Использование информационных технологий на уроках физики

Информационные технологии на уроках физики в ИК-7, как фактор положительного влияния на процесс обучения осужденных. Современный учитель использует в педагогической деятельности информационно-компьютерные технологии.

Аннотация статьи
информационно-компьютерные технологии
единое информационное пространство школы
Ключевые слова

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-компьютерные технологии становятся необходимым компонентом урока в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе ИКТ.

В своей работе мы активно используем ИКТ не первый год. В нашей школе оборудован один компьютерный кабинет. В кабинете находится 8 рабочих мест учащихся с лицензионным программным обеспечением (включая сетевые образовательные программы), проектор с экраном. В школе накоплено огромное количество видео, мультимедийных, интерактивных материалов, презентаций, обучающих программ по всем предметам, включая предметы естественнонаучного цикла. Сейчас ведутся работы по созданию единого информационного пространства школы, включающего в себя создание единой школьной медиатеки, введение единого внутри школьного документооборота, с целью увеличения эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. Реализация этого проекта создаст условия для дальнейшего развития и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых ИКТ, таких как, обучение по технологии «1 компьютер – 1 ученик», дистанционное обучение и пр. [3, с. 86].

Быстрое развитие информационных технологий в последнее время постоянно заставляет пересматривать формы проведения уроков физики и астрономии, их структуру.

Для эффективного усвоения материала деятельность учащихся необходимо направлять в нужное русло, постоянно контролировать, менять их вид работы, иначе урок на компьютере станет для них таким же, как и изучение материала по учебнику. Не надо заблуждаться в том, что, увидев урок по физике на компьютере, ученики сразу начнут его с радостью изучать и запоминать. Ничего подобного не происходит. Правильно, что в настоящее время у учеников очень высокий интерес к компьютерам. Поэтому и надо этот интерес умело использовать в обучении. Грамотное ведение урока физики в компьютерном классе очень сильно повышает эффективность обучения.

Использование ИКТ на каждом уроке делаем по-разному:

  • при изучении нового материала используем информацию из различных сайтов;
  • очень эффективен просмотр фотографий, которые нет в учебнике;
  • компенсируем отсутствие физических приборов в школе, используя живые модели физических, астрономических процессов и явлений, что вызывает большой интерес у учащихся;
  • подключаем их к созданию мультимедийных презентаций с использованием сведений и фотографий с сайтов, с последующим их показом на уроках;
  • привлекаем учащихся к поиску информации по теме урока из источников Интернета;
  • используем интерактивные уроки;
  • проводим тестирование на компьютере.

Этот список можно продолжать до бесконечности, придумывая день изо дня новые применения информационных технологий.

Уроки в вечерней школе исправительной колонии с использованием информационных технологий особенно нравятся осужденным, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.

Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Создание уроков с использованием ИКТ даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме [5, с. 115].

Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени – с другой. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов:

  • прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;
  • развивать умения добывать информацию из разнообразных источников;
  • обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  • формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
  • повышать интерес учащихся к предмету;
  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика;
  • оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения;
  • создавать надежную систему мониторинга усвоения знаний;
  • осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика;
  • повышать педагогическую квалификацию;
  • позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.

Информационные технологии удачно применяются и во внеурочное время. В рамках предметной недели проводятся физические викторины, дискуссии, исследования и здесь не обойтись без компьютерных технологий. В качестве аргументации, более убедительно выглядит то, что наглядно, ярко, доступно.

В результате использования информационных технологий на уроках физики у учащихся наблюдается:

  1. Более полное усвоение теоретического материала.
  2. Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников.
  3. Умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
  4. Повышение интерес учащихся к предмету.
  5. Формирование положительной мотивации учебной деятельности.

Системное применение в учебном году данных электронных ресурсов является гарантом эффективности учебного процесса.

Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

Текст статьи
  1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». – М., 2003.
  2. Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр “Школьная книга”, 2003.
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Народное образование. 2005. № 8. С.140.
  5. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста–учителя к коллективу единомышленников // Народное образование. 1992.
  6. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М., 2000.
  7. www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября