Объективное развитие методической науки в области обучения иностранному языку младших школьников неизбежно приводит к поиску новых, достаточно эффективных методов обучения. На сегодняшнем этапе обучения главное внимание уделяется коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам, формированию речевой компетенции в целях расширения языковой картины мира у обучающихся начальной школы. Речевая компетенция, вместе с другими навыками, на уроках английского языка, является важным средством формирования иноязычной компетентности.
В настоящее время, все новое, что предлагается исследователями разнообразных проектов, противопоставляется в первую очередь так называемому традиционному преподаванию. В предшествующие годы традиционному обучению иностранным языкам часто противопоставлялись коммуникативные методы. Коммуникативный подход, используемый в обучении иностранным языкам на данное время, является самым популярным в мире. Основной целью коммуникативного подхода является формирование речевой компетенции у обучающихся.
В исследованиях отечественных авторов наблюдается дифференциация терминов «компетентность» и «компетенция», по причине отсутствия единого понятия. Оба понятия имеют первоосновой латинское слово «competentis – способный, либо competere – требовать; соответствовать; быть годным, способным к чему-нибудь)» [2, с. 347]. Они стали использоваться в психологии не так давно несмотря на то, что термин «компетенция» уже в 1596 г. был внесен в словарь Webster [2].
Неопределенность в трактовке рассматриваемых понятий вызывала появление большого числа синонимичных дефиниций: коммуникативные навыки, вербальная коммуникативная компетенция, речевая компетенция, коммуникативное совершенство, коммуникативная грамотность, коммуникативная способность, и т.д.
М. Н. Вятютневым впервые была предложена трактовка понятия «коммуникативная компетенция» как использование языка, а «речевая компетенция», как «выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [3, с. 38].
При рассмотрении речевой компетенции в качестве научного термина можно назвать три этапа, определяемых исследованиями как в области лингводидактики, так и в языкознании, психологии, педагогике и философии:
– 1960-е – 1970-е годы. Термин «компетентность» вводится в научные дискуссии, отдельные авторы уже предлагают понятия «компетенция» и «компетентность» Лингвисты, психологи, преподаватели иностранного языка выразили необходимость единого определения, общего для всех дисциплин понятия «коммуникативная компетентность».
Среди зарубежных исследователей понятие «речевая компетенция» первым использовал лингвист Д. Хаймс. Данное понятие было им введено в оборот заменяя термин «идеальный участник коммуникации». Речевая компетенция Д. Хаймса понимается как «способность человека гибко, точно и быстро использовать речь в меняющихся социальных ситуациях» [10, с. 189].
– 1970-е – 1980-е годы. Термин «компетенция» получает широкое использование в области управления, менеджменте, обучении навыкам коммуникации. Также появляется термины «социальные компетенции» и «социальная компетентность». В 1984 г. Дж. Равен публикует труд «Компетентность в современном обществе», в котором он разъясняет понятие «компетентность». Дж. Равен отмечает, «виды компетенции» есть «мотивированные способности» [6, с. 73].
– 1990-е – 2010-е годы – термин «компетенция» достаточно часто используется в научной литературе по: экономике, социологии, психологии и педагогике. А. К. Маркова издает труд «Психология профессионализма», где она предлагает понятие «профессиональная компетентность». Автором рассматриваются различные стороны профессиональной компетенции: «специальная компетенция», «социальная компетенция», «личностная компетенция», «индивидуальная компетенция» [7].
Исследования ученых-лингвистов в области коммуникации, в отношении способности человека используются понятия «коммуникативная компетенция» или «речевая компетенция».
Так, И.А. Бижова видит речевую компетенцию, как «развитие умений в четырех видах речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо» [1, с. 32].
Ю. Н. Емельянов рассматривает речевую компетенцию как «такую степень развитости межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется человеку, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [4, с. 51].
В. И. Кашницкий, исследуя понятие «речевой компетенция», представляет его как набор качеств: когнитивных, эмоциональных, поведенческих. Данные качества влияют на область профессиональной деятельности человека, его способность осуществлять общение [5, с. 6].
Понятие «речевая компетенция» в ситуации использования иностранной речи подразумевает умение человека организовывать и осуществлять общение с окружающими. Чтобы поддерживать коммуникацию между людьми, необходимо понимание ими вопроса, поднимаемого ими, что приведет к более эффективному его разрешению в короткий срок.
Для более интенсивного формирования речевой компетенции на уроках английского языка применяется ряд педагогических условий и методических средств, форм и различных методик обучения.
Важнейшим педагогическим условием успешности формирования речевой компетенции на уроках английского языка является методическая умелость педагога. У.У. Шамуратов и Д.Б. Машарипова считают, что «используя активные учебные действия, такие как «думайте, объединяйтесь в пары, делитесь», атакуйте, работайте в малых группах, обсуждайте, решайте проблемы, рекомендательный текст, проект, ролевые игры, поощряйте участие обучающихся и позволяйте им выполнять практические упражнения самостоятельно, что очень важно при интерактивном обучении» [13, с. 101].
