Практико-ориентированный подход в совершенствовании образовательного процесса по инженерным направлениям

Практико-ориентированный подход в совершенствовании образовательного процесса по инженерным направлениям

В статье проведен анализ проблемы практико-ориентированной подготовки инженерных кадров. Рассмотрены вопросы модульного обучения как одной из методик, направленной на усиление практической составляющей в образовательном процессе. Приведены результаты применения практико-модульного обучения.

Аннотация статьи
подготовка кадров
модульное обучение
практико-ориентированные методики
Ключевые слова

Одним из направлений обеспечения конкурентоспособности на рынке промышленных технологий и технических средств для их осуществления является подготовка квалифицированных специалистов. Образовательные технологии подготовки специалистов должны обеспечивать набор компетенций, опережающий текущий уровень развития техники и технологий [11]. При этом необходимо учитывать уровень и темпы развития промышленного потенциала наиболее развитых стран. На всех этапах разработки и продвижения продукции на рынки сбыта наиважнейшей составляющей является уровень подготовки кадров и в частности по инженерным направлениям [9, 10, 4, 13, 5].

Произошедшие за последние времени изменения статуса промышленных предприятий, условий их взаимодействия со структурами власти, образовательными учреждениями в ряде случаев привели к ослаблению контактов между вузами и предприятиями. Сложнее решаются вопросы прохождения учебной и производственной практик на предприятиях, и, как следствие, снижается практическая составляющая усваиваемых при обучении компетенций. Не всегда на пользу качеству подготовки специалистов влияют поспешные управленческие решения в этой сфере и структурные преобразования, направленные на формальный поиск инноваций ради инноваций. В итоге выпускники вузов более длительное время адаптируются на предприятиях, которые в свою очередь несут из-за этого дополнительные непроизводственные затраты.

Для решения проблемы практико-ориентированной подготовки инженерных кадров необходим глубокий многосторонний анализ данной проблемы с учетом запросов промышленности, опыта промышленно развитых стран, текущего состояния дел по подготовке данных кадров, исторического опыта развития системы высшего инженерного образования. Коренным преобразованиям в системе подготовки кадров должна предшествовать широкая дискуссия и обсуждение в научных, образовательных и производственных кругах.

Необходима объективная апробация и многосторонний анализ различных инновационных решений в сфере образования. В конечном итоге разработанная концепция или доктрина развития инженерного образования должна быть построена на основе сложившейся системы образования с ее эволюционным развитием, учитывая современные запросы общества и перспективы развития нового технологического уклада [1, 2].

Формирование практической составляющей в инженерном образовательном процессе в условиях сокращения сроков обучения (4-х годичное обучение на бакалавриате) должно осуществляться с учетом предполагаемой сферы деятельности. Для профилей подготовки, связанных с теоретическими, прочностными расчетами, конструированием необходимо делать упор на теоретическую подготовку. Практические навыки для такой категории выпускников можно усовершенствовать в ходе производственного процесса. Получить углубленную теоретическую подготовку на производстве намного сложнее.

Для большинства бакалаврских направлений, связанных с техническим сервисом, эксплуатацией оборудования, осуществлением несложных технологических процессов необходим поиск новых практико-ориентированных форм обучения. Это может быть организация взаимодействия образовательных учреждений с промышленными предприятиями -потенциальными работодателями, развитие собственной научной и учебно-лабораторной базы, параллельная подготовка по дополнительных образовательным программам, в том числе по получению рабочих специальностей.

Анализ научных исследования по дидактике как системы в целом и частным дидактикам процесса практико-ориентированного обучения позволяет сделать вывод о целесообразности применения и дальнейшего развития модульного обучения, которое представляет собой целостный и системный подход к процессу обучения [3].

Модуль представляет собой автономную организационно-методическую структуру, включающую в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство, включая дидактические материалы, и систему контроля.

Практико-ориентированную направленность модульное обучение приобретает с внедрением в учебный процесс отдельных модулей практического обучения на предприятиях по наиболее важным профильным тематикам.

