Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста

В данной работе авторами анализируется развитие физической подготовленности воспитанников ДОУ через индивидуально-дифференцированный подход. Материалы статьи могут быть полезны специалистам в области дошкольного образования.

Аннотация статьи
индивидуально-дифференцированный подход
индивидуальные особенности
физическое воспитание
двигательная активность
Ключевые слова

Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка (тип нервной деятельности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, пол ребенка) в процессе занятий физическими упражнениями.

 Одним из важных моментов в процессе занятий физическими упражнениями является учет состояния здоровья детей. Одно из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей, такой учет возможен только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.

Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и другие, от организованной образовательной деятельности по физкультуре и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни.

Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем организма, к снижению эмоционального тонуса и тем самым – к более позднему биологическому выздоровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, то есть восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.

Безусловно, к детям, перенесшим заболевания, на образовательной деятельности по физкультуре нужен особый подход, тем не менее дети должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку следует дозировать: исключить упражнения, требующие большого физического напряжения – бег, подвижные игры, прыжки, лазание. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа, стоя), так как в следствии неустойчивой нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.

У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции, чтобы избежать переохлаждения, дети могут быть одеты несколько теплее здоровых детей. Однако, оберегая детей от чрезмерных физических нагрузок, нельзя их долго оставлять на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функции.

В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом. Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании его анамнеза и проведения функциональных проб.

Следующим моментом индивидуального подхода является учет типа нервной системы детей в процессе занятий физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями необходимо учитывать свойства нервной системы занимающихся. Возбудимые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности. Они успешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Такие дети выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей необходимо использовать чередование упражнений с разным темпом и добиваться строгого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвижных играх полезно чаще давать им роли, требующие активного торможения.

Дети со слабым типом нервных процессов отличаются сниженной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. Они медленно и с трудом овладевают новыми движениями, поэтому нуждаются в большем количестве повторений трудных упражнений, а для закрепления двигательных навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр. Таких ребят необходимо побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх поручать им роли, требующие активного действия. А для укрепления веры в свои силы использовать тактику одобрения, поощрения и похвалы.

Необходимо очень аккуратно использовать оценку деятельности дошкольника. Для ребенка важно то, как оценил его педагог. Положительная оценка вызывает активизацию деятельности, в то время как отрицательная подавляет и дезорганизует физиологические процессы. У разных детей ответная реакция неоднозначна. На самоуверенных детей, которых часто хвалят, положительная оценка педагога может оказать слабое воздействие, отрицательная же оказывается более эффективной. Но робких детей отрицательная оценка окончательно дезорганизует. Большую ценность имеют радостные сопереживания педагога по поводу успехов ребенка. Порицания допустимы лишь в тех случаях, когда это действительно оправдано.

В процессе занятиями физическими упражнениями так же необходим учет половой принадлежности ребенка. Сегодня наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным – с другой, является вопрос учета пола ребенка.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждений сегодня для мальчиков и девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встречается лишь в результатах мониторинга физического развития детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

С приходом в дошкольное учреждение инструкторов по физической культуре появилась возможность не декларативно, а на деле учитывать половую принадлежность детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности по физкультуре. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках, метании превышают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это является основанием тому, что в большинстве учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков.

Двигательная активность дошкольников зависит от различных факторов. Организуя двигательную деятельность детей, можно отметить, что есть ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее ярким примером могут служить отличия в сроках овладения метанием, вызывающим затруднения у девочек, и прыжками через скакалку, вызывающим затруднения у мальчиков.

Организуя двигательную деятельность детей дошкольного возраста, следует уделять достаточно времени к индивидуальному подходу. Должны проводиться новые исследования, составляться новые методы, способы и подход к детям с отклонениями в здоровье, с различным уровнем двигательной активности и уровнем физической подготовленности детей. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой. Следует вести индивидуальную работу с детьми, составлять конспекты и программы с учетом их индивидуальных особенностей.

Такой подход к детям поможет получить отличную физическую подготовку, и дети будут более подготовлены к школе.

Важно с детства привить детям желание к ежедневным физическим упражнениям и двигательной активности. Чтобы это доставляло им радость и удовольствие. Занятия физкультурой помогут детям избежать многих проблем со здоровьем, стать жизнерадостными и активными.

Текст статьи
  1. Леви-Гориневская Е. Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника // Дошкольное воспитание, 2009.
  2. Решетнева Г. Формирование старших дошкольников ценностного отношения здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. – 2008.
  3. Решетнева Г. Дошкольное воспитание / Г. Решетнева, С. Абольянина, 2008.
  4. Стародубцева И. Физическое воспитание: инновационные технологии, 2008.
  5. Стародубцева И. Слушай – действуй! Музыка в физическом воспитании дошкольников. – 2008.
Список литературы