Главная
Конференции
Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции
Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в России

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в России

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

иностранные военнослужащие
обучение и подготовка
программы дополнительного профессионального образования

Аннотация статьи

В статье рассматривается тема подготовки иностранных военных в учебных заведениях Российской Федерации. Описаны особенности организации процесса обучения иностранных военнослужащих. Рассмотрены возможности реализации дополнительных профессиональных программ.

Текст статьи

Изучение особенностей образовательной деятельности по обучению иностранных военных представляется актуальным, поскольку одним из направлений военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами является обучение и профессиональная подготовка военнослужащих из этих государств.

Вопросам подготовки иностранных военнослужащих в военных вузах Российской Федерации посвящен ряд научных исследований (Алехин И.А., Калиновский А.Е., Карпова Т.А., Кривунченко А.И., Кун Е.В., Гусева Л.Г., Иванова В.В. и др.). Внимание ученых привлекают вопросы повышения эффективности обучения иностранных военнослужащих (Булков А.А., Ткачев В.А. и др.), психолого-педагогические условия их подготовки (Киящук Т.В., Жирнова И.Л. и др.), адаптация иностранных военнослужащих в российских военных вузах (Давыдова Н.В., Жуков А.С., Павлушкина Т.В., Тенчурин А.Ю. и др.). Достаточно много работ связано с обучением военных из других стран русскому языку (Иванова В.В., Краснова С.В., Малахова М.Г., Рякина О.Р., Чухлебова И.А., Федорова Л.В. и др.). В военной педагогической науке активно разрабатываются вопросы содержания, организации и методики преподавания военных дисциплин иностранным военнослужащим (Тенитилов П.С., Гусева Л.Г., Миндоров Н.И. и др.).

В нашем исследовании мы обратимся к общей характеристике профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в военных вузах России.

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих представляет собой их подготовку к военно-профессиональной деятельности в национальных армиях в соответствии с должностным предназначением, вооружение военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирование профессионально-важных и личностных качеств [2].

Профессиональная подготовка состоит из профессионального обучения, воспитания, самостоятельной работы военнослужащих, а также включает подготовку преподавателей к работе с иностранцами.

Подготовку иностранных военнослужащих обуславливают договоренности о порядке предоставления образовательных услуг и содержании обучения между нашей страной и государствами-заказчиками.

Обучение военных специалистов из-за рубежа ведется в соответствии с Положением о порядке оказания Минобороны России услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств. Данное положение устанавливает порядок подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств. Положением закреплено, что иностранные военнослужащие могут обучаться в военных образовательных организациях Минобороны России не только по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и программам среднего профессионального образования, но и по дополнительным профессиональным программам.

Программы обучения иностранных военнослужащих реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным условием эффективного освоения учебного материала является содержание обучения иностранных военнослужащих. Федеральные государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке определяют содержание обучения иностранных военнослужащих. В тематических планах и рабочих программах дисциплин детализируются положения стандарта.

Важно отметить, что организация профессиональной подготовки иностранных военнослужащих по аналогии с подготовкой российских военных не всегда является эффективной. При организации обучения иностранных военнослужащих необходимо учитывать особенности развития национальных вооруженных сил, специфику поставляемого Российской Федерацией вооружения, особенности социально-политического строя, экономические и географические условия. Помимо этого берется во внимание уровень образования иностранных военнослужащих, их опыт военной службы, знание ими русского языка. Таким образом, содержание обучения иностранных военнослужащих отличает особый подход преподавателей к отбору материала, учет социокультурных и языковых факторов, поиск фактической информации, тщательное оформление учебного материала в языковом плане.

Для профессиональной подготовки иностранных военных на современном этапе характерно развитие курсов повышения квалификации. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) военных специалистов призваны совершенствовать профессиональные компетенции, которые необходимы для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, или направлены на освоение нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В то же самое время при разработке дополнительных профессиональных программ должна соблюдаться преемственность подготовки в системе дополнительного образования с подготовкой по программам высшего или среднего профессионального образования, тем самым обеспечивается согласованность и этапность обучения.

В учебном плане дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки), как и в учебном плане основной профессиональной образовательной программы, отражены трудоемкость программы, распределение учебного времени, формы аттестации.

Поскольку обучение иностранных военнослужащих осуществляется на русском языке, то в перечень учебных дисциплин входит дисциплина «Русский язык». Так как освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки), как правило, происходит в сжатые сроки, то овладение русским языком происходит не только на занятиях по этой дисциплине, но и при изучении всех дисциплин, которые предусматривает учебный план. Для успешного изучения дисциплин учебного плана преподавательскому составу, привлекаемому для работы с иностранными военнослужащими, необходимо совершенствовать методику обучения с учетом того, что материалы дисциплин содержат много специальных терминов и слов, сложных для понимания иностранцами. Поэтому преподаватели специальных дисциплин частично выполняют функции преподавателя русского языка в контексте терминологии своей дисциплины.

В квалификационных требованиях к уровню подготовки специалистов и минимуму содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки) иностранных военнослужащих устанавливаются сроки освоения дополнительной профессиональной программы, а также формы обучения, в числе которых, например, могут быть лекции, практические занятия, групповые занятия, выполнение контрольной работы.

Квалификационные требования к уровню подготовки специалистов и минимуму содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки) содержат характеристику профессиональной деятельности военных специалистов, в которой отражены область военно-профессиональной деятельности, объекты военно-профессиональной деятельности, виды военно-профессиональной деятельности. Квалификационные требования также содержат перечень должностей, для которых предназначен военный специалист, освоивший дополнительную профессиональную программу.

В зависимости от объема задач, на реализацию которых направлена дополнительная профессиональная программа, формируется и корректируется перечень специальностей подготовки иностранных военнослужащих. Высокий спрос на российское военную технику обусловливает подготовку и повышение квалификации специалистов, в компетенцию которых входит эксплуатация российского вооружения.

Надо сказать, что образовательные программы профессионального образования соответствующего уровня и дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые военными учебными заведениями, обновляются в зависимости от уровня развития научно-технической сферы, совершенствования технологий, экономического роста, а также развития военно-социальной сферы.

Таким образом, профессиональная подготовка (обучение) иностранных военнослужащих в России по образовательным программам (основным и дополнительным) реализуется на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке с учетом специфических характеристик иностранных военнослужащих.

Список литературы

  1. Тенитилов П.С. Отечественный опыт профессиональной подготовки иностранных военнослужащих // Мир образования – образование в мире. 2016. № 3 (63). С. 98-102.
  2. Ткачев В.А. Сущность и содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1116-1118. URL https://moluch.ru/archive/63/9747/ (дата обращения: 15.01.2020).

Поделиться

4174

Маркелов В. И., Зеленко Н. В. Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в России // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 145-149. URL: https://apni.ru/article/473-professionalnaya-podgotovka-inostrannikh-voen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января