Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Проектная деятельность при изучении математики как форма успешной мотивации обуч...

Проектная деятельность при изучении математики как форма успешной мотивации обучающихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

проектная деятельность
метод проектов

Аннотация статьи

Исследование посвящено организации проектной деятельности в школе. Проектная деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это – деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Текст статьи

Проектная деятельность по математике – это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного личностно значимого для них материального результата и предполагающая самостоятельное решение учащимися математических задач. Технология организации и проведения проектного обучения предусматривает комбинирование способов, методов, приемов, форм и средств обучения.

Технология моего опыта заключается в четкой организации всей системы обучения на уроках математики, в выборе соответствующих форм, в дифференциации обучения учащихся, определении оптимальных путей сочетания различных форм обучения – общеклассной, групповой, индивидуальной.

Принципы технологии проектного обучения:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  • ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • нацеленность на создание конкретного продукта;
  • монопредметный и межпредметный характер проектов;
  • временная и структурная завершенность проекта.

Цели технологии:

  • реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности;
  • актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.
  • интеграция межпредметных знаний;
  • включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность;
  • развитие у учащихся такого необходимого социального навыка как коммуникабельность;
  • обеспечить механизм развития критического мышления учащегося, умения искать путь решения поставленной задачи;
  • развивать у учащихся исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Задачи, решаемые в ходе выполнения учебного проекта:

  • коммуникативные задачи;
  • образовательные задачи;
  • развивающие задачи.

При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

  • выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
  • структурирование задач, как например, возможностей для обучения;
  • сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
  • управление процессом обучения;
  • использование технологий там, где это необходимо;
  • поиск надежного способа оценки.

Самое интересное и самое трудное начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу.

Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности: исполнительский, конструктивный, творческий.

Учебные проекты могут выполняться индивидуально или в группах. Работая в группах, учащиеся осваивают элементы организационной деятельности: лидера, сотрудника, исполнителя. Так как в группах отдельные разделы выполняются индивидуально, то каждый участник группы осознает ответственность за выполнение своего задания. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая им задания, соответствующие уровню их возможностей, и обязательно постепенно усложнять содержание работы.

Суть проекта на уроке математики заключается в том, что учащимися реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.

Средства мотивации, возбуждения познавательного интереса, достаточно широки. Одним из них является обращение к приложениям математики. Какие задачи привели к математическим открытиям, какие новые средства были при этом созданы, как с их помощью удалось продвинуться вперед науке и технике – все это поможет заинтересовать ученика, расширить его кругозор.

Самостоятельная деятельность учащегося при решении прикладных задач имеет развивающий характер. Приобретая необходимые умения и навыки, учащиеся реализуют свои творческие, поисковые способности, развивают воображение и логическое мышление.

С целью активизации всех вышеперечисленных процессов мною разрабатывается комплекс творческих учебных проектов для учащихся 5-9 классов по математике.

Выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки, осваивать информационно-коммуникационные технологии.

Анализируя этапы подготовки и реализации проектов, проведение уроков, их итоги, можно сделать следующие выводы:

  • Реализация метода проектов, методики сотрудничества весь­ма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
  • В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

– новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

– новых личностных качеств.

  • Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты (краткосрочные) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Этапы разработки проекта и его проведения

  1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
  2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.
  4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  5. Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
  6. Выявление новых проблем.

Список литературы

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  3. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, С.177-180.
  5. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  6. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84.
  7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

Поделиться

942

Иванкова Л. И., Кузнецова А. В., Кучеренко Е. В., Кудыкина М. В. Проектная деятельность при изучении математики как форма успешной мотивации обучающихся // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 110-112. URL: https://apni.ru/article/4728-proektnaya-deyatelnost-pri-izuchenii-matemati

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря