Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Автор(-ы):

Шапошник Людмила Юрьевна

Шкут Ирина Николаевна

Вихрова Екатерина Александровна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

речь
речевое развитие
семья
роль семьи
ребенок

Аннотация статьи

Актуальность проблемы развития речи ребенка обусловлена тем, что своевременное развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. На современном этапе существует острая практическая необходимость определить основные направления развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье, обосновать роль в формировании связной речи ребенка.

Текст статьи

Речь – это сложная система, которая включает в себя внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи – это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Перед современными родителями стоит задача – создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи.

Как наш, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для развития речи ребенка является его нахождение в семье при условии, что родители с готовностью включаются в процесс развития речи своих детей. Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.

Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге.

Основы работы с детьми старшего дошкольного возраста для родителей разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов: А.Е. Яшина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичива, М.В. Ипполитова и другие. Можно выделить несколько групп диалогических умений, которые необходимо сформировать у дошкольника старшей возрастной группы (по Чиркиной Г. В.):

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;
  • умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;
  • умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;
  • уместное использование мимики, жестов.

Ипполитова М.В. выделила в своих работах методы и средства, с помощью которых родители могут развивать навыки связной речи ребенка старшего дошкольного возраста:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение;
  • пересказ;
  • рассказ.

Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни. Общение родителей с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Разговор родителей с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в семье создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность. Родители могут разговаривать с детьми по любому удобному поводу, в разное время.

На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет реакция на него со стороны родителей. И то, как семья настраивает ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дает, является основным формирующим компонентом фиксации ребенка на своем речевом нарушении, влияет на формирование личности и характера малыша. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного». Ребенок внушаем, и при отсутствии насмешек со стороны других детей он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности. При установке родителей: «Ты уже большой, а говоришь, словно тебе два года» у ребенка может развиться комплекс неполноценности. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Замечая отставание в развитии речи, большинство родителей направляют свои усилия на обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий. Есть случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Не зная закономерностей развития детской речи, родители скрупулезно следят за тем, чтобы малыш произносил слово «чисто». Заставляют его повторять одно и то же слово по нескольку раз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Нередко взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими домашними методами приучают ребенка к побуквенному чтению. Часто неумеренное чтение книг и разучивание стихов, когда ни содержание, ни объем читаемых текстов не согласуются с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием вызывает повышенную расторможенность и нежелание слушать. Существуют и другие неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним. В этом случае у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе. «Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности.

Итак, важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. 

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка:

  • Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно; избегать ссор между родителями в присутствии малыша; беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать; не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком; проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме; развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук; следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу; объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.
  • Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя:

  1. Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.
  2. При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.
  3. Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его.
  4. Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному».

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Список литературы

  1. Косинова Е. М. Уроки логопеда – М.: Эксмо, 2009. 193 с.
  2. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
  3. Светлова И. Е. Домашний логопед – М.: Эксмо, 2007. 249 с. 
  4. Стародубова Н. А. Теория и методика речи дошкольников – М.: Академия, 2013. 256с.
  5. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности – М.: Сфера, 2010. 176 с.

Поделиться

306

Шапошник Л. Ю., Шкут И. Н., Вихрова Е. А. Развитие речи ребёнка в условиях семьи // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 139-142. URL: https://apni.ru/article/4749-razvitie-rechi-rebyonka

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая