Всё более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в сложной ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Задача современного педагога, работающего в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по стандартам нового поколения, заключается в том, чтобы включить каждого воспитанника в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие творческих способностей, умение нестандартно мыслить [1, с. 48].
Работа в направлении развития творческих способностей детей в условиях центра строится так, чтобы воспитанники выполняли реальное дело, отражающее жизнь группы, учреждения. Дело полезное всем окружающим с опорой на самоуправление, дающее каждому ребёнку возможность раскрыться, показать свои способности, создать условия, где дети могут участвовать в значимых для себя и общества событиях [2, с.48].
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.
«Детский дизайн», по мнению Г.Н. Пантелеева – это совместное или индивидуальное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. «Благоустраивая пространство вокруг себя, дети подчас неосознанно выполняют функции дизайнера» [3, с.192].
Дизайн интерьера, созданный своими руками – это, прежде всего, творческий процесс, подкреплённый знаниями определенного уровня. Эти занятия стимулируют творчество ребенка и готовят к жизни в социуме.
Таким образом, актуальность проблемы по формированию художественно-творческого потенциала воспитанников обусловлена необходимостью гармонического развития личности ребенка в условиях учреждения.
Особенность работы в нашем центре заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у воспитанников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ. Создаются условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников средствами художественно-конструктивного дизайна.
В рамках работы по дизайн-проекту педагоги поставили перед собой следующие задачи:
- Целенаправленное педагогическое воздействие - разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности на основе использования детских дизайн – проектов;
- Обеспечение каждому воспитаннику возможности самостоятельно принимать и реализовывать дизайнерские решения, развитие креативного мышления;
- Активное включение педагогов учреждения в процесс художественно-творческого развития воспитанников посредством детских дизайн-проектов;
- Формирование оценочного отношения к окружающему миру, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- Развитие познавательной активности, общения, самостоятельности.
Ознакомление с дизайном идет с момента поступления в наше учреждение. Обучение идет через декоративно - художественную деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования и аппликации, как украшение каких - либо предметов.
Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят костюмы и декорации к своим спектаклям и мероприятиям, обустраивают игровые, комнаты-гостиные и спальни. Именно поэтому творческие исследования в форме дизайна мы сопоставляем с проектной деятельностью, как наиболее эффективной и современной технологией развивающего обучения. Кроме того, дизайн – это конструктивное искусство, способствующее формированию эстетической, предметно-пространственной среды группы. Таким образом, одним из эффективных способов организации образовательной среды в нашем центре стала технология «дизайн-проект».
Изучая данную технологию и возможности ее использования, педагоги центра провели несколько методических мероприятий и семинаров, на которых составили план реализации творческих дизайн-проектов с воспитанниками, разработали рекомендации при организации детской дизайнерской деятельности. Следует отметить, что непременным условием при организации деятельности по детскому дизайну становится атмосфера творчества, когда ребята чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно. С этой целью педагоги ежедневно старались пополнять творческие мастерские в группах разнообразными художественными материалами, как традиционными, так и необычными, неординарными: вата, салфетки, бросовый материал, пуговицы, пеноплекс, камешки и многое другое, обеспечивая при этом его безопасность и доступность. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Главное, не ограничивать свободу воспитанников в творчестве, обогащать их эстетическое восприятие [4, с.72].
Еще одним условием успешной дизайнерской деятельности стало необходимость использования в играх и в быту результатов творческой деятельности детей. Выполнение этого условия напрямую способствовало преобразованию предметно пространственной среды в группах, созданию уютной, теплой атмосферы с особой детской непосредственностью. Работы воспитанников весьма разнообразны, их тематика обширна, поэтому им легко было найти применение: для украшения и оформления, для подарков и сувениров, организации детских спектаклей, инсценировок и создания декораций к ним и т.д.
Каждый наш дизайн – проект доводится до успешного завершения, оставляя у воспитанников чувство гордости за полученный результат. Технология проектирования дает больше свободы, чтобы познать себя, погрузиться в глубину собственных мыслей и творчества.
Следует отметить, что огромное значение для приобщения детей к дизайнерской деятельности имеет эстетика и оформление окружающей обстановки, в нашем случае – это не только гостиные, кабинеты педагогов дополнительного образования, но и все учреждение в целом. Поэтому, начиная свою работу по использованию технологии дизайн-проект, мы большое внимание уделяли эстетике оформления учреждения.
Таким образом, в течение нескольких лет в нашем учреждении были реализованы разнообразные творческие идеи и задумки: межгрупповой дизайн-проект «Территория счастливого детства», оформительские проекты к праздникам и мероприятиям: «Осенняя мелодия», «Новогодние чудеса», «Для милых женщин», «День ангела», «Моё комфортное жильё», дизайнерский цикл «Поздравительные открытки».
Результаты нашей дизайнерской деятельности не заставляют себя долго ждать. Во-первых, значительно преобразовались гостиные в центре, во-вторых, реализация совместных дизайн-проектов помогла сплотить всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов. В-третьих, использование данной технологии позволило педагогам успешно проектировать и конструировать образовательную среду.
Таким образом, искусство дизайна активно вошло в нашу жизнь, что позволило включить каждого воспитанника в деятельность обеспечивающую формирование и развитие творческих способностей, умение нестандартно мыслить. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда ребенок так редко видит что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.