Знакомство детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации: флаг, герб, гимн

Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. В данной статье раскрывается поэтапное внедрение по ознакомлению дошкольников с государственными символами Российской Федерации исходя из методических рекомендаций Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06.

Аннотация статьи
гражданин
патриотическое воспитание
государственная символика
гимн
герб
флаг
Российская Федерация
Ключевые слова

Государственная символика является частью истории и культуры страны [4].

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России.

В условиях глобальных вызовов современного мира, открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретает задача воспитания детей гражданами России, формирования у них уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.

В современном обществе патриотическое воспитание на данном этапе приобретает особое значение, поэтому возникает необходимость осуществлять его на качественно новом уровне.

В настоящее время Правительство РФ и Министерство просвещения РФ уделяют больше внимания решению проблем патриотического воспитания. Понятно, что уже на этапе дошкольного детства взрослые должны способствовать воспитанию в детях патриотических чувств: любви к семье, детскому саду, природе, уважительного отношения к истории и соотечественникам, осознания себя как гражданина, относящегося с уважением и гордостью к её символам: флагу, гимну и гербу. Однако невозможно воспитать уважение и гордость за то, о чём дети имеют минимальные представления или не имеют их вовсе [1]. Соответственно, уже на этапе дошкольного детства необходимо знакомить детей с флагом, гимном и гербом Российской Федерации. Задача непростая, так как даже взрослым непросто понять, принять и запомнить историю происхождения символов, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции [5]. Но с 1 мая 2022 года стала возможной в реализации благодаря методическим рекомендациям «Об использовании в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации», которые разработало Министерство Просвещения Российской Федерации.

В этой статье мы хотели бы подробнее рассказать о том, как знакомить воспитанников дошкольных образовательных организаций с государственными символами Российской Федерации исходя из методических рекомендаций Минпросвещения.

Организовать знакомство дошкольников с государственными символами можно в двух направлениях, через: 1) обустройство развивающей предметно-пространственной среды и 2) проведение мероприятий (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06) [2].

  • Необходимо включить государственные символы в пространственную образовательную среду как детского сада в целом, так и в отдельном групповом пространстве. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в холле детского сада. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению.
  • С 2022 года с начала учебного года каждую рабочую неделю в детском саду начинать с поднятия Государственного флага и исполнения гимна. Рассказать детям, что важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы. Поэтому участвовать в поднятии флага и исполнении гимна – особая честь и гордость каждого гражданина. Более того, если старший дошкольник проявил себя успешно в разных сферах, то может лично поднять флаг России в дошкольном учреждении.
  • Проводить тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
  • Рекомендовано проводить минимум одно занятие в год, посвященное изучению государственных символов России.
  • Обязательно следует включить тематические мероприятия в рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы детского сада.

Удобнее всего будет приурочить мероприятия к празднованию памятных дат страны и региона. Например:

12 июня – «День России»;

22 августа – день Государственного флага Российской Федерации;

30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации;

12 декабря – «День Конституции»;

25 декабря – «День Государственных символов Российской Федерации: флаг, герб, гимн».

  • Провести родительские собрания, чтобы проинформировать родителей о том, что в детском саду вводятся новые мероприятия, посвященные государственным символам, что в определенные торжественные мероприятия, например, «День защитника Отечества (23 февраля), День России (12 июня), День Российского флага (22 августа), День Спорта (здоровья) в детском саду будет организовано поднятие флага с прослушиванием гимна [3].

Чтобы суметь познакомить детей с государственной символикой, педагогам самим необходимо разобраться в истории её развития, проникнуться мироощущением традиционной культуры, понять и оценить символический смысл герба, флага и гимна Российской Федерации. Поэтому в методических рекомендациях содержится материал о происхождении, истории развития государственного герба, флага и гимна России. Эти рекомендации помогут педагогам разобраться в многочисленных функциях российских государственных символов и грамотно познакомить с ними детей.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с государственной символикой – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Текст статьи
  1. Захарова О.Н. Знакомство дошкольников с государственной символикой Российской Федерации. – URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/zaharova-on-znakomstvo-doshkolnikov-s-gosudarstvennoj-simvolikoj-rossijskoj-federacii.html (дата обращения: 05.08.2022).
  2. Как ввести изучение госсимволов в детском саду // Информационный портал resobr.ru. – URL: https://www.resobr.ru/news/62854-kak-vvesti-izuchenie-gossimvolov-v-detskom-sadu (дата обращения: 05.08.2022).
  3. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 апреля 2022 года № СК-295/06 об использовании государственных символов Российской Федерации. – URL: https://rfartcenter.ru/wp-content/uploads/2022/05/pismo-minprosveshhenija_o-gos.simvolah_18_04_.2022.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
  4. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с. ISBN 5-89415-256-9.
  5. Храброва О. А. Программа "Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников". – URL: https://urok.1sept.ru/articles/560833 (дата обращения: 05.08.2022).
Список литературы