научный журнал «Актуальные исследования» #41 (120), октябрь '22

Взаимодействие подразделений уголовно-исполнительной системы с подразделениями войск национальной гвардии РФ

В статье взаимодействие подразделений уголовно-исполнительной системы с подразделениями войск национальной гвардии РФ.

Аннотация статьи
совместные действия
взаимодействие
принципы взаимодействия
взаимодействие с другими органами
Ключевые слова

Взаимодействие подразделений войск национальной гвардии (Росгвардии) с подразделениями уголовно-исполнительной системы, в данной статье я хочу подробно раскрыть о том, как происходит этап взаимодействия данных Федеральных служб.

ФС ВНГ РФ (Росгвардия) является достаточно молодым федеральным органом исполнительной власти и порядок взаимодействия с ФСИН до ее создания не подвергался конкретному анализу. В связи с оптимизацией и повышения эффективности работы в Росгвардию организационно вошли такие структуры как Спецотряды быстрого реагирования (СОБР) и ОМОН.

Анализ позволяет сделать нам вывод о том, что взаимодействие между подразделениями Росгвардии (ОМОН, СОБР, отряды специального назначения) и другими органами необходимо.

Проблема взаимодействия является одной из ключевых и занимает центральное место в теории и практики управления [1, с. 98; 8], вопросы взаимодействия подразделений Росгвардии с другими федеральными органами исполнительной власти ранее не была рассмотрена.

Для начала обратимся к определению слова "взаимодействие". Толковый словарь русского языка определяет взаимодействие как взаимную связь явлений, взаимную поддержку [3, с. 78]. В научной литературе данная категория рассматривается в узком и широком смысле. Взаимодействие в узком смысле – совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух или более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [4, с. 16-18], в широком – универсальная система взаимозависимости явлений и процессов, такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействием друг на друга и взаимовлиянием. Кроме того, в широком смысле взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. В философской литературе взаимодействие рассматривается как всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении, всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями, процесс взаимного влияния тел друг на друга, всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Сущность взаимодействия заключается в коллективной деятельности, ориентированной на решение совместных задач федеральных органов исполнительной власти.

Взаимодействие – это сложный, непрерывный и динамический процесс. Координация действий заключается в совместной активности всех задействованных в решение задачи органов, каждый из которых, осознанно выполняет свою роль в процессе и использует при этом разумный подход, своевременно совершает базовые действия.

Профессор В. Д. Малков рассматривал взаимодействие как одну из функций управления. По его мнению, с точки зрения структурно-логического анализа оно включает в себя субъекты, цели взаимодействия, механизм реализации функций [2, с. 122-123].

Следует отметить, что совместные действия могут быть при наличии некоторых условий:

  1. Во взаимодействии должны участвовать как минимум два органа (например, подразделения Росгвардии (СОБР, ОМОН) и подразделения ФСИН). Отсюда следует, что каждый из участников должен четко осознавать, что он выполняет возложенные функции совместно с другим органом;
  2. У этих органов должны быть единые задачи и цели, выполнение которых будет достигаться согласованными действиями взаимодействующих органов.

Исходя из юридического содержания и значимости, система нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений ФСИН, представлена следующим образом:

1) международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией:

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. [4, с. 290-311];
  • Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. [4, с. 319-325];
  • Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г.;
  • Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. [5, с. 212-220];

2) Федеральные законы Российской Федерации:

  • от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»;
  • от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Общие вопросы взаимодействия подразделений ФСИН России с аналогичными правоохранительными подразделениями закреплены в ряде нормативных правовых актов различного уровня, в частности Федеральном законе от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указе Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».

Так, например, в соответствии с п. 30 ст. 9 федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях.

Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» собственно в структуру данной службы включены:

  • специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (СОБР);
  • отряды мобильные особого назначения территориальных органов (ОМОН).

Следовательно, специальные подразделения СОБР и ОМОН наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации.

Более того, подразделения ФСИН оказывают содействие другим органам исполнительной власти, например подразделениям Росгвардии и МВД России, в проведении специальных мероприятий:

  • по обеспечению общественной безопасности и общественного правопорядка при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
  • обеспечению режимов чрезвычайного положения;
  • изъятию оружия у населения (например, оказывая помощь);
  • оцеплению места проведения специальной операции, проводимой иными подразделениями (например, ОМОН, СОБР);
  • разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления – в их ликвидации и др.

В свою очередь особые подразделения Росгвардии и МВД России в рамках взаимодействия также способны оказать помощь подразделениям ФСИН в следующих видах правоохранительной деятельности:

  • пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах;
  • обеспечение безопасного функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • пресечение полетов беспилотных летательных объектов, выполняемых над территорией пенитенциарных учреждений;
  • обеспечение следственно-оперативных мероприятий;
  • охрана правопорядка;
  • изъятие оружия, наркотических средств;
  • задержание вооруженных преступников.

Сотрудничество подразделений ФСИН с иными подразделениями МВД России и Росгвардии при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях включает следующие организационные черты:

  • решение проблем комплексного использования сил и средств подразделений;
  • обеспечение тактического единства действий привлекаемых сил и средств;
  • обеспечение открытого наращивания достаточных сил и средств.

Критерии организационного взаимодействия сводятся:

  • к обеспечению единства понимания всеми сотрудниками замысла руководителя оперативного штаба;
  • обеспечению твердого знания подразделениями поставленных задач и способов совместных действий;
  • систематизированному обмену информацией об оперативной обстановке, совместной разработке наиболее важных документов по организации служебной деятельности;
  • согласованию намеченных мероприятий по выполнению приказов и иных документов;
  • установлению и освоению единой системы сигналов взаимодействия.

Принципы организации взаимодействия будут реализовываться при наличии целостного планирования, согласованности в действиях подразделений. Среди принципов можно выделить постановку единой цели действий, мобильность, принцип максимального использования возможностей взаимодействующих субъектов. Постановка единой цели действий обеспечивает единую стратегию, целесообразное распределение основных сил и линию поведения. Мобильность позволяет оптимально использовать компоненты коллективных действий, варьировать резервы, рационально расходовать силы и средства отделов специального назначения. Принцип максимального использования возможностей взаимодействующих субъектов, его реализация предусматривает предварительное изучение, учет сил и средств, имеющихся в распоряжении взаимодействующих субъектов, а также ожидаемого результата их деятельности.

Принципы взаимодействия отражают закономерность совместных действий подразделений ФСИН с подразделениями других ведомств (МВД, Росгвардия и др.). Так же необходимо учитывать особенности действий и возможности по управлению этих подразделений.

Таким образом, сущность организации взаимодействия подразделений ФСИН с другими специальными подразделениями при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях представляет собой совокупность согласованных принципов, прав и обязанностей, направленных для решения единых задач и безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

Тактику взаимодействия спецназа уголовно-исполнительной системы с частями и соединениями войск национальной гвардии в особых условиях следует рассматривать как большое количество методических рекомендаций по осуществлению совместных действий при выполнении специальных задач в чрезвычайных ситуациях.

В заключении хотелось бы дать свою формулировку определения взаимодействия подразделений ФСИН России с другими структурами, под которым следует понимать основанную на нормативно-правовых актах взаимосвязанную, согласованную в пространстве и во времени правоохранительную деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы и аналогичных органов Росгвардии, МВД России, направленную на достижение общей цели, решение общих задач в сфере обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом / В. Г. Афанасьев. - Москва : Политиздат, 1973. - 391 с.
  2. Малков, В. Д. Планирование в управлении органами внутренних дел (теоретические и организационно-методические проблемы) : диссертация на соискание научного звания доктора юридических наук / Малков Вадим Дмитриевич. - Москва, 1979. - 453 с.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азбуковник, 2009. - 944 с.
  4. Томин, В. Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел : учебное пособие / В. Т. Томин. - Горький : ГВШ МВД СССР, 1978. - 112 с.
Список литературы