Применение ассоциативного обучения в условиях образовательной среды вуза (на материале преподавания дисциплины «Тактическая подготовка»)

Применение ассоциативного обучения в условиях образовательной среды вуза (на материале преподавания дисциплины «Тактическая подготовка»)

В статье проведены теоретические аспекты основ познавательного процесса через функции памяти, относящиеся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков (владений). Обращено внимание на то, что важная роль в процессе обучения отводится зрительной памяти. Сделан вывод о том, что применение ассоциативного обучения в условиях образовательной среды вуза обеспечивает основу дальнейшего более качественного обучения и развития будущего специалиста.

Аннотация статьи
образовательная среда
ассоциация
ассоциативное обучение
память человека
слуховая память
зрительная память
Ключевые слова

Память – это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков (владений) и одновременно определенный феномен человеческого организма. Она относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, которые составляет основу дальнейшего обучения и развития.

Информацию, которую усваивает человек можно разделить на:

  • текстовую (слова, фразы, предложения);
  • числовую (числа и знаки, выражающие математические действия);
  • звуковую (устная речь и т.д.);
  • графическую (схемы, графики, рисунки и т.д.).

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание и воспроизводство их в памяти.

Существуют различные типологии памяти по:

  • сенсорности (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая и т.д.);
  • содержанию (образная, социальная память, топографическая и т.д.);
  • организации (эпизодическая, семантическая, процедурная и т.д.);
  • длительности (кратковременная, долговременная и т.д.);
  • осознанности (осознаваемая, неосознаваемая и т.д.);
  • физиологии (долговременная, кратковременная и т.д.);
  • целям запоминания (произвольная и непроизвольная) [4, с. 346-354];
  • наличию средств (опосредованная и неопосредованная);
  • уровню развития (моторная, образная, словесно-логическая и т.д.);
  • времени хранения (проспективная, ретроспективная [1, с. 460-483].

Основой в классификации видов человеческой памяти является деление памяти по времени сохранения материала и преобладающий в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатор. Во втором случае говоря о двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти, важная роль в процессе обучения отводится слуховой и зрительной памяти.

Слуховая память в обучении это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразной учебной информации, которая должна быть связана тесным образом со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек быстро и точно может запомнить смысл информации, логику рассуждений или каких-либо доказательств и этот смысл может передать собственными словами достаточно точно. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов).

Зрительная память в обучении связана с сохранением и воспроизведением визуальной информации. Она чрезвычайно важна в связи с тем, что данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. Благодаря ей в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Усваивать надежно информацию на слух не так легко как может показаться, главную роль в восприятии информации играет зрение. Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается глазами (до 90%) и лишь 10 % информации воспринимается на слух [2].

Для более лучшего перехода информации из кратко- в долговременное запоминание, предпочтение отдают зрительной памяти. Этот механизм может лежать в основе качественного обучения (запоминание и воспроизводство учебной информации).

Память и обучение являются сторонами одного процесса, где под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью – механизмы усвоения, хранения и извлечения этой информации [3, с. 181-192], а любая смысловая организация информации заключается в долговременной памяти.

Ассоциативное обучение, в отличие от неассоциативного обучения, которое делится на суммацию, привыкание, долговременную потенциацию и импринтинг, основывается на образовании связи (ассоциации) между двумя или несколькими стимулами. В качестве примера можно рассмотреть классический вариант выработки условного рефлекса по Павлову: установление связи между нейтральным условным стимулом и безусловным стимулом, вызывающим безусловный рефлекторный ответ. При этом вероятно на разных постсинаптических участках генерируются различные вторичные посредники, и изменение экспрессии генов рецепторов к нейромедиаторам, действующим на данный нейрон будет обусловлено суммарным эффектом вторичных посредников [5].

Во многом механизмы памяти (усвоение, хранение информации и т.д.) зависят от способностей человека. Модель таких способностей, реализуемых в виде системы механизмов, была разработана В.Д. Шадриковым на основе комплексного подхода к изучению психических функций. В модели выделяются три вида механизмов: функциональные, операционные и регулирующие [6].

Функциональные механизмы детерминированы эволюцией и природной организацией человека и осуществляют непосредственное запоминание материала. Они относятся к характеристикам человека как индивида.

Операционные механизмы усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации. Эти механизмы представляют собой внутренние навыки по организации запоминания информации. Они относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности.

Регулирующие механизмы проявляются в умение субъектом управлять собственными способностями и реализуются в внешней (мотивы, установки, интересы, убеждения) и внутренней (осознанное использование) регуляциях. Они относятся к характеристикам человека как индивида и личности.

Для нас в процессе обучения имеют важность, прежде всего операционные механизмы существующие как система интеллектуальных операций (осознанных действий), связанных с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Совокупность данных операций была выделена В.Д. Шадриковым [6], и включает в себя следующие операции:

  • группировка (разбиение материала на группы);
  • выделение опорных пунктов (тезисы, заголовки, вопросы и т.д.);
  • формирование плана (совокупности опорных пунктов);
  • классификация (распределение по классам, группам, разрядам);
  • структурирование (установление расположения частей);
  • систематизация (определенный порядок в расположении частей);
  • схематизация (упрощение представляемой информации);
  • аналогия (установление подобия);
  • перекодирование (представление информации в образной форме);
  • остраивание запоминаемого материала (объединение и распределение);
  • сериоризация (построение различных последовательностей);
  • ассоциация (установление связей по сходству);
  • повторение (сознательный отдельный способ запоминания).

В плане практической реализации операционных механизмов нам кажется интересным механизм «Ассоциация» (рис. 1).

Рис. 1. Применение операционного механизма «Ассоциация»

На рисунке 1 представлена возможность применения данного операционного механизма на примере преподавания дисциплины «Тактическая подготовка», где каждому виду тактических действий соответствует определенная, профильная фотография (изображение), устанавливающая «связь по сходству» с названием вида тактических действий. При этом обучающиеся по данной дисциплине от педагога получают не только «слуховую» информацию, но и зрительно (визуальная память до 90%) запоминают вид тактических действий, ассоциируя его с представленной фотографией (изображением). А в процессе извлечения и реализации знаний (зачет, экзамен, практическая работа и действия) усвоенная ассоциация позволяет вспомнить ее и систематизировать свой ответ или действия.

Не менее интересен в плане практической реализации операционный механизм «Перекодирование» (рис. 2), который по нашему мнению косвенно также относится к методам ассоциативного обучения и способствует повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала.

Рис. 2. Применение операционного механизма «Перекодирование»

На рисунке 2 представлена возможность применения данного операционного механизма на примере преподавания дисциплины «Тактическая подготовка», где к целям видов основных боевых тактических действия (см. рис. 1) применен операционных механизм «Перекодировка», вызывающий у обучающих определенные ассоциации и сопутствующий запоминанию и воспроизведению данной учебной информации.

В частности, при изучении целей наступления педагог задает обучающимся словесно визуальную ассоциацию «РОСА», при изучении целей обороны «КОНУС», перекодируя учебную информацию по принципу «представление информации в образной форме». Далее в первом случае зачеркиваем последнюю «А», во втором первую букву «К» и по исходным буквам визуальной ассоциации получаем «толчок в памяти» который позволяет вспомнить и воспроизвести по этим буквам цели наступления и обороны как видов основных боевых тактических действий. Опять же при этом обучающиеся по данной дисциплине от педагога получают не только «слуховую» информацию, но и визуальную, что позволяет запоминать учебную информацию, ассоциируя ее с предложенной перекодировкой информации в образной форме.

Подводя итог, можно сказать, что из предложенных способов применения двух операционных механизмов объективно видна необходимость целенаправленного педагогического применения методов ассоциативного обучения в образовательной среде различных вузов, способствующих повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и обеспечивающих основу дальнейшего более качественного обучения и развития будущего специалиста.

Текст статьи
  1. Баддли А., Андресон М., Айзенк М. Память. Мастера психологии / перевод Замчук З.С. – Питер. – 2011. – 560 с.
  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, – 1988. – 240 с.
  3. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности – Ростов н/Д.: Учебники МГУ «Феникс», 2005. – 478 с.
  4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. В кн.: Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656 с.
  5. Каменская М.А, Каменский А.А. «Основы нейробиологии». – М.: Дрофа, 2014. – 365 с.
  6. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 284 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря