Роль анкетирования в выявлении потребностей в дополнительном образовании и принятии управленческих решений

В статье анкетирование рассматривается в качестве процесса получения и анализа информации для принятия управленческих решений в сфере дополнительного образования. Приводится пример современной формы анкетирования родителей (законных представителей) с использованием автоматизированных информационных систем.

Аннотация статьи
дополнительное образование
анализ потребностей
анкетирование
Ключевые слова

Государство и российское общество отводят центральное место дополнительному образованию детей. Современные родители через разнообразные возможности дополнительного образования развивают возможности детей, начиная с дошкольного возраста. Государство видит в дополнительном образовании подготовку детей к жизни и труду. В России сохранились традиции содержания и организации дополнительного образования с советских времен. Вместе с тем, в последнее время происходит модернизация всей системы.

На уровне государства обсуждается влияние участия в дополнительном образовании на вовлеченность в основное образования и академические достижения, социальную активность, развитие социальных и эмоциональных качеств ребенка, преодоление неравенства.

Жулябина Н.М. отмечает, что институциональное устройство, формы и содержание дополнительного образования детей, реализуемые политики отличаются широкой вариативностью [3, с.4].

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р отмечается, что на федеральном уровне решен вопрос о возможности выбора родителями (законными представителями) конкретной дополнительной общеобразовательной программы и зачисления ребенка в образовательную организацию. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные навигаторы, предоставлена возможность записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе. Решен вопрос о выдаче сертификатов персонифицированного финансирования [2].

Одним из целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года определен показатель «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием». Для достижения данного показателя каждый субъект определяет ряд мероприятий, утверждает планы, «дорожные карты». Каждая организация дополнительного образования использует свои формы и методы расширения контингента обучающихся. Привлечение детей в объединения дополнительного образования происходит через Дни дополнительного образования в общеобразовательных организациях, объявления и рекламные буклеты, набор через официальный сайт организации дополнительного образования или страницу в социальных сетях и т.д.

По статистике дети младшего и среднего школьного возраста активно посещают объединения дополнительного образования. Наименьший процент обучающихся составляют дети старшего школьного возраста. Объясняется данный факт снижением заинтересованности старшеклассников к дополнительным образовательным программам, предлагаемым организациями дополнительного образования. Одна из причин состоит в том, что старшеклассники имеют большую нагрузку в общеобразовательной организации, они заняты выполнением домашних заданий, подготовкой к государственной итоговой аттестации. У них не остается времени на посещение спортивных секций, творческих или технических объединений. В данном случае, мы рассмотрим другую причину, когда школьник не может найти для себя актуальную и интересную программу в соответствии со своей возрастной категорией. Таких программ либо нет, либо мало, либо ребенок не знает о существовании таких программ. Для того, чтобы у организации дополнительного образования было предложение, для начала нужно изучить спрос.

Сегодня семья: дети и родители являются потребителями и заказчиками образовательных услуг, ключевой целевой аудиторией, на которую ориентируется государственная система дополнительного образования. Для современной системы дополнительного образования важно всецело отвечать запросам и потребностям ребенка и быстро перестраиваться для того, чтобы дать возможность ребенку выбрать тот пул компетенций, который ему в данный момент интересен.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией [1]. И здесь для системы образования своевременно реагировать на изменения спроса на программы стало особенно актуально с появлением сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования, когда на рынке образовательных услуг появились негосударственные поставщики и возросла конкуренция. Образовательной организации важно понять, насколько будет востребована программа еще до ее создания.

Для понимания заинтересованности в тех или иных программах, чтобы удержать и приумножить целевую аудиторию, необходимо ежегодно проводить анализ потребностей обучающихся в программах дополнительного образования в разрезе возрастных групп детей.

До недавнего времени для выявления востребованности программ образовательным организациям требовалось проводить анкетирование, анализировать ответы респондентов, проводить ранжирование программ по определенным показателям. В качестве средства для сбора сведений от респондента использовался список вопросов – анкета, которая могла быть как на бумажном носителе, так и в электронной форме или использовалось онлайн-тестирование. На обработку полученных результатов и проведение анализа требовалось затратить определенное время.

Сегодня цифровизация стала неотъемлемым элементом сфер жизни общества, в том числе системы образования. Цифровая трансформация позволяет эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

С появлением в субъектах Российской Федерации информационных ресурсов — региональных навигаторов, обеспечивающих доступ к информации о реализуемых в субъекте дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих указанные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ, процесс получения и анализа информации для принятия управленческих решений стал полностью автоматизированным.

В настоящее время разработан модуль определения образовательных потребностей в дополнительном образовании «Путь героя», в котором родители вместе с ребенком проходят интерактивный квест в личном кабинете на портале в автоматизированной информационный системе «Персонифицированное дополнительное образование». В формате игры ребенок выбирает класс своего героя и отправляется в приключение по вымышленной стране, а после прохождения всех заданий ему предлагаются подходящие по интересам секции, объединения.

Таким образом, родителю данный модуль позволяет определиться с выбором объединения дополнительного образования для своего ребенка, а для системы дополнительного образования результаты подобного анкетирования родителей показывают востребованность конкретных направлений. На основе полученных данных образовательная организация сможет корректировать образовательные программы в пользу интересов детей.

Однако, имея в руках данный инструмент, не каждый родитель готов им воспользоваться. Нехватка времени современных родителей на прохождение совместных с ребенком заданий, недооценка важности мнения каждого родителя для общей картины системы дополнительного образования в конкретном субъекте. Поэтому на данном этапе предстоит большая информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями) о важности и возможностях данного ресурса.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.01.2022).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» // КонсультантПлюс URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2022).
  3. Жулябина Н. М. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование // Современная аналитика образования. 2017. №9 
  4. Портал персонифицированного дополнительного образования URL: https://www.pfdo.ru (дата обращения: 03.09.2022).
Список литературы