Воспитание школьников – это комплексная задача, охватывающая все сферы деятельности ребёнка. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой [1, с.97].
В обновлённом ФГОС основного общего образования подчёркивается, что достижение личностных результатов образовательной программы осуществляется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации.
Таким образом, можно говорить, что понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей [2].
В настоящее время одним из основных направлений воспитания является гражданско-правовое воспитание, которое предусматривает привитие школьникам интереса к изучению родного языка, ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте и технологиях, уважение к символам России и её историческому наследию.
Воспитание достойного гражданина своей страны является приоритетной задачей любого государства. Основная задача школы заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему гражданско-патриотического воспитания школьников, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувство принадлежности и сопричастности к государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм. Патриотическое воспитание школьника – одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина Российской Федерации.
Обратимся к понятию «патриотизм». Толковый словарь Д.Н. Ушакова даёт следующее определение: «Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу». В этнографическом словаре находим следующее определение: «Патриотизм – (от греч. patris – родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей». По мнению современных учёных и педагогов, патриотическое воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны, чувство своей принадлежности и чувство причастности к делам страны, своей малой родины, школы, класса, семьи [3].
Основная роль в воспитании достойного гражданина своей страны отводится именно школе. В школе закладываются не только знания и основы наук, но и формируются моральные и духовные качества. Таким образом, под воспитанием патриотизма мы понимаем развитие таких качеств личности, как уважение к старшему поколению, чувство ответственности и долга, чувство гордости за свою страну, её историю и культуру, а также воспитание уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
В МОУ «Веселолопанская СОШ» ведется большая работа по патриотическому воспитанию школьников. В школе работает военно-патриотический клуб, работает школьный музей боевой и трудовой славы, проводятся традиционные внеклассные мероприятия, посвящённые знаменательным датам и событиям страны и родного края. Безусловно, создана целая система работы по гражданско-патриотическому воспитанию, которая отмечена на муниципальном и региональном уровнях.
Но патриотическое воспитание, несомненно, должно реализовываться не только в системе внеклассной работы, но и обязательно в образовательном процессе. Среди всех предметов учебного плана «иностранный язык» занимает особое место. Его специфика заключается в том, что в процессе обучения школьники приобретают не знания основ научных дисциплин, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, в том числе для получения новой информации.
Преподавание иностранного языка в современной школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, безусловно, языка другого народа [4].
Знания, которые школьники приобретают на уроках иностранного языка, воспринимаются только через призму знаний, сформированные в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями иноязычных стран, необходимо изучать государственные символы, историю, культуру, географию Российской Федерации средствами иностранного языка. Важнейшие события в истории страны являются мощным стимулом развития патриотизма. Межкультурная коммуникация может быть реализована только с учётом наследия собственного народа, родной культуры, культуры родного края [5].
Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, через сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения учащиеся получают возможность развития навыков и умений в разных видах речевой деятельности в рамках изучения тем, связанных с нашей страной, с её достижениями в разных областях науки и культуры, с открытиями учёных, прославивших нашу страну, с их вкладом в мировую науку.
В нашей школе преподавание немецкого языка реализуется по УМК И.Л.Бим «Deutsch. Die ersten Sritte», который, в сочетании с введением в образовательный процесс регионального материала, позволяет реализовывать работу в направлении гражданско-патриотического воспитания школьников. Немецкий язык является тем средством, с помощью которого можно рассказать окружающим о своей Родине, городе, селе, поделиться своим личным опытом.
Обращение же к региональному материалу приближает иноязычное общение к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому учителя иностранных языков, используя в работе компоненты УМК, стремятся находить пути интеграции в учебный процесс знаний о своей стране, своём регионе.
Приведу несколько примеров. Так, при изучении в 7 классе темы «Das Leben in einer modernen Groꞵstadt», учащиеся знакомятся с текстами о Москве и городах «Золотого кольца». Учащиеся сравнивают облик немецких и русских городов. В рамках темы «Was nennen wir unsere Heimat» в том же 7 классе отдельный урок посвящается Белгородской области, её географическому положению, героическому прошлому, знаменитым белгородским учёным, полководцам, спортсменам. На уроках немецкого языка учащиеся слушают и читают тексты, составляют небольшие сообщения о жизни и деятельности В.Г. Шухова, Н.Ф. Ватутина, Светланы Хоркиной и других знаменитых земляков. Мы также говорим о предприятиях, расположенных на территории нашей области, которые вносят немалый вклад в экономическое развитие Российской Федерации. На уроках мы посвящаем время беседе о Белгороде – городе первого салюта, его месте в истории боевой славы страны, говорим о достопримечательностях нашего областного центра. С целью расширения знаний о своем крае, была разработана серия уроков по теме «Belgorod – die Stadt der ersten Salve» («Белгород – город первого салюта»). И, конечно, на заключительном этапе работы над темой учащиеся готовят проекты, которые посвящают настоящему и прошлому своего региона, города, родного села.
Преподавание иностранного языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.