Главная
Конференции
Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Темерева Наталья Павловна

Колмыкова Ольга Владимировна

Герц Елена Геннадьевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровый образ жизни
семья
воспитание
дети
роль семьи
здоровье сберегающие технологии

Аннотация статьи

Укрепление физического и психического здоровья детей – приоритетное направление дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и базу практических навыков здорового образа жизни. В дошкольном детстве образ жизни ребенка формирует семья и близкое окружение. Поэтому работу по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью необходимо начинать с семьи.

Текст статьи

Воспитание здорового образа жизни детей на данный момент можно отнести к одной из актуальных проблем дошкольного образования. Мы считаем, что именно с этого возраста важно начинать приобщать детей к культуре ЗОЖ. Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, а так же воспитание двигательной и гигиенической культуры дошкольников становится базой для успешной реализации программы воспитания и обучения в целом.

Целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа в дошкольном образовательном учреждении и семье влияет на успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому активно применяем здоровьесберегающие технологии, ежедневно проводим утреннюю гимнастику для того, чтобы укрепить костно-мышечный аппарат, развить сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Зарядка воспитывает привычку дошкольников к ежедневным занятиям физическими упражнениями и способствует развитию ЗОЖ.

В режимные моменты включаем подвижные и спортивные игры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, различные физкультминутки с целью укрепления здоровья дошкольников и улучшения их эмоционального состояния, а также развитие мелкой моторики. Ежедневно стараемся создавать благоприятные условия для того, чтобы дети могли спокойно и вовремя заснуть, а после тихого часа мы выполняем комплекс необходимых закаливающих процедур. С помощью применения дидактических и сюжетно-ролевых игр нам удается привить детям культурно-гигиенические навыки, они являются одним из важных компонентов ЗОЖ.

Одновременно с использованием инновационных технологий мы считаем, важно учитывать фактор воздействия на личность ребенка атмосферу родственных эмоциональных связей.

Семья является авторитетом и играет важную роль в формировании здорового образа жизни детей. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. В ходе наблюдений мы заметили, что воспитанники усваивают образ жизни взрослых, их привычки и их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей влияет на формирование у детей стремления заниматься спортом в свободное время всей семьей. Совместные туристические походы пешком, на лыжах, на велосипедах, игры и участие в коллективных соревнованиях развивают интерес и приобщают к занятиям физической культурой. Основной задачей для семьи является воспитание нравственного отношения ребенка к своему здоровью. Оно выражается в желании и потребности быть здоровым и начинать вести здоровый образ жизни.

Свою работу по данной теме мы начали с выявления стиля семейного воспитания по тесту-опроснику родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина. Проанализировав данные, мы сделали выводы о том, что оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдаются у 51% испытуемых, нейтральный уