при очень низких температурах, например, в промышленных и бытовых морозильных камерах, автомобильных и морских холодильниках, бытовых и промышленных сплит-системах. В том случае, если имеется поток этого фреона, будет наблюдаться постепенное испарение. Преимуществом этого хладона является относительно низкая цена охлаждающей установки и комплектующих. Хладон R22 может использоваться для частичной и полной комплектации сплит-системы. У этого элемента есть отрицательная сторона - это вред, который он наносит окружающей среде, поэтому его использование экологами не поощряется.
- Фреон R-407С он включает в себя 3 типа фреона, каждый из которых выполняет свои функции: R32- обеспечивает отличную производительность всей системы, R125 - обеспечивает пожаробезопасность эксплуатации, R134a - отвечает за общее давление в рабочем контуре. В случае потери фреона из распределительной системы необходимо его заправить, это необходимо, так как фреоны выделяются неравномерно, а значит, нарушается их баланс.
- Фреон 134а – это прозрачный газ, его заменяют на R12. Он не токсичен, не воспламеняется при рабочих температурах. Однако, если герметичность системы не соблюдается, при попадании воздуха могут образовываться легковоспламеняющиеся смеси. Фреоны r134a и R12 нельзя смешивать, так как это приводит к образованию азеотропной смеси с массовой долей компонентов 55% и высоким давлением. Насыщенный пар этого хладагента имеет более высокое давление R12-1,2 и 1,05 МПа при температуре 46°C. Воздействие пламени приводит к разложению R134a, в результате чего образуются такие опасные для человека соединения, как фтористый водород. Температура впрыска фреона R134a низкая - в среднем на 8-10°C ниже, чем у R12, насыщенные испарения также характеризуются низкими значениями давления.
- Фреон 404А. также смесь фреона, аналогичная анизотропу, способна поддерживать высокую стабильность состава по типу r502 даже в случае утечки или пополнения сплит-системы. Эти свойства этого углеводорода позволяют считать его одним из самых безопасных и стабильных хладагентов с точки зрения технических характеристик. Хладагент 404 не оказывает негативного влияния на состояние озонового слоя. Возгорание фреона r404a не происходит при любых температурах.
- Фреон 32, по сравнению с R410A, на 35% менее вязкий и уплотненный. Более низкая плотность приводит к более низкой стоимости этого фреона. Пониженная вязкость повышает общую эффективность системы на 5%. Более низкая плотность и вязкость благотворно влияют на эффективность охлаждения устройства (около 5%). Относительно новый фреон обладает более низким потенциалом глобального потепления (на 60% меньше, чем R410A), что означает, что он не так опасен для окружающей среды.
- Хладон 507А – представляет собой азеотропную смесь, которая по своим свойства практически не отличается от унарной. По сравнению с R404A, у него нет проблем с разделением компонентов. Во время заправки хладагент R507 может находиться в жидком или газообразном состоянии, что обеспечивает возможность дозаправки сплит-системы в случае утечек или после ремонта. Система может быть заполнена как R507, так и R404A, состав всегда будет соответствовать техническим требованиям даже в случае значительной потери охлаждающей жидкости. Практика показывает, что, если вы заправите систему R507, ее работа будет более эффективной. Как правило, не рекомендуется смешивать хладагенты, исключение составляют R507 и R404A, которые при добавлении в сплит-систему не снижают ее производительность, благодаря их сходству и замечательной совместимости. Эта смесь практически ничем не отличается от оригинальной охлаждающей жидкости. Если вы используете R507 вместо R404A, давление всасывания и сжатия, а также холодопроизводительность увеличатся на 2-5% для разных систем. Использование фреона R507 особенно эффективно при техническом обслуживании.
- Фреон 600А – изобутан, его использовали первоначально крайне редко, поэтому и создавали в маленьких количествах. В наши дни оно активно используется в сплит-системах. Причиной тому служит, во-первых, изменение в технологиях его использования – теперь фреона 600 нужно наполнять меньше, а значит, снизился порог безопасной концентрации. Во-вторых, усовершенствовались технические свойства бытовых морозильных устройств, если говорить точнее, то уменьшилось энергопотребление. Изобутан может производить любое предприятие, занимающийся нефтедобычей. R600a содержит не только плюсы, но и минусы – такие, как взрывоопасность, по этой причине существуют конкретные ограничения при работе с ним. В июле 2002 года были утверждены новые нормативные документы, регламентирующие использование данного вещества, к примеру, ГОСТ Р МЭК 66035-2-24-2001, в результате чего изобутан активнее используется как хладон для морозильных устройств, в том числе и сплит-систем. Сколько фреона в сплит-системе. К сожалению, не существует возможности абсолютно точно определить количество оставшегося фреона в системе. Однако возможно узнать, какие рабочие параметры на данный момент имеет морозильник или же сплит-система. Для этого необходимо прибегнуть к профессионалам, которые имеют в своем арсенале специальное оборудование. Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией о конкретных технических свойствах определенной сплит-системы. Как правило, к внутренним и внешним блокам прикрепляют таблички (шильдики), на которых отражена необходимая информация: марка фреона и его «стандартное» количество. Данное количество обычно включает сама сплит-система + 4…11 метров «трассы». Иначе изъясняясь, производитель заправляет систему с учетом 4…11 метров будущей «трассы». Точные значения нужно смотреть для конкретной модели сплит-системы. Данная таблица демонстрирует ориентировочное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем различной холодопроизводительности. Теперь необходимо измерить длину «трассы». В случае, если она длиннее стандартной, на каждый дополнительный метр «трассы» нужно залить определенное количество хладона, которое можно узнать из каталогов или у производителя. В среднем на каждый метр добавляется 20-35 г. фреона, это зависит от модели бытовой сплит-системы и ее мощности. Как часто сплит-система требует дозаправки.
В том случае, когда система охлаждения была установлена специалистом, расходные материалы были качественными, а соединение трубок прочным, дозаправка еще долгое время не потребуется. В случае непрофессиональной установки сплит-системы, нередко хладон испаряется. В таких случаях нужно выяснить, по какой причине это происходит и ликвидировать неисправности. И только тогда можно заправлять сплит-систему.
Рассмотрев большую часть разновидностей фреона (хладона). У каждого из них своя история, своя степень опасности. Несмотря на такое разнообразие, лучше выбирать качественные и безопасные химические вещества и не жалеть денег на профессиональную установку сплит-системы.