Эффективным педагогическим условием при формировании речевой компетенции является моделирование коммуникационной ситуации. Д.А. Прокопенко считает, что в ситуации моделирования при формировании коммуникативных навыков «искусственно создаваемые на занятии ситуации можно разделить на 2 группы вероятные и невероятные. Вероятные ситуации способствуют овладению социальной стороной общения» [9, с. 100]. Невероятные случаи сводят обучающихся с исключительными, необыкновенными ситуациями, т.е. такие, в которых они, на самом деле, могут не оказаться. «Они переносят действие в другие страны и на другие планеты, ставят участников в непривычные для них условия, наделяют их странными, волшебными и сверхъестественными качествами» [11, с. 52].
Педагогическим условием формирования речевой компетенции является организация коллективной работы и общения обучающихся. Речевая компетенция способствуют умению у школьников выражать собственное мнение, свое согласие или несогласие, через такие выражения: «я думаю, вы правы»; «я думаю так же»; «я не совсем согласен с вами»; «я так не думаю»; «боюсь, вы ошибаетесь» и т. д., производить оценку, доносить собственные чувства и эмоции. Учитель совместно со школьниками реализует через эмоциональные реакции: «Oh! Yes! Cool!». Осваивая английский язык, обучающиеся постигают культуру страны, её речевой этикет. Их знания включают умение обращаться с просьбой к незнакомому человеку, такими выражениями: «Excuse me, could you tell me…?» «Excuse me, could you help me…?» и т. д. В процессе подобных упражнений школьники пытаются использовать выражения красоты английского языка на аналогичные случаи общения на родном языке [14].
Делая попытки организации для младших школьников особенной «иностранную атмосферу», учитель английского языка, как и в прошедшие времена, обустраивает кабинеты иностранного языка повторяя образ страны, язык, которой в этом кабинете преподается – наглядный и учебный материал говорит об истории, культурной и общественной жизни, происходящей в стране изучаемого языка.
Уже традиционным педагогическим условием формирования речевой компетенции стало использование игрового метода. Освоение учебного материала в игровом виде дает возможность школьникам основательно изучить предложенную тему, хорошо запомнить ее и применять в последующем общении. Технология с использованием игровых элементов характеризуется занимательностью, которая выводит обучение на достаточно увлекательный и понятный уровень, участвуя в которой школьниками усваивается предложенный учебный материал просто и без всякого принуждения. Приобретенные таким способом знания отвечают требуемому качеству усвоения материала.
М.П. Налимова при развитии речевой компетенции важными педагогическими условиями считает использование следующих приемов:
- «составление ситуаций на основе одного или нескольких предложений;
- рассказать в нескольких предложениях, что вы будете делать сегодня вечером;
- составить рассказ на основе того или иного факта;
- проработать разговорные клише, слова, которые придают рассказу хронологический порядок» [8, с. 274].
Интерактивность – следующее важное педагогическое условие формирования речевой компетенции младших школьников. В исследованиях специалистов встречаются разные интерактивные способы формирования речевой компетенции, такие как обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные), творческие задания, экскурсии, выставки, спектакли, представления, дискуссии, мозговой штурм и др. Все они достаточно эффективны в процессе формирования речевой компетенции.
М.В. Чернышовой обосновывается эффективность такого педагогического условия, как организация групповых форм работы в развитии речевой компетенции. Автор пишет: «Несомненны преимущества групповой формы взаимодействия, поскольку происходит имитация реального общения, все учащиеся получают возможность высказаться, повышается мотивация к изучению иностранного языка в процессе совместного поиска решений поставленных проблем» [12, с. 126].
Самой результативной признается группа из 5-7 обучающихся, причем группы необходимо составлять из младших школьников, имеющих равную успеваемость и темп работы. Целью работы в группе является приучение младших школьников работать в коллективе, слушать и слышать мнения, отличающиеся от собственного, умение выработки совместных решений, направленных на достижение поставленной цели.
Организация команды, называемый «teambuilding», в дальнейшем может помочь обучающимся начальной школы в различных видах деятельности, к которым можно отнести: способность выделять проблемы и находить пути их устранения; поддерживать свои взгляды посредством дискуссии; добиваться соглашения либо компромисса в процессе учебной деятельности; применять необходимую гибкость в принятии решений; позволять каждому участнику команды повышать знания, совершенствовать умениях и навыках; развивать открытость и доверие к участникам команды.
Формирование речевой компетенции младших школьников на уроках английского языка, обуславливает сосредоточение внимания на преподавание следующих составляющих:
- изучение культуры поведения представителей изучаемой страны;
- обучение стандартам речевого поведения носителей культуры изучаемого языка;
- изучение культурного наследия страны;
- расширение багажа знаний обучающихся в сфере изучения жизнедеятельности и проблем изучаемой культуры.
Таким образом, свободная ориентация в иноязычной среде и умение соответственно реагировать в разных ситуациях является конечной целью в развитии речевой компетенции на уроках английского языка. Важными педагогическими условиями при формировании речевой компетенции младших школьников являются такие, как использование современных методов, приемов и технологий в педагогическом опыте. На современном этапе новые методики формирования речевой компетенции предполагают использование проектного и группового метода, использование игровых приемов и Интернет-ресурсов. Важнейшим педагогическим условием является использование реальных жизненных ситуаций при формировании речевой компетенции в обучении английскому языку стимулирует активное изучение материала. Овладение речевой компетенции невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет, интерактивных методов, ролевых приемов на занятии английского языка в этом смысле просто незаменимо.