Основы теории модульного обучения разработаны во второй половине двадцатого века английскими и американскими педагогами: Б. Ф. Скинер, Дж. Рассел, К. Курх [6]. Дж. Рассел сформулировал понятия модуля в обучении, как структурную единицу в процессе обучения с соответствующим набором предписывающих действий [14].

На современном этапе теория модульного обучения получила развитие в трудах Юцявичене П.А., Чошанова М.А. [12].

В результате теоретических исследований и их практической апробации в дидактике выделяются следующие группы практико-ориентированных технологий обучения в вузе [7]:

• интерактивное обучение;

• контекстно-компетентностное обучение;

• модульное обучение;

• саморегулируемое обучение.

Сочетание теории модульного обучения с практико-ориентированным подходом к усвоению полученных знаний дает начало практико-модульному обучению, которое характеризуется структурируемыми модулями по освоению отдельных учебных дисциплин или их составляющих частей. Основой отличительной характеристикой практико-модульного обучения является последовательное закрепление полученных знаний при помощи практико-познавательной деятельности.

Сочетание практико-модульного обучение с развивающимся направлением подготовки студентов по индивидуальным траекториям возможно при выполнении курсовых и дипломных проектов по заказу предприятий наиболее подготовленными студентами.

Практическая реализация теории практико-модульного обучения по блоку общепрофессиональных дисциплин направления бакалавриата “Нефтегазовое дело” (профиль: Эксплуатация и обслуживание технологических объектов нефтегазового производства) в Тюменском индустриальном университете показала эффективность данного метода обучения.

Усиление мотивационных факторов при проведении занятий на площадках промышленных предприятий, привлечение к образовательному процессу квалифицированных специалистов предприятий позволили повысить успеваемость на 20% [8].

Текст статьи
  1. Анализ показателей эффективности деятельности российских вузов / М.П. Астафьева, О.А. Зятева, И.В. Пешкова, Е.А. Питухин // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4. С. 4–18.
  2. Дадаева Т.М., Фадеева И.М. Реформа высшей школы: парадоксы и тупики институциональных изменений // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5. С. 28–35.
  3. Дейнега С. А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе. Ярославский педагогический вестник – 2011 – Том II, № 3 – С. 146-152.
  4. Клюев А.К. Организационное развитие вузов: оптимизация практик // Университетское управление: практика и анализ. № 6 (100) 2015. С. 57-67.
  5. Клюев А.К. Университет в бизнес-среде региона: как есть и как надо // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1 (107). С. 96-107.
  6. Коротких Е. Г. Модуль как составляющая учебно-методического комплекса по иностранному языку для технических и естественнонаучных направлений бакалавриата // Профессиональное образование в современном мире. № 3(10), 2013, С.133-140.
  7. Олесова М.М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 201 № 7-2 (73). С. 201-204.
  8. Пивень В.В. Развитие практико-модульного обучения для повышения эффективности формирования профессиональных компетенций в инженерном образовании. В книге: Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля. Коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2019. С. 6-14.
  9. Проблемы инженерного образования. Центр стратегических разработок. 14 июня 2017. URL: https://www.csr.ru/news/1867/ (дата обращения: 25.02.2018).
  10. Самойлов Л.П., Сидорова С.Н. Стратегия развития инженерного образования юга России в современных условиях // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2014. № 24 (151). Вып. 19. С. 137-141.
  11. Dulzon A.A. Higher Education Reforms and Academic Community, Engineering Education, vol. 21, 2017, pp. 8-16.
  12. Pape S.J., Tchoshanov M.A. The role of representation(s) in developing mathematical understanding, Theory Into Practice, vol. 40, iss. 2, 2001, pp. 118-127.
  13. Report to the European Commission on new models of learning and teaching in higher education. High Level Group on the Modernization of Higher Education, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014, 68 p.
  14. Russell J.D. Modular Instruction. – Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974. – 164 p.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря