Главная
Конференции
Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания
Дизайн-проект как условие творческого развития воспитанников учреждений для дете...

Дизайн-проект как условие творческого развития воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Авторы:

Гайдай Татьяна Сергеевна

Емельянова Марина Николаевна

Черных Валентина Петровна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

дизайн-проект
детский дизайн
педагоги
творческие способности
дети-сироты
дети
оставшиеся без попечения родителей

Аннотация статьи

В статье рассматривается возможность раскрытия творческого потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через дизайнерскую деятельность. Педагогами описан опыт работы с технологией дизайн-проекта и возможности его использования.

Текст статьи

Всё более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в сложной ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Задача современного педагога, работающего в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по стандартам нового поколения, заключается в том, чтобы включить каждого воспитанника в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие творческих способностей, умение нестандартно мыслить [1, с. 48].

Работа в направлении развития творческих способностей детей в условиях центра строится так, чтобы воспитанники выполняли реальное дело, отражающее жизнь группы, учреждения. Дело полезное всем окружающим с опорой на самоуправление, дающее каждому ребёнку возможность раскрыться, показать свои способности, создать условия, где дети могут участвовать в значимых для себя и общества событиях [2, с.48].

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

«Детский дизайн», по мнению Г.Н. Пантелеева – это совместное или индивидуальное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. «Благоустраивая пространство вокруг себя, дети подчас неосознанно выполняют функции дизайнера» [3, с.192].

Дизайн интерьера, созданный своими руками – это, прежде всего, творческий процесс, подкреплённый знаниями определенного уровня. Эти занятия стимулируют творчество ребенка и готовят к жизни в социуме.

Таким образом, актуальность проблемы по формированию художественно-творческого потенциала воспитанников обусловлена необходимостью гармонического развития личности ребенка в условиях учреждения.

Особенность работы в нашем центре заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у воспитанников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ. Создаются условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников средствами художественно-конструктивного дизайна.

В рамках работы по дизайн-проекту педагоги поставили перед собой следующие задачи:

  • Целенаправленное педагогическое воздействие - разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности на основе использования детских дизайн – проектов;
  • Обеспечение каждому воспитаннику возможности самостоятельно принимать и реализовывать дизайнерские решения, развитие креативного мышления;
  • Активное включение педагогов учреждения в процесс художественно-творческого развития воспитанников посредством детских дизайн-проектов;
  • Формирование оценочного отношения к окружающему миру, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • Развитие познавательной активности, общения, самостоятельности.

Ознакомление с дизайном идет с момента поступления в наше учреждение. Обучение идет через декоративно - художественную деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования и аппликации, как украшение каких - либо предметов.

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят костюмы и декорации к своим спектаклям и мероприятиям, обустраивают игровые, комнаты-гостиные и спальни. Именно поэтому творческие исследования в форме дизайна мы сопоставляем с проектной деятельностью, как наиболее эффективной и современной технологией развивающего обучения. Кроме того, дизайн – это конструктивное искусство, способствующее формированию эстетической, предметно-пространственной среды группы. Таким образом, одним из эффективных способов организации образовательной среды в нашем центре стала технология «дизайн-проект».

Изучая данную технологию и возможности ее использования, педагоги центра провели несколько методических мероприятий и семинаров, на которых составили план реализации творческих дизайн-проектов с воспитанниками, разработали рекомендации при организации детской дизайнерской деятельности. Следует отметить, что непременным условием при организации деятельности по детскому дизайну становится атмосфера творчества, когда ребята чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно. С этой целью педагоги ежедневно старались пополнять творческие мастерские в группах разнообразными художественными материалами, как традиционными, так и необычными, неординарными: вата, салфетки, бросовый материал, пуговицы, пеноплекс, камешки и многое другое, обеспечивая при этом его безопасность и доступность. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Главное, не ограничивать свободу воспитанников в творчестве, обогащать их эстетическое восприятие [4, с.72].

Еще одним условием успешной дизайнерской деятельности стало необходимость использования в играх и в быту результатов творческой деятельности детей. Выполнение этого условия напрямую способствовало преобразованию предметно пространственной среды в группах, созданию уютной, теплой атмосферы с особой детской непосредственностью. Работы воспитанников весьма разнообразны, их тематика обширна, поэтому им легко было найти применение: для украшения и оформления, для подарков и сувениров, организации детских спектаклей, инсценировок и создания декораций к ним и т.д.

Каждый наш дизайн – проект доводится до успешного завершения, оставляя у воспитанников чувство гордости за полученный результат. Технология проектирования дает больше свободы, чтобы познать себя, погрузиться в глубину собственных мыслей и творчества.

Следует отметить, что огромное значение для приобщения детей к дизайнерской деятельности имеет эстетика и оформление окружающей обстановки, в нашем случае – это не только гостиные, кабинеты педагогов дополнительного образования, но и все учреждение в целом. Поэтому, начиная свою работу по использованию технологии дизайн-проект, мы большое внимание уделяли эстетике оформления учреждения.

Таким образом, в течение нескольких лет в нашем учреждении были реализованы разнообразные творческие идеи и задумки: межгрупповой дизайн-проект «Территория счастливого детства», оформительские проекты к праздникам и мероприятиям: «Осенняя мелодия», «Новогодние чудеса», «Для милых женщин», «День ангела», «Моё комфортное жильё», дизайнерский цикл «Поздравительные открытки».

Результаты нашей дизайнерской деятельности не заставляют себя долго ждать. Во-первых, значительно преобразовались гостиные в центре, во-вторых, реализация совместных дизайн-проектов помогла сплотить всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов. В-третьих, использование данной технологии позволило педагогам успешно проектировать и конструировать образовательную среду.

Таким образом, искусство дизайна активно вошло в нашу жизнь, что позволило включить каждого воспитанника в деятельность обеспечивающую формирование и развитие творческих способностей, умение нестандартно мыслить. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда ребенок так редко видит что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
  2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. – основа учебно-воспитательного процесса. М. 2003 С. 48-49.
  3. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: Карапуз-дидактика, 2006, - С.192.
  4. Лутцева Е. А. Технология. Ступеньки к мастерству. М. 2003 г. – С. 72.

Поделиться

263

Гайдай Т. С., Емельянова М. Н., Черных В. П. Дизайн-проект как условие творческого развития воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 окт. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 36-39. URL: https://apni.ru/article/4723-dizajn-proekt-kak-uslovie-tvorcheskogo-razvit

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая