При формировании правовой политики ставятся первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедлительно решать сейчас и в ближайшей перспективе. В настоящее время в Российской Федерации среди таких задач и вопросов особое значение приобретает борьба с коррупцией, которая, по нашему мнению, превратилась из «бытовой» в «институциональную», т. е. в реальный социальный институт, молчаливо признаваемый властью.
Переходя к определению антикоррупционной политики, стоит отметить, что у экспертов сложились различные мнения и подходы на этот счет. Но, тем не менее, среди общих признаков, которые отмечает большинство экспертов, стоит выделить то, что антикоррупционная политика есть обособленный вид и неотъемлемая часть общей правовой политики современного российского государства. Она является частью общегосударственной правовой политики и должна реализовываться во взаимодействии с иными видами правовой политики. При этом антикоррупционная политика реализуется в тех же формах, что и правовая политика в целом. С другой стороны, антикоррупционная политика будет иметь свою специфику в субъектах осуществления, приоритетных формах и методах реализации, используемых правовых средствах.
Так, наиболее широко на сегодняшний день реализована правотворческая форма антикоррупционной политики, что выражается в большом объеме ратифицированных международных документов и принятых национальных нормативных правовых актов. Остальные же формы формирования и реализации антикоррупционной политики должны еще быть изучены и сформулированы, так как на сегодняшний день очевидно, что невысокий уровень эффективности антикоррупционного законодательства связан не только с плохим качеством законов, но и с трудностями в их реализации.
С одной стороны, в специальной литературе можно найти немало работ по антикоррупционной политике. С другой стороны, при более внимательном их рассмотрении выясняется, что по большей части авторы заимствуют или берут за основу с небольшими изменениями несколько известных определений антикоррупционной политики (обычно принадлежащих А.В. Малько) [2, с. 36]. В работах по антикоррупционной политике в основном анализируются конкретные меры противодействия коррупции, а не вырабатываются базовые научные понятия.
В целом антикоррупционная политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества по противодействию коррупции. Пожалуй, самое широкое понятие антикоррупционной политики сформулировано в коллективной монографии «Коррупция: природа, проявления, противодействие» [3, с. 47].
В данном труде антикоррупционная политика определяется как сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, народами и государствами, органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, сутью которой является противодействие умышленному использованию должностными и (или) публичными лицами предоставленной им дискреционной власти в корыстных целях, т.е. в целях удовлетворения личных или групповых интересов в ущерб интересам общества, государства и людей [4, с.44].
Как видим, по мнению исследователей, и с этим необходимо согласиться, антикоррупционная политика не сводится к формально-юридическому воздействию на общественные отношения. Противодействие коррупции есть системная деятельность, которая охватывает совершенно различные и неожиданные области общественной жизни. Сам расцвет коррупции в обществе – это показатель системного социального кризиса, основными проявлениями которого являются кризис морально-этических ценностей общества и идеологии. Поэтому и антикоррупционная политика в современном мире должна рассматриваться сквозь призму воздействия ее на различные сферы общественной жизни.
С юридической точки зрения в антикоррупционной политике существуют три уровня:
- концептуальный
- законодательный
- правоприменительный.
Сущность и содержание антикоррупционной политики выражается в ее принципах. В целом антикоррупционная политика строится с учетом современной ориентации права на приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, гуманизм, демократизм и другие. Статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» сформулировала следующие принципы противодействия коррупции:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных преступлений;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [1, с. 36].
Законность как принцип антикоррупционной политики имеет несколько проявлений. Во-первых, это придание юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Законность в противодействии коррупции требует, чтобы сама антикоррупционная деятельность жестко регламентировалась. Во-вторых, деятельность должностных лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, должна проходить строго в пределах их полномочий. В-третьих, необходимо соблюдение процедур и правил привлечения к юридической ответственности за коррупционные преступления.
В доктрине, кроме того, среди принципов антикоррупционной политики выделяют:
- принцип постоянного совершенствования национального законодательства и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступлениями коррупционного характера с приведением его в соответствие с требованиями международных стандартов;
- принцип единоначалия в руководстве задействованных антикоррупционных сил и средств при проведении антикоррупционных мероприятий и создание единого органа, ведущего борьбу с коррупцией;
- принцип обеспечения национальной безопасности [5, с. 45].
Однако, по нашему мнению, оптимальным будет разделить принципы на основные и дополнительные. Основные принципы антикоррупционной политики должны быть закреплены законодательно на федеральном уровне (в настоящий момент - в качестве дополнения в Федеральный закон «О противодействии коррупции»), чтобы в дальнейшем они могли быть использованы в сложных ситуациях правоприменения и для конкретизации норм антикоррупционного законодательства в процессе его реализации. Таких принципов не может быть много, это вытекает из правил юридической техники, в частности, из требования компактности и лаконичности правового регулирования. Дополнительные принципы должны разрабатываться на доктринальном уровне, а также содержаться и уточняться в актах официального толкования, в обзорах судебной практики. Дополнительные принципы дают более полное и точное представление о направленности и приоритетах современной антикоррупционной политики, используются в учебных и просветительских целях, а также могут применяться в рамках судебной практики в процессе разъяснения антикоррупционного законодательства.
Антикоррупционная политика в качестве предмета правового регулирования включает в себя следующие отношения по:
- формированию основных начал антикоррупционной политики, определению ее понятий, целей и принципов;
- реализации антикоррупционной политики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства;
- установлению приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реализации антикоррупционной политики;
- определению компетенции органов публичной власти национального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики;
- определению и проведению антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- укреплению законности и правовых основ функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
- формированию общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами;
- формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики.
Ценность антикоррупционной политики, как и правовой политики в целом, состоит в том, что на концептуальном уровне ее формирования модель борьбы с коррупцией может – и должна – быть выбрана сознательно. А системный подход в борьбе с коррупцией позволит совместить удачные элементы различных моделей.