Создание в ДОО образовательной среды, способствующей формированию социального познания у старших дошкольников

Создание в ДОО образовательной среды, способствующей формированию социального познания у старших дошкольников

Статья посвящена созданию в дошкольном образовательном учреждении гуманитарной образовательной среды, обеспечивающей развитие ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника. Описываются психолого-педагогические методы и приёмы активизации социального познания, направленные на освоение детьми социальных дистанций и коммуникаций. Характеризуется целесообразность организации социальной среды ДОУ, обеспечивающей развитие индивидуальности дошкольника, подготавливающей его к новому социальному качеству.

Аннотация статьи
социальное познание
социализация
образовательная среда
активация
социально-коммуникативное развитие
Ключевые слова

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В старшем дошкольном возрасте, социальное познания имеет такая позиция как «Я и общество». На практике видно, что в данном возрасте, ребята активно участвуют не только в жизни группы, но и в своей семье. Они всегда готовы прийти на помощь, проявить заботу и участие. Активно и с большим интересом старшие дошкольники участвуют в различных играх, конкурсах, викторинах. Всё это благодаря тому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, что способствует формированию социальной коммуникации. По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию. Социальное познание и образовательная среда детского сада социальна. Окружение ребёнка – родители, педагоги и сверстники, играет огромную роль в его жизни.

Среда детского сада наполнена разнообразными предметами, позволяющими дошкольникам, глубже погрузиться в окружающий мир и освоить его закономерности. Образовательная среда способствует реализации выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой – психолого-педагогические методы и приёмы. Для активизации социального познания необходимы: овладение сущностью событий и пространства; взаимодействие со значимыми взрослыми; определение социальных ролей, ситуацией. Активизация социального познания дошкольника -пространство, где находится дошкольник, подвигает его на усвоение социальных дистанций. Поведение старших дошкольников корректно, они не нарушают пространственных норм взаимодействия, а в незнакомой обстановке дети допускают ошибки. Дети могут располагаться близко или далеко они либо контактируют либо избегают контакта. В данном случае педагог может использовать педагогические приёмы, направленные на освоение детьми социальных дистанций. Первый приём: ритуалы в группе, традиции «Утреннее приветствие», «Читательский день». Приём второй: коммуникативные игры «Тактильный телеграф», «Просьба», позволяет повторить все те состояния, пережитые в определённых ситуациях. Ведь психологическое состояние способно дать толчок развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психических процессов. Старшие дошкольники уже понимают суть многих событий и могут разобраться и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, построить в нем свои отношения с другими людьми. В этом смысле необходимо обратить внимание на технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе: · педагогический анализ события · влияние его воспитательного потенциала · акцентирование тех сторон события, которые могут оказать влияние на ребёнка · нейтрализация негативного влияния · стимулирование рефлексивного отношения ребёнка к происходящему. Приём третий: коллективные творческие работы, один из путей социального познания, при условии, пристального внимания совместному проживанию воплощаемых событий. Например, коллаж из детских фотографий, картинок, детских рисунков, сообща выполненная детская газета подтолкнёт многих детей к активному познанию действительности. События помогают изменить внутреннее состояние и взгляд на окружающий мир, позволяют актуализировать внутреннее состояние, выделить значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников. Ребёнок меняется сам, если поменять события и взгляд на них самого ребёнка. Родитель и педагог – люди, к которым дети относятся с большой степенью доверия, имеют тёплые отношения, своё мнение, суждение. Если взрослые обеспечивают старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребёнок тянется к ним, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании. А для этого необходимо, чтобы взрослые и дети не просто были организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы. Приём четвёртый: проективный рисунок, в котором ребёнок на невербальном уровне проявляет своё отношение к тем, которые имеют большое значение в их жизни. По заданию педагога дети могут рисовать праздник в детском саду или круг своих знакомых и родных. Тематическое рисование несёт цель – уточнения и расширения социальных контактов. В процесс необходимо внести элемент обсуждения или подведения итогов. Тема рисунков может быть любой, касающейся определённой группы или групп людей. Такой опыт старшего дошкольника с разными людьми даёт ему основание ориентироваться в разных ситуациях. Социальные роли -любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, пантомимики, мимики, жеста. Дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли. Приём пятый: режиссерские игры: «Семья», «Магазин», "Больница" и др. позволяют детям освоить профессиональные и бытовые роли. Сюжетная игра «Школа» позволяет ребёнку самостоятельно моделировать будущее, побывать в роли ученика и учителя. Приём шестой: развивающее педагогическое мероприятие. Главная идея педагогического мероприятия –выбор каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни. Приём седьмой: экскурсии в школу, позволяющие ребёнку увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Ещё одну экскурсию можно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, нет звонков. В это время можно спокойно познакомиться с пространством школы: побывать в разных кабинетах, порисовать мелом на доске, посетить столовую, спортивный зал, библиотеку. Педагогический эффект выбора социальной роли. Осваивая социальную роль, помогает дошкольникам приобрести более полный жизненный опыт, наполненный новыми яркими эмоциями, закрепляет знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

В заключение важно подчеркнуть, что дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.

Текст статьи
  1. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 20.
  2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164 с.
  3. Смирнова Е.О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. – М., 2008. С. 58-62.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированно образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
  5. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры. – М., 1997. – С. 409.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября