Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Педагогические условия формирования речевой компетенции младших школьников на ур...

Педагогические условия формирования речевой компетенции младших школьников на уроках английского языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетенция
речевая компетенция
коммуникативный метод
компетентностный подход
игровые методы
интерактивность
ролевые игры
групповая работа
коммуникативные ситуации

Аннотация статьи

В статье предпринята попытка сформулировать наиболее эффективные педагогические условия формирования речевой компетенции младших школьников на уроках английского языка. Осуществлен краткий обзор появления слова «компетенция» и «компетентность» и развитие компетентностного метода в науке. Рассмотрено понятие «речевая компетенция». На основе анализа современных методов преподавания английского языка выделены наиболее инновационные педагогические условия работы с речевой компетентностью младших школьников: использование игровых и интерактивных методов, групповой работы и создания коммуникативной ситуации.

Текст статьи

Объективное развитие методической науки в области обучения иностранному языку младших школьников неизбежно приводит к поиску новых, достаточно эффективных методов обучения. На сегодняшнем этапе обучения главное внимание уделяется коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам, формированию речевой компетенции в целях расширения языковой картины мира у обучающихся начальной школы. Речевая компетенция, вместе с другими навыками, на уроках английского языка, является важным средством формирования иноязычной компетентности.

В настоящее время, все новое, что предлагается исследователями разнообразных проектов, противопоставляется в первую очередь так называемому традиционному преподаванию. В предшествующие годы традиционному обучению иностранным языкам часто противопоставлялись коммуникативные методы. Коммуникативный подход, используемый в обучении иностранным языкам на данное время, является самым популярным в мире. Основной целью коммуникативного подхода является формирование речевой компетенции у обучающихся.

В исследованиях отечественных авторов наблюдается дифференциация терминов «компетентность» и «компетенция», по причине отсутствия единого понятия. Оба понятия имеют первоосновой латинское слово «competentis – способный, либо competere – требовать; соответствовать; быть годным, способным к чему-нибудь)» [2, с. 347]. Они стали использоваться в психологии не так давно несмотря на то, что термин «компетенция» уже в 1596 г. был внесен в словарь Webster [2].

Неопределенность в трактовке рассматриваемых понятий вызывала появление большого числа синонимичных дефиниций: коммуникативные навыки, вербальная коммуникативная компетенция, речевая компетенция, коммуникативное совершенство, коммуникативная грамотность, коммуникативная способность, и т.д.

М. Н. Вятютневым впервые была предложена трактовка понятия «коммуникативная компетенция» как использование языка, а «речевая компетенция», как «выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [3, с. 38].

При рассмотрении речевой компетенции в качестве научного термина можно назвать три этапа, определяемых исследованиями как в области лингводидактики, так и в языкознании, психологии, педагогике и философии:

– 1960-е – 1970-е годы. Термин «компетентность» вводится в научные дискуссии, отдельные авторы уже предлагают понятия «компетенция» и «компетентность» Лингвисты, психологи, преподаватели иностранного языка выразили необходимость единого определения, общего для всех дисциплин понятия «коммуникативная компетентность».

Среди зарубежных исследователей понятие «речевая компетенция» первым использовал лингвист Д. Хаймс. Данное понятие было им введено в оборот заменяя термин «идеальный участник коммуникации». Речевая компетенция Д. Хаймса понимается как «способность человека гибко, точно и быстро использовать речь в меняющихся социальных ситуациях» [10, с. 189].

– 1970-е – 1980-е годы. Термин «компетенция» получает широкое использование в области управления, менеджменте, обучении навыкам коммуникации. Также появляется термины «социальные компетенции» и «социальная компетентность». В 1984 г. Дж. Равен публикует труд «Компетентность в современном обществе», в котором он разъясняет понятие «компетентность». Дж. Равен отмечает, «виды компетенции» есть «мотивированные способности» [6, с. 73].

– 1990-е – 2010-е годы – термин «компетенция» достаточно часто используется в научной литературе по: экономике, социологии, психологии и педагогике. А. К. Маркова издает труд «Психология профессионализма», где она предлагает понятие «профессиональная компетентность». Автором рассматриваются различные стороны профессиональной компетенции: «специальная компетенция», «социальная компетенция», «личностная компетенция», «индивидуальная компетенция» [7].

Исследования ученых-лингвистов в области коммуникации, в отношении способности человека используются понятия «коммуникативная компетенция» или «речевая компетенция».

Так, И.А. Бижова видит речевую компетенцию, как «развитие умений в четырех видах речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо» [1, с. 32].

Ю. Н. Емельянов рассматривает речевую компетенцию как «такую степень развитости межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется человеку, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [4, с. 51].

В. И. Кашницкий, исследуя понятие «речевой компетенция», представляет его как набор качеств: когнитивных, эмоциональных, поведенческих. Данные качества влияют на область профессиональной деятельности человека, его способность осуществлять общение [5, с. 6].

Понятие «речевая компетенция» в ситуации использования иностранной речи подразумевает умение человека организовывать и осуществлять общение с окружающими. Чтобы поддерживать коммуникацию между людьми, необходимо понимание ими вопроса, поднимаемого ими, что приведет к более эффективному его разрешению в короткий срок.

Для более интенсивного формирования речевой компетенции на уроках английского языка применяется ряд педагогических условий и методических средств, форм и различных методик обучения.

Важнейшим педагогическим условием успешности формирования речевой компетенции на уроках английского языка является методическая умелость педагога. У.У. Шамуратов и Д.Б. Машарипова считают, что «используя активные учебные действия, такие как «думайте, объединяйтесь в пары, делитесь», атакуйте, работайте в малых группах, обсуждайте, решайте проблемы, рекомендательный текст, проект, ролевые игры, поощряйте участие обучающихся и позволяйте им выполнять практические упражнения самостоятельно, что очень важно при интерактивном обучении» [13, с. 101].

Эффективным педагогическим условием при формировании речевой компетенции является моделирование коммуникационной ситуации. Д.А. Прокопенко считает, что в ситуации моделирования при формировании коммуникативных навыков «искусственно создаваемые на занятии ситуации можно разделить на 2 группы вероятные и невероятные. Вероятные ситуации способствуют овладению социальной стороной общения» [9, с. 100]. Невероятные случаи сводят обучающихся с исключительными, необыкновенными ситуациями, т.е. такие, в которых они, на самом деле, могут не оказаться. «Они переносят действие в другие страны и на другие планеты, ставят участников в непривычные для них условия, наделяют их странными, волшебными и сверхъестественными качествами» [11, с. 52].

Педагогическим условием формирования речевой компетенции является организация коллективной работы и общения обучающихся. Речевая компетенция способствуют умению у школьников выражать собственное мнение, свое согласие или несогласие, через такие выражения: «я думаю, вы правы»; «я думаю так же»; «я не совсем согласен с вами»; «я так не думаю»; «боюсь, вы ошибаетесь» и т. д., производить оценку, доносить собственные чувства и эмоции. Учитель совместно со школьниками реализует через эмоциональные реакции: «Oh! Yes! Cool!». Осваивая английский язык, обучающиеся постигают культуру страны, её речевой этикет. Их знания включают умение обращаться с просьбой к незнакомому человеку, такими выражениями: «Excuse me, could you tell me…?» «Excuse me, could you help me…?» и т. д. В процессе подобных упражнений школьники пытаются использовать выражения красоты английского языка на аналогичные случаи общения на родном языке [14].

Делая попытки организации для младших школьников особенной «иностранную атмосферу», учитель английского языка, как и в прошедшие времена, обустраивает кабинеты иностранного языка повторяя образ страны, язык, которой в этом кабинете преподается – наглядный и учебный материал говорит об истории, культурной и общественной жизни, происходящей в стране изучаемого языка.

Уже традиционным педагогическим условием формирования речевой компетенции стало использование игрового метода. Освоение учебного материала в игровом виде дает возможность школьникам основательно изучить предложенную тему, хорошо запомнить ее и применять в последующем общении. Технология с использованием игровых элементов характеризуется занимательностью, которая выводит обучение на достаточно увлекательный и понятный уровень, участвуя в которой школьниками усваивается предложенный учебный материал просто и без всякого принуждения. Приобретенные таким способом знания отвечают требуемому качеству усвоения материала.

М.П. Налимова при развитии речевой компетенции важными педагогическими условиями считает использование следующих приемов:

  1. «составление ситуаций на основе одного или нескольких предложений;
  2. рассказать в нескольких предложениях, что вы будете делать сегодня вечером;
  3. составить рассказ на основе того или иного факта;
  4. проработать разговорные клише, слова, которые придают рассказу хронологический порядок» [8, с. 274].

Интерактивность – следующее важное педагогическое условие формирования речевой компетенции младших школьников. В исследованиях специалистов встречаются разные интерактивные способы формирования речевой компетенции, такие как обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные), творческие задания, экскурсии, выставки, спектакли, представления, дискуссии, мозговой штурм и др. Все они достаточно эффективны в процессе формирования речевой компетенции.

М.В. Чернышовой обосновывается эффективность такого педагогического условия, как организация групповых форм работы в развитии речевой компетенции. Автор пишет: «Несомненны преимущества групповой формы взаимодействия, поскольку происходит имитация реального общения, все учащиеся получают возможность высказаться, повышается мотивация к изучению иностранного языка в процессе совместного поиска решений поставленных проблем» [12, с. 126].

Самой результативной признается группа из 5-7 обучающихся, причем группы необходимо составлять из младших школьников, имеющих равную успеваемость и темп работы. Целью работы в группе является приучение младших школьников работать в коллективе, слушать и слышать мнения, отличающиеся от собственного, умение выработки совместных решений, направленных на достижение поставленной цели.

Организация команды, называемый «teambuilding», в дальнейшем может помочь обучающимся начальной школы в различных видах деятельности, к которым можно отнести: способность выделять проблемы и находить пути их устранения; поддерживать свои взгляды посредством дискуссии; добиваться соглашения либо компромисса в процессе учебной деятельности; применять необходимую гибкость в принятии решений; позволять каждому участнику команды повышать знания, совершенствовать умениях и навыках; развивать открытость и доверие к участникам команды.

Формирование речевой компетенции младших школьников на уроках английского языка, обуславливает сосредоточение внимания на преподавание следующих составляющих:

  • изучение культуры поведения представителей изучаемой страны;
  • обучение стандартам речевого поведения носителей культуры изучаемого языка;
  • изучение культурного наследия страны;
  • расширение багажа знаний обучающихся в сфере изучения жизнедеятельности и проблем изучаемой культуры.

Таким образом, свободная ориентация в иноязычной среде и умение соответственно реагировать в разных ситуациях является конечной целью в развитии речевой компетенции на уроках английского языка. Важными педагогическими условиями при формировании речевой компетенции младших школьников являются такие, как использование современных методов, приемов и технологий в педагогическом опыте. На современном этапе новые методики формирования речевой компетенции предполагают использование проектного и группового метода, использование игровых приемов и Интернет-ресурсов. Важнейшим педагогическим условием является использование реальных жизненных ситуаций при формировании речевой компетенции в обучении английскому языку стимулирует активное изучение материала. Овладение речевой компетенции невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет, интерактивных методов, ролевых приемов на занятии английского языка в этом смысле просто незаменимо.

Список литературы

  1. Бижова И. А. Формирование языковой и речевой компетенции на уроках английского языка: учебное пособие / И. А. Бижова. – Омск: Издательский центр КАН, 2020. – 80 с.
  2. Большой англо-русский словарь Т. 1. – Москва: Словарь, 2016. – 520 с.
  3. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Электронный ресурс] // Русский язык за рубежом. – Режим доступа: http://book.lib-i.ru/25psihologiya/32038-1-vyatyutnev-kommunikativnaya-napravlennost-obucheniya-russkomu-yaziku-zarubezhnih-shkolah-tekst-v.php (дата обращения: 18.10.2022).
  4. Емельянов Ю.И. Обучение паритетному диалогу [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01001576497 (дата обращения: 16.10.2022).
  5. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. и психол. наук: 13.00.01; 19.00.05. – Режим доступа: http://irbis.gnpbu. ru/Aref_1996/Kashnitskiy_V_I_1996.pdf (дата обращения – 16.10.2022).
  6. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Электронный ресурс] / Дж. Равен. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000911346 (дата обращения: 16.10.2022).
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.twirpx.com/file/144730/ (дата обращения: 16.10.2022).
  8. Налимова М.П. Развитие диалогических навыков // Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии: материалы российской науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Вологда, 26 мая 2015 г.: в 2 ч. – Ч. 2 / под ред. д.э.н., проф. Л.С. Усова. – Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2021. – 770 с.
  9. Прокопенко Д.А. Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 2. – С. 100-103.
  10. Рашидова А.Д. Анализ развития понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях зарубежных ученых / А.Д. Рашидова, П.Д. Абдурахманова, П.Г. Идрисова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2(75). – С. 189-191.
  11. Терентьева Ю.Е. Значимость формирования коммуникативной компетенции при развитии умений монологической речи обучающихся на уроке иностранного языка / Ю.Е. Терентьева, Ю.В. Мартынова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 3 (17). – С. 52-57. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_43988920_46293008.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
  12. Чернышова М.В. Групповая форма работы на уроке иностранного языка // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: Материалы международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 118-130.
  13. Шамуратов У.У. Методы интерактивного обучения в школьном образовании / У.У. Шамуратов, Д.Б. Машарипова // Европейская наука. 2019. – № 5 (47). – С. 55-57.
  14. Штанько Н.Ю. Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка (из опыта работы) // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 1-1(5). – С. 305-308.

Поделиться

1388

Соколовская А. И. Педагогические условия формирования речевой компетенции младших школьников на уроках английского языка // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 131-135. URL: https://apni.ru/article/4726-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-rechev

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря