Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Понятие и значение антикоррупционной политики

Понятие и значение антикоррупционной политики

Автор(-ы):

Руднева Ангелина Игоревна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

публичная власть
государство
органы публичной власти
органы государственной власти
коррупция
антикоррупционная политика
субъекты антикоррупционной политики
принципы антикоррупционной политики

Аннотация статьи

В статье автор анализирует понятие и значение современной антикоррупционной политики. Коррупция представляет собой сложное явление, затрагивающее различные сферы общественной жизни и тесно связанное с другими видами преступной деятельности. Изучением коррупции занимаются представители различных областей науки — криминалисты, криминологи, политологи, психологи, социологи, специалисты в сфере международного права, предпринимательского права, уголовного права и процесса. Даже разработка определения коррупции оказалась очень сложной задачей.

Текст статьи

При формировании правовой политики ставятся первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедлительно решать сейчас и в ближайшей перспективе. В настоящее время в Российской Федерации среди таких задач и вопросов особое значение приобретает борьба с коррупцией, которая, по нашему мнению, превратилась из «бытовой» в «институциональную», т. е. в реальный социальный институт, молчаливо признаваемый властью.

Переходя к определению антикоррупционной политики, стоит отметить, что у экспертов сложились различные мнения и подходы на этот счет. Но, тем не менее, среди общих признаков, которые отмечает большинство экспертов, стоит выделить то, что антикоррупционная политика есть обособленный вид и неотъемлемая часть общей правовой политики современного российского государства. Она является частью общегосударственной правовой политики и должна реализовываться во взаимодействии с иными видами правовой политики. При этом антикоррупционная политика реализуется в тех же формах, что и правовая политика в целом. С другой стороны, антикоррупционная политика будет иметь свою специфику в субъектах осуществления, приоритетных формах и методах реализации, используемых правовых средствах.

Так, наиболее широко на сегодняшний день реализована правотворческая форма антикоррупционной политики, что выражается в большом объеме ратифицированных международных документов и принятых национальных нормативных правовых актов. Остальные же формы формирования и реализации антикоррупционной политики должны еще быть изучены и сформулированы, так как на сегодняшний день очевидно, что невысокий уровень эффективности антикоррупционного законодательства связан не только с плохим качеством законов, но и с трудностями в их реализации.

С одной стороны, в специальной литературе можно найти немало работ по антикоррупционной политике. С другой стороны, при более внимательном их рассмотрении выясняется, что по большей части авторы заимствуют или берут за основу с небольшими изменениями несколько известных определений антикоррупционной политики (обычно принадлежащих А.В. Малько) [2, с. 36]. В работах по антикоррупционной политике в основном анализируются конкретные меры противодействия коррупции, а не вырабатываются базовые научные понятия.

В целом антикоррупционная политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества по противодействию коррупции. Пожалуй, самое широкое понятие антикоррупционной политики сформулировано в коллективной монографии «Коррупция: природа, проявления, противодействие» [3, с. 47].

В данном труде антикоррупционная политика определяется как сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, народами и государствами, органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, сутью которой является противодействие умышленному использованию должностными и (или) публичными лицами предоставленной им дискреционной власти в корыстных целях, т.е. в целях удовлетворения личных или групповых интересов в ущерб интересам общества, государства и людей [4, с.44].

Как видим, по мнению исследователей, и с этим необходимо согласиться, антикоррупционная политика не сводится к формально-юридическому воздействию на общественные отношения. Противодействие коррупции есть системная деятельность, которая охватывает совершенно различные и неожиданные области общественной жизни. Сам расцвет коррупции в обществе – это показатель системного социального кризиса, основными проявлениями которого являются кризис морально-этических ценностей общества и идеологии. Поэтому и антикоррупционная политика в современном мире должна рассматриваться сквозь призму воздействия ее на различные сферы общественной жизни.

С юридической точки зрения в антикоррупционной политике существуют три уровня:

  1. концептуальный
  2. законодательный
  3. правоприменительный.

Сущность и содержание антикоррупционной политики выражается в ее принципах. В целом антикоррупционная политика строится с учетом современной ориентации права на приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, гуманизм, демократизм и другие. Статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» сформулировала следующие принципы противодействия коррупции:

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • неотвратимость ответственности за совершение коррупционных преступлений;
  • комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  • приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  • сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [1, с. 36].

Законность как принцип антикоррупционной политики имеет несколько проявлений. Во-первых, это придание юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Законность в противодействии коррупции требует, чтобы сама антикоррупционная деятельность жестко регламентировалась. Во-вторых, деятельность должностных лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, должна проходить строго в пределах их полномочий. В-третьих, необходимо соблюдение процедур и правил привлечения к юридической ответственности за коррупционные преступления.

В доктрине, кроме того, среди принципов антикоррупционной политики выделяют:

  • принцип постоянного совершенствования национального законодательства и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступлениями коррупционного характера с приведением его в соответствие с требованиями международных стандартов;
  • принцип единоначалия в руководстве задействованных антикоррупционных сил и средств при проведении антикоррупционных мероприятий и создание единого органа, ведущего борьбу с коррупцией;
  • принцип обеспечения национальной безопасности [5, с. 45].

Однако, по нашему мнению, оптимальным будет разделить принципы на основные и дополнительные. Основные принципы антикоррупционной политики должны быть закреплены законодательно на федеральном уровне (в настоящий момент - в качестве дополнения в Федеральный закон «О противодействии коррупции»), чтобы в дальнейшем они могли быть использованы в сложных ситуациях правоприменения и для конкретизации норм антикоррупционного законодательства в процессе его реализации. Таких принципов не может быть много, это вытекает из правил юридической техники, в частности, из требования компактности и лаконичности правового регулирования. Дополнительные принципы должны разрабатываться на доктринальном уровне, а также содержаться и уточняться в актах официального толкования, в обзорах судебной практики. Дополнительные принципы дают более полное и точное представление о направленности и приоритетах современной антикоррупционной политики, используются в учебных и просветительских целях, а также могут применяться в рамках судебной практики в процессе разъяснения антикоррупционного законодательства.

Антикоррупционная политика в качестве предмета правового регулирования включает в себя следующие отношения по:

  • формированию основных начал антикоррупционной политики, определению ее понятий, целей и принципов;
  • реализации антикоррупционной политики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства;
  • установлению приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реализации антикоррупционной политики;
  • определению компетенции органов публичной власти национального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики;
  • определению и проведению антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
  • укреплению законности и правовых основ функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
  • формированию общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами;
  • формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики.

Ценность антикоррупционной политики, как и правовой политики в целом, состоит в том, что на концептуальном уровне ее формирования модель борьбы с коррупцией может – и должна – быть выбрана сознательно. А системный подход в борьбе с коррупцией позволит совместить удачные элементы различных моделей.

Список литературы

  1. Бондарь Н.С. Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности // Журнал российского права. 2022. № 4. С. 36-55.
  2. Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А. Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации: междисциплинарные аспекты: Монография // СПС КонсультантПлюс. 2020.
  3. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография / под редакцией С.А. Авакьяна. Москва: Юстицинформ, 2016. 512 с.
  4. Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М. и др. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: монография. М., 2019.
  5. Шевердяев С.Н. Конституционное законодательство о противодействии политической коррупции: система и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 45-52.

Поделиться

1691

Руднева А. И. Понятие и значение антикоррупционной политики // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/4729-ponyatie-i-znachenie-antikorruptsionnoj-polit

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня