Взаимодействие подразделений войск национальной гвардии (Росгвардии) с подразделениями уголовно-исполнительной системы, в данной статье я хочу подробно раскрыть о том, как происходит этап взаимодействия данных Федеральных служб.
ФС ВНГ РФ (Росгвардия) является достаточно молодым федеральным органом исполнительной власти и порядок взаимодействия с ФСИН до ее создания не подвергался конкретному анализу. В связи с оптимизацией и повышения эффективности работы в Росгвардию организационно вошли такие структуры как Спецотряды быстрого реагирования (СОБР) и ОМОН.
Анализ позволяет сделать нам вывод о том, что взаимодействие между подразделениями Росгвардии (ОМОН, СОБР, отряды специального назначения) и другими органами необходимо.
Проблема взаимодействия является одной из ключевых и занимает центральное место в теории и практики управления [1, с. 98; 8], вопросы взаимодействия подразделений Росгвардии с другими федеральными органами исполнительной власти ранее не была рассмотрена.
Для начала обратимся к определению слова "взаимодействие". Толковый словарь русского языка определяет взаимодействие как взаимную связь явлений, взаимную поддержку [3, с. 78]. В научной литературе данная категория рассматривается в узком и широком смысле. Взаимодействие в узком смысле – совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух или более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [4, с. 16-18], в широком – универсальная система взаимозависимости явлений и процессов, такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействием друг на друга и взаимовлиянием. Кроме того, в широком смысле взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. В философской литературе взаимодействие рассматривается как всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении, всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями, процесс взаимного влияния тел друг на друга, всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Сущность взаимодействия заключается в коллективной деятельности, ориентированной на решение совместных задач федеральных органов исполнительной власти.
Взаимодействие – это сложный, непрерывный и динамический процесс. Координация действий заключается в совместной активности всех задействованных в решение задачи органов, каждый из которых, осознанно выполняет свою роль в процессе и использует при этом разумный подход, своевременно совершает базовые действия.
Профессор В. Д. Малков рассматривал взаимодействие как одну из функций управления. По его мнению, с точки зрения структурно-логического анализа оно включает в себя субъекты, цели взаимодействия, механизм реализации функций [2, с. 122-123].
Следует отметить, что совместные действия могут быть при наличии некоторых условий:
- Во взаимодействии должны участвовать как минимум два органа (например, подразделения Росгвардии (СОБР, ОМОН) и подразделения ФСИН). Отсюда следует, что каждый из участников должен четко осознавать, что он выполняет возложенные функции совместно с другим органом;
- У этих органов должны быть единые задачи и цели, выполнение которых будет достигаться согласованными действиями взаимодействующих органов.
Исходя из юридического содержания и значимости, система нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений ФСИН, представлена следующим образом:
1) международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией:
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. [4, с. 290-311];
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. [4, с. 319-325];
- Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г.;
- Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. [5, с. 212-220];
2) Федеральные законы Российской Федерации:
- от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»;
- от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Общие вопросы взаимодействия подразделений ФСИН России с аналогичными правоохранительными подразделениями закреплены в ряде нормативных правовых актов различного уровня, в частности Федеральном законе от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указе Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
Так, например, в соответствии с п. 30 ст. 9 федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях.
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» собственно в структуру данной службы включены:
- специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (СОБР);
- отряды мобильные особого назначения территориальных органов (ОМОН).
Следовательно, специальные подразделения СОБР и ОМОН наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации.
Более того, подразделения ФСИН оказывают содействие другим органам исполнительной власти, например подразделениям Росгвардии и МВД России, в проведении специальных мероприятий:
- по обеспечению общественной безопасности и общественного правопорядка при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
- обеспечению режимов чрезвычайного положения;
- изъятию оружия у населения (например, оказывая помощь);
- оцеплению места проведения специальной операции, проводимой иными подразделениями (например, ОМОН, СОБР);
- разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления – в их ликвидации и др.
В свою очередь особые подразделения Росгвардии и МВД России в рамках взаимодействия также способны оказать помощь подразделениям ФСИН в следующих видах правоохранительной деятельности:
- пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах;
- обеспечение безопасного функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- пресечение полетов беспилотных летательных объектов, выполняемых над территорией пенитенциарных учреждений;
- обеспечение следственно-оперативных мероприятий;
- охрана правопорядка;
- изъятие оружия, наркотических средств;
- задержание вооруженных преступников.
Сотрудничество подразделений ФСИН с иными подразделениями МВД России и Росгвардии при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях включает следующие организационные черты:
- решение проблем комплексного использования сил и средств подразделений;
- обеспечение тактического единства действий привлекаемых сил и средств;
- обеспечение открытого наращивания достаточных сил и средств.
Критерии организационного взаимодействия сводятся:
- к обеспечению единства понимания всеми сотрудниками замысла руководителя оперативного штаба;
- обеспечению твердого знания подразделениями поставленных задач и способов совместных действий;
- систематизированному обмену информацией об оперативной обстановке, совместной разработке наиболее важных документов по организации служебной деятельности;
- согласованию намеченных мероприятий по выполнению приказов и иных документов;
- установлению и освоению единой системы сигналов взаимодействия.
Принципы организации взаимодействия будут реализовываться при наличии целостного планирования, согласованности в действиях подразделений. Среди принципов можно выделить постановку единой цели действий, мобильность, принцип максимального использования возможностей взаимодействующих субъектов. Постановка единой цели действий обеспечивает единую стратегию, целесообразное распределение основных сил и линию поведения. Мобильность позволяет оптимально использовать компоненты коллективных действий, варьировать резервы, рационально расходовать силы и средства отделов специального назначения. Принцип максимального использования возможностей взаимодействующих субъектов, его реализация предусматривает предварительное изучение, учет сил и средств, имеющихся в распоряжении взаимодействующих субъектов, а также ожидаемого результата их деятельности.
Принципы взаимодействия отражают закономерность совместных действий подразделений ФСИН с подразделениями других ведомств (МВД, Росгвардия и др.). Так же необходимо учитывать особенности действий и возможности по управлению этих подразделений.
Таким образом, сущность организации взаимодействия подразделений ФСИН с другими специальными подразделениями при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях представляет собой совокупность согласованных принципов, прав и обязанностей, направленных для решения единых задач и безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Тактику взаимодействия спецназа уголовно-исполнительной системы с частями и соединениями войск национальной гвардии в особых условиях следует рассматривать как большое количество методических рекомендаций по осуществлению совместных действий при выполнении специальных задач в чрезвычайных ситуациях.
В заключении хотелось бы дать свою формулировку определения взаимодействия подразделений ФСИН России с другими структурами, под которым следует понимать основанную на нормативно-правовых актах взаимосвязанную, согласованную в пространстве и во времени правоохранительную деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы и аналогичных органов Росгвардии, МВД России, направленную на достижение общей цели, решение общих задач в сфере обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.