Память – это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков (владений) и одновременно определенный феномен человеческого организма. Она относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, которые составляет основу дальнейшего обучения и развития.
Информацию, которую усваивает человек можно разделить на:
- текстовую (слова, фразы, предложения);
- числовую (числа и знаки, выражающие математические действия);
- звуковую (устная речь и т.д.);
- графическую (схемы, графики, рисунки и т.д.).
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание и воспроизводство их в памяти.
Существуют различные типологии памяти по:
- сенсорности (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая и т.д.);
- содержанию (образная, социальная память, топографическая и т.д.);
- организации (эпизодическая, семантическая, процедурная и т.д.);
- длительности (кратковременная, долговременная и т.д.);
- осознанности (осознаваемая, неосознаваемая и т.д.);
- физиологии (долговременная, кратковременная и т.д.);
- целям запоминания (произвольная и непроизвольная) [4, с. 346-354];
- наличию средств (опосредованная и неопосредованная);
- уровню развития (моторная, образная, словесно-логическая и т.д.);
- времени хранения (проспективная, ретроспективная [1, с. 460-483].
Основой в классификации видов человеческой памяти является деление памяти по времени сохранения материала и преобладающий в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатор. Во втором случае говоря о двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти, важная роль в процессе обучения отводится слуховой и зрительной памяти.
Слуховая память в обучении – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразной учебной информации, которая должна быть связана тесным образом со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек быстро и точно может запомнить смысл информации, логику рассуждений или каких-либо доказательств и этот смысл может передать собственными словами достаточно точно. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов).
Зрительная память в обучении связана с сохранением и воспроизведением визуальной информации. Она чрезвычайно важна в связи с тем, что данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. Благодаря ей в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Усваивать надежно информацию на слух не так легко как может показаться, главную роль в восприятии информации играет зрение. Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается глазами (до 90%) и лишь 10 % информации воспринимается на слух [2].
Для более лучшего перехода информации из кратко- в долговременное запоминание, предпочтение отдают зрительной памяти. Этот механизм может лежать в основе качественного обучения (запоминание и воспроизводство учебной информации).
Память и обучение являются сторонами одного процесса, где под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью – механизмы усвоения, хранения и извлечения этой информации [3, с. 181-192], а любая смысловая организация информации заключается в долговременной памяти.
Ассоциативное обучение, в отличие от неассоциативного обучения, которое делится на суммацию, привыкание, долговременную потенциацию и импринтинг, основывается на образовании связи (ассоциации) между двумя или несколькими стимулами. В качестве примера можно рассмотреть классический вариант выработки условного рефлекса по Павлову: установление связи между нейтральным условным стимулом и безусловным стимулом, вызывающим безусловный рефлекторный ответ. При этом вероятно на разных постсинаптических участках генерируются различные вторичные посредники, и изменение экспрессии генов рецепторов к нейромедиаторам, действующим на данный нейрон будет обусловлено суммарным эффектом вторичных посредников [5].
Во многом механизмы памяти (усвоение, хранение информации и т.д.) зависят от способностей человека. Модель таких способностей, реализуемых в виде системы механизмов, была разработана В.Д. Шадриковым на основе комплексного подхода к изучению психических функций. В модели выделяются три вида механизмов: функциональные, операционные и регулирующие [6].
Функциональные механизмы детерминированы эволюцией и природной организацией человека и осуществляют непосредственное запоминание материала. Они относятся к характеристикам человека как индивида.
Операционные механизмы усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации. Эти механизмы представляют собой внутренние навыки по организации запоминания информации. Они относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности.
Регулирующие механизмы проявляются в умение субъектом управлять собственными способностями и реализуются в внешней (мотивы, установки, интересы, убеждения) и внутренней (осознанное использование) регуляциях. Они относятся к характеристикам человека как индивида и личности.
Для нас в процессе обучения имеют важность, прежде всего операционные механизмы существующие как система интеллектуальных операций (осознанных действий), связанных с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Совокупность данных операций была выделена В.Д. Шадриковым [6], и включает в себя следующие операции:
- группировка (разбиение материала на группы);
- выделение опорных пунктов (тезисы, заголовки, вопросы и т.д.);
- формирование плана (совокупности опорных пунктов);
- классификация (распределение по классам, группам, разрядам);
- структурирование (установление расположения частей);
- систематизация (определенный порядок в расположении частей);
- схематизация (упрощение представляемой информации);
- аналогия (установление подобия);
- перекодирование (представление информации в образной форме);
- остраивание запоминаемого материала (объединение и распределение);
- сериоризация (построение различных последовательностей);
- ассоциация (установление связей по сходству);
- повторение (сознательный отдельный способ запоминания).
В плане практической реализации операционных механизмов нам кажется интересным механизм «Ассоциация» (рис. 1).
Рис. 1. Применение операционного механизма «Ассоциация»
На рисунке 1 представлена возможность применения данного операционного механизма на примере преподавания дисциплины «Тактическая подготовка», где каждому виду тактических действий соответствует определенная, профильная фотография (изображение), устанавливающая «связь по сходству» с названием вида тактических действий. При этом обучающиеся по данной дисциплине от педагога получают не только «слуховую» информацию, но и зрительно (визуальная память до 90%) запоминают вид тактических действий, ассоциируя его с представленной фотографией (изображением). А в процессе извлечения и реализации знаний (зачет, экзамен, практическая работа и действия) усвоенная ассоциация позволяет вспомнить ее и систематизировать свой ответ или действия.
Не менее интересен в плане практической реализации операционный механизм «Перекодирование» (рис. 2), который по нашему мнению косвенно также относится к методам ассоциативного обучения и способствует повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала.
Рис. 2. Применение операционного механизма «Перекодирование»
На рисунке 2 представлена возможность применения данного операционного механизма на примере преподавания дисциплины «Тактическая подготовка», где к целям видов основных боевых тактических действия (см. рис. 1) применен операционных механизм «Перекодировка», вызывающий у обучающих определенные ассоциации и сопутствующий запоминанию и воспроизведению данной учебной информации.
В частности, при изучении целей наступления педагог задает обучающимся словесно визуальную ассоциацию «РОСА», при изучении целей обороны «КОНУС», перекодируя учебную информацию по принципу «представление информации в образной форме». Далее в первом случае зачеркиваем последнюю «А», во втором первую букву «К» и по исходным буквам визуальной ассоциации получаем «толчок в памяти» который позволяет вспомнить и воспроизвести по этим буквам цели наступления и обороны как видов основных боевых тактических действий. Опять же при этом обучающиеся по данной дисциплине от педагога получают не только «слуховую» информацию, но и визуальную, что позволяет запоминать учебную информацию, ассоциируя ее с предложенной перекодировкой информации в образной форме.
Подводя итог, можно сказать, что из предложенных способов применения двух операционных механизмов объективно видна необходимость целенаправленного педагогического применения методов ассоциативного обучения в образовательной среде различных вузов, способствующих повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и обеспечивающих основу дальнейшего более качественного обучения и развития будущего специалиста.