Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Особенности развития круизного рынка в современных условиях

Особенности развития круизного рынка в современных условиях

Автор(-ы):

Мухер Нехама

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

круизный туризм
пассажиры
отдых
путешествие
спрос
круизный рынок

Аннотация статьи

В статье рассмотрены современные тенденции развития круизного рынка в современных условиях. В последние десятилетия рынок морских круизов демонстрировал значительное увеличение и стабильный прирост. На мировом круизном рынке наблюдается очень высокая концентрация флота в руках немногих круизных компаний, контролирующих почти 85% рынка круизных услуг. Развитие круизного туризма оказывает синергетический эффект для развития местной экономики: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; создание новых рабочих мест в областях, задействованных для обслуживания круизного судоходства; рекламирование туристических возможностей региона (страны в целом); расширение возможностей для международного сотрудничества; привлечение инвестиций в развитие транспортной и туристической инфраструктуры.

Текст статьи

Круизный туризм является универсальным видом туризма, который сочетает в себе практически все его формы, а также объединяет различные виды сервиса и организации отдыха (в т.ч. гостиничное обслуживание, ресторанный бизнес, экскурсионная деятельность). Как и наземный туризм, круизный делится на въездной и выездной, каждый из которых предполагает наличие и использование различных объектов туристической, портовой и городской инфраструктуры.

За последние 20 лет ежегодный прирост стоимости круизной индустрии в мире составляет (в среднем) 7,4%. Количество круизных туристов ежегодно увеличивается на 1 млн человек.

По данным исследований TripBarometer (крупнейшим в мире опросом путешественников и владельцев гостиниц, в рамках которого анализируются ответы более 44 тыс. респондентов из разных стран) каждый пятый путешественник сообщил о том, что хочет впервые отправиться в круиз.

Круизный туризм делится на морские круизы – обычно путешествия по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран; и речные круизы – путешествия по водному транспорту по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам). Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристические компании и бюро, большинство из которых создаётся при пароходствах или коммерческих судоходных компаниях.

В 2012 году была создана Международная ассоциация круизных линий (КЛИА) – организация международного уровня, объединяющая и представляющая интересы компаний, турагентств и ассоциаций, задействованных в глобальном круизном секторе. В последние десятилетия рынок морских круизов демонстрировал значительное увеличение и стабильный прирост. На мировом круизном рынке наблюдается очень высокая концентрация флота в руках немногих круизных компаний, контролирующих почти 85% рынка круизных услуг. Их представительства расположены во всех странах мира [2, c. 10].

Наиболее распространённый вид водных путешествий – круизы. Понятие круиз охватывает организацию морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран. Идея морских путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, сотруднику компании Ford Motors. Им в 50-е годы ХХ ст. была разработана концепция круизного отдыха, предполагавшая мощную индустрию развлечений на теплоходе. Цивилизованный рынок морских круизов возник после 1960 г., когда бурное развитие авиационных трансконтинентальных рейсов начало вытеснять традиционные морские путешествия и необходимо было искать новые формы данных перевозок.

Круизные суда сертифицируются по 6 категориям (звёздам). К высшей, шестой, принадлежат суда категории супер-люкс. Круизный рынок можно условно разделить на два параллельно развивающихся сегмента: массовый (мегалайнеры, длиной более 300 м и пассажировместимостью до 2,000 человек и более) и нишевый (индивидуальный туризм на судах небольшого размера, пассажировместимостью до 500 человек). Для обоих сегментов рынка характерна высокая дифференциация предоставляемого продукта: для массового сегмента – на борту судна; для нишевого сегмента – на берегу, во время посещения круизных портов [1, c. 93].

Каждый круизный пассажир тратит в среднем до 1,700 дол. США, наибольшую часть из которых составляет стоимость билета. Ожидается, что в 2023 г. численность круизных пассажиров достигнет 24 млн. человек. Однако 70% круизных пассажиров совершили путешествие за последние 10 лет и только 40% – за последние 5 лет. Такие данные свидетельствуют об уменьшении покупательского спроса населения. По данным КЛИА, ежегодный доход круизного пассажира составляет около 114 тыс. дол. США.

Круизы совмещают морской и береговой отдых, в т.ч. экскурсии. Пассажиры морских круизных судов не пользуются услугами гостиниц и ресторанов и числятся экскурсантами с особым иммиграционным паспортным режимом. В большинстве случаев для стран транзита, где пассажиры выходят на берег, виза не требуется, однако срок их пребывания обычно не превышает
72 часа.

В зависимости от программ берегового отдыха принято различать две системы организации круизов: европейскую и американскую. Европейская система предусматривает путешествия по морю с заходом в разные порты с предоставлением в них экскурсионной программы. Практикуются даже одно- и двухдневные поездки в другие города. Такая система круизных поездок охватывает сейчас до 60% всех круизов. Вместе с тем, приобретает популярность американская система, основной целью которой является предоставление возможности пассажирам, находящимся в круизе, отдыхать на пляжах, пунктах размещения судна.

Все круизы предлагают гибкие цены, скидки для туристов (вне сезона, заблаговременное бронирование путешествия, повторное обращение и т.д.). Основными факторами, влияющими на цену, являются продолжительность круиза, сезон, размещение и размер каюты, оснащение корабля, программы отдыха. На многих кораблях соотношение клиентов и обслуживающего персонала составляет 1:2 [5, c. 103].

Следует учитывать, что круизные корабли имеют самые высокие оперативные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть расходы, корабли должны загрузить не менее 80-90%, авиалинии – 60-65%, гостиницы 50-60%. Поэтому круизные услуги остаются одними из самых дорогих в сфере туристического обслуживания.

Речные путешествия благодаря наличию берегового обзора более информативны, к тому же есть возможность большого количества стоянок. Речные круизы возникли гораздо раньше морских, благодаря их относительно более легкому освоению.

Первые речные экскурсии на лодках Темзой (Англия) были организованы ещё Томасом Куком еще в 1843 г. Почти в то же время в Северной Америке компания American Ехрrеss начинает регулярные экскурсии по Миссисипи на колесном пароходе Миссисипи.

Уровень доходов потребителей круизных услуг обуславливает их распределение на сегменты, которые могут позволить себе круизную услугу бизнес-, среднего и эконом-класса. В среднем потребители круизной услуги бизнес-, среднего и эконом-класса ежедневно на протяжении поездки тратят около 500, 300 и 100 дол. США соответственно [3, c. 61].

Речные круизы наиболее популярны в странах, имеющих мощные речные и озёрные системы, а также системы каналов (США, Канада – Большие озёра (общая протяженность трассы по рекам, озёрам и каналам – более 40 тыс. км). Подобные круизы осуществляются Нилом, Рейном, Дунаем.

В настоящее время речные круизы организуются также Ладожским озером, бассейнами Волги, Днепра, Лены, Оби, Янцзы, каналами и реками Франции и Швеции. Список крупнейших в мире речных круизных линий включает в себя следующие: A-ROSA, AmaWaterways, Avalon Waterways, CroisiEurope, Emerald, Scenic, Tauck, Uniworld Boutique River Cruise Collection, Viking Cruises.

Современные тенденции свидетельствуют о значительной популярности паромных круизов как разновидности морских круизов. Причина состоит в основном в их короткой продолжительности и экономичности.

Широко развито паромное сообщение в Балтийском бассейне между Финляндией, Швецией, Германией, странами Балтийского региона. Незамерзающее водное пространство Балтийского моря (замерзают только Финский и Ботнический залив) позволяет организовать постоянное паромное сообщение в течение всего года [4, c. 9].

Активные паромные перевозки осуществляются на линиях Хельсинки и Турку (Финляндия) – Стокгольм (Швеция) – Травемюнде, Росток (Германия). Именно в этих направлениях имеет место устойчивый пассажиропоток с платёжеспособным спросом. Наиболее популярны эстонская судоходная компания Tallink Silja Oy, ныне крупнейший паромный оператор Балтики, и её конкурент – паромный оператор Viking Line.

Viking Line (Viking Line Abp) – финский судоходный концерн, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки по Балтике. Он зарегистрирован на Аландских островах с головным офисом в Мариегамне, который также является портом приписки большинства паромов компании.

Топ-десять стран мира (представляющих все крупнейшие регионы планеты) обеспечила круизным компаниям 19,2 млн пассажиров, на которых приходится 88% всего круизного потока.

По объему пассажиропотока лидируют США. На них приходится более половины (51%) современного количества круизных туристов – 11,21 млн человек [6, c. 173].

США сделали ставку на создание качественного и недорогого круизного массового продукта. Американский рынок круизной индустрии создал исключительно привлекательный и доступный сервис для жителей Америки, Европы и Азии.

Второе место делят между собой Германия и Великобритания: 15% или 3,38 млн. пассажиров. Замыкают тройку лидеров Австралия, Италия и Канада. На каждую из этих стран приходится 800 тысяч туристов (12%). Далее следуют Китай, Франция, Испания и Норвегия, вместе обеспечивающие еще 2 млн клиентов (или 10% от мирового показателя).

Можно отметить следующие показатели круизного рынка по численности человек в разрезе определённых годов на диаграмме (рисунок).

Рис. Показатель круизного рынка по численности человек, млн. чел.

Стабильный спрос на круизный продукт обуславливает и строительство судов: сумма заявленных на 2020 г. инвестиций на создание новых океанских лайнеров превышала 6,5 млрд долларов. В 2020 г. расходы круизной индустрии составили почти 120 млрд долл., поддерживая занятость почти 1 млн человек.

Эксперты КЛИА выделили 13 основных трендов развития круизной индустрии на ближайшие годы. Среди них рост популярности речных круизов.

Стабильность продаж круизного рынка будет стимулировать и рост количества компаний и турагентов, продающих этот продукт.

Что касается трендов в приоритетах потребителей, то продолжит расти стремление туристов к роскоши, всё большую популярность будет приобретать такой сервис, как услуги консьержа и персонального дворецкого, гурман-круизы и туры на яхтах. Поскольку круизы привлекают внимание платёжеспособных пассажиров, всё больше брендов захотят открыть на борту лайнеров свои магазины. Также круизные компании запускают всё большее количество услуг и развлечений, ориентированных на семейную аудиторию.

По оценке КЛИА, в 2023 г. на маршрутах вырастет количество ночёвок в портах размещений кораблей, у пассажиров будет больше возможностей погрузиться в местную среду, вырастет количество и разнообразие экскурсий. Продолжит своё развитие и «мультикультурный» тренд, то есть максимальное представление национальных кухонь, ресторанов, магазинов, шоу и других элементов развлечений и сервиса на борту лайнеров.

Китай стал вторым по величине источником круизных пассажиров в мире. В 2021 г. количество круизных путешествий по Китаю и за его пределами, которые осуществлялись через 11 главных портов страны, составило более 4,5 млн (на 84% больше по сравнению с 2020 г.). На китайском рынке уже присутствуют крупнейшие мировые круизные компании, такие как Carnival, Royal Caribbean, Norwegian, MSC и Genting.

Прочная основа для развития китайского круизного рынка была заложена политикой поддержки властями разных уровней, особенно в приморских регионах. Осуществляется разработка общенациональной программы развития круизного туризма.

Возраст современных круизных пассажиров составляет 40-50 лет. В 2000-х гг. этот показатель был на уровне 50-60 лет, что свидетельствует о притоке более молодых потребителей [7, c. 152].

Для обеспечения прибыльной работы круизных линий круизные компании консолидируют свои ресурсы и образуют холдинговые структуры. Существенными преимуществами холдинговых структур в круизном туризме являются оптимизация собственных ресурсов при формировании круизного продукта, укрепление инвестиционного потенциала, консолидация трудовых ресурсов, увеличение контроля за процессами развития рынка, мобильность в принятии тактических и оперативных решений. Кроме того, по сравнению с другими видами туризма, имеющими привязку к регионам и странам, из-за мобильности материальной базы в круизном туризме работа в рамках холдинга открывает дополнительные возможности эксплуатации судов на протяжении всего года в разных регионах мира.

Мировой рынок индустрии морских круизов делят 20 специализированных компаний, которые, в свою очередь, принадлежат к 4 крупным группам. Возглавляет список самых крупных круизных компаний холдинг Carnival Сorporation. Флот крупнейшего из входящих в него брендов – Carnival Cruise Line, насчитывает более 20 судов и постоянно пополняется новыми. За ним следует Royal Caribbean International, а на третьем месте находится компания Norvegian Cruise Line (NCL). Все эти операторские компании базируются в США.

Четвертый в рейтинге и первый круизный судовладелец Европы – MSC Cruises. Замыкает ТОП-10 ведущих круизных компаний мира испанский Pullmantur.

Входящие в состав холдинга Carnival компании контролируют 44,8% мирового рынка морских круизов. Доля шести судоходных компаний, следующих по группе Royal Caribbean, составляет 24,7%. Далее три компании Norvegian Cruise Line занимают 8,9% объема рынка, а MSC Cruises имеет 6,4%.

Почти 40% маршрутов круизных компаний мира приходится на Карибский регион, на втором месте – Средиземноморье (17%), на третьем – Азиатско-Тихоокеанский регион (10,4%).

Компания Carnival Cruise Lines Inc. (CCL) является основательницей британо-американского концерна Carnival Corporation & plc, объединяющего
12 круизных компаний. Штаб-квартира крупнейшего и успешного в мире оператора круизных лайнеров расположена в Майами (Флорида, США). Круизные лайнеры компании называют «кораблями развлечений». Характерной для всех судов Carnival является форма трубы, напоминающая хвостовой плавник кита. Впервые она появилась в 1981 г. при строительстве нового судна Tropicale. В 2007 г. компания сделала названия судов однотипными, начинающимися словом «Carnival».

Вторая по величине круизная компания – американо-норвежское совместное предприятие Royal Caribbean Cruises Ltd., официально зарегистрированное в Монровии (Либерия) и имеющее штаб-квартиру в Майами (США).

В состав этой компании входит 5 дочерних предприятий: Celebrity Cruises, Royal Caribbean International, Pullmantur Cruises, Azamara Club Cruises и CDF Croisieres de France. Кроме того, предприятию принадлежит 50% акций TUI Cruises.

Royal Caribbean Cruises Ltd. контролирует около 25% мирового круизного рынка.

Norwegian Cruise Line Holdings Ltd. (Norwegian) является круизной компанией, зарегистрированной на Бермудских островах, со штаб-квартирой в невключённой территории в округе Майами-Дейд (Флорида, США). Она начала свою деятельность в 1966 г. под названием Norwegian Caribbean Line. Компания наиболее известна своей концепцией Freestyle Cruising («Круизы в свободном стиле»), которая заключается в том, что отсутствует чётко определённое время для приёма пищи и не требуется определённая форма одежды. Это предоставило гостям её круизных лайнеров больше свободы и выбора.

В мире существует 650 круизных портов, из которых в Средиземном море – 158, а в Чёрном море – 16 [8, c. 96].

Чёрное море по своему географическому положению не является транзитным, следовательно, для того чтобы выделиться в самостоятельное направление для массового круизного туризма не менее 5 портов должны иметь инфраструктуру, способную обслуживать суда длиной более 300 м.

Из 15 морских портов Черноморского региона, подходящих для приёма круизных судов (порты Болгарии, Румынии, России, Грузии, Турции), 5 принадлежат Российской Федерации: Евпатория, Ялта, Севастополь, Феодосия и Керчь. Эти города обладают уникальными историческими, культурными и туристическими достопримечательностями, которые могли бы быть привлекательны для туристов круизных маршрутов.

Таким образом, проанализировав особенности развития круизного рынка в современных условиях, можно отметить, что развитие круизного туризма оказывает синергетический эффект для развития местной экономики: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; создание новых рабочих мест в областях, задействованных для обслуживания круизного судоходства; рекламирование туристических возможностей региона (страны в целом); расширение возможностей для международного сотрудничества; привлечение инвестиций в развитие транспортной и туристической инфраструктуры.

По оценкам экспертов, каждый круизный турист во время транзитного заката судна в порт в среднем за 10 часов стоянки тратит в городе пребывание от 50 до 100 евро. Итак, круизный туризм является весьма прибыльной отраслью экономики.

Наибольший удельный вес в потреблении круизных услуг приходится на жителей стран Северной Америки. Это обусловлено достаточно высоким уровнем жизни в этом регионе, наличием соответствующих природных ресурсов и т.п. Специфика этого сегмента заключается в том, что на североамериканском рынке круизных перевозок функционируют национальные судоходные и туристические компании. Такая организация круизного бизнеса ограничивает доступ иностранных судоходных компаний и способствует развитию экономик стран Северной Америки.

Европейский морской туризм, хоть и уступает по объёмам североамериканскому, ежегодно наращивает доходы. Жители европейских стран формируют до 30% спроса на мировом рынке круизных услуг. В европейском круизном бизнесе функционирует пятёрка стран, распределяющих между собой около 80% доходов: Великобритания, Германия, Италия, Испания и Франция.

Наблюдается тенденция обретения большой популярности круизов на паромах как разновидности морских круизов. В странах Европы наиболее популярными паромными операторами компании Tallink Silja Oy и Viking Line.

Для обеспечения прибыльной работы круизных линий компании консолидируют свои ресурсы и создают холдинговые структуры. Мировой рынок индустрии морских круизов делят 20 специализированных компаний, которые, в свою очередь, принадлежат к 4 крупным группам. В 2022 г. четыре ведущих компании (Carnival Corporation, Royal Caribbean Cruises, MSC Cruises, Norvegian Cruise Line) контролируют 83,8% мирового круизного рынка.

Список литературы

  1. Безрукова Н.Л. Круизный рынок: современное состояние и развитие: учебно-методическое пособие / Н.Л. Безрукова. – М.: Финансы и статистика Инфра-М, 2010. – 158 с.
  2. Безрукова Н.Л. Формирование и развитие речного круизного рынка в сфере туристских услуг Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Безрукова Наталья Львовна. – Москва, 2013. – 24 с.
  3. Голубкова И.О. Факторы и закономерности структуризации мирового круизного рынка: дис. … канд. экон. наук / И.О. Голубкова // ОНМА. – Г., 2010. – 210 с.
  4. Забоев А.И. Анализ европейского опыта реализации транспортной политики / А.И. Забоев // Вестник транспорта. – 2011. – № 12. – С. 7-12.
  5. Колбасникова М.А. Прогнозирование перевозок в проектах и программах развития транспорта: дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Колбасникова Марина Андреевна. – Москва, 2015. – 142 с.
  6. Кусков А.С. Транспортное обеспечение в туризме: Учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: КноРус, 2008. – 354 с.
  7. Любавина Н.Л. Технология и организация туроператорской деятельности: Учебник. – Изд. 5-е, допол. и передел. / Н. Л. Любавина, Л.А. Кроленко, Т.А. Нечаева. – М.: Академия, 2021. – 270 с.
  8. Майоров Н.Н. Морские паромные и авиационные транспортные процессы и системы: учебное пособие / Н.Н. Майоров. – Санкт-Петербург: ГУАП, 2020. – 123 с.

Поделиться

1929

Мухер Н.. Особенности развития круизного рынка в современных условиях // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 70-75. URL: https://apni.ru/article/4753-osobennosti-razvitiya-kruiznogo-rinka-v-sovre

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня