Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Проектная деятельность при изучении математики как форма успешной мотивации обуч...

Проектная деятельность при изучении математики как форма успешной мотивации обучающихся

Автор(-ы):

Иванкова Людмила Ивановна

Кузнецова Анна Владимировна

Кучеренко Екатерина Вадимовна

Кудыкина Марина Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

проектная деятельность
метод проектов

Аннотация статьи

Исследование посвящено организации проектной деятельности в школе. Проектная деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это – деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Текст статьи

Проектная деятельность по математике – это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного личностно значимого для них материального результата и предполагающая самостоятельное решение учащимися математических задач. Технология организации и проведения проектного обучения предусматривает комбинирование способов, методов, приемов, форм и средств обучения.

Технология моего опыта заключается в четкой организации всей системы обучения на уроках математики, в выборе соответствующих форм, в дифференциации обучения учащихся, определении оптимальных путей сочетания различных форм обучения – общеклассной, групповой, индивидуальной.

Принципы технологии проектного обучения:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  • ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • нацеленность на создание конкретного продукта;
  • монопредметный и межпредметный характер проектов;
  • временная и структурная завершенность проекта.

Цели технологии:

  • реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности;
  • актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.
  • интеграция межпредметных знаний;
  • включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность;
  • развитие у учащихся такого необходимого социального навыка как коммуникабельность;
  • обеспечить механизм развития критического мышления учащегося, умения искать путь решения поставленной задачи;
  • развивать у учащихся исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Задачи, решаемые в ходе выполнения учебного проекта:

  • коммуникативные задачи;
  • образовательные задачи;
  • развивающие задачи.

При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

  • выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
  • структурирование задач, как например, возможностей для обучения;
  • сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
  • управление процессом обучения;
  • использование технологий там, где это необходимо;
  • поиск надежного способа оценки.

Самое интересное и самое трудное начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу.

Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности: исполнительский, конструктивный, творческий.

Учебные проекты могут выполняться индивидуально или в группах. Работая в группах, учащиеся осваивают элементы организационной деятельности: лидера, сотрудника, исполнителя. Так как в группах отдельные разделы выполняются индивидуально, то каждый участник группы осознает ответственность за выполнение своего задания. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая им задания, соответствующие уровню их возможностей, и обязательно постепенно усложнять содержание работы.

Суть проекта на уроке математики заключается в том, что учащимися реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.

Средства мотивации, возбуждения познавательного интереса, достаточно широки. Одним из них является обращение к приложениям математики. Какие задачи привели к математическим открытиям, какие новые средства были при этом созданы, как с их помощью удалось продвинуться вперед науке и технике – все это поможет заинтересовать ученика, расширить его кругозор.

Самостоятельная деятельность учащегося при решении прикладных задач имеет развивающий характер. Приобретая необходимые умения и навыки, учащиеся реализуют свои творческие, поисковые способности, развивают воображение и логическое мышление.

С целью активизации всех вышеперечисленных процессов мною разрабатывается комплекс творческих учебных проектов для учащихся 5-9 классов по математике.

Выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки, осваивать информационно-коммуникационные технологии.

Анализируя этапы подготовки и реализации проектов, проведение уроков, их итоги, можно сделать следующие выводы:

  • Реализация метода проектов, методики сотрудничества весь­ма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
  • В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

– новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

– новых личностных качеств.

  • Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты (краткосрочные) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Этапы разработки проекта и его проведения

  1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
  2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.
  4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  5. Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
  6. Выявление новых проблем.

Список литературы

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  3. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, С.177-180.
  5. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  6. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84.
  7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

Поделиться

268

Иванкова Л. И., Кузнецова А. В., Кучеренко Е. В., Кудыкина М. В. Проектная деятельность при изучении математики как форма успешной мотивации обучающихся // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 110-112. URL: https://apni.ru/article/4728-proektnaya-deyatelnost-pri-izuchenii-matemati

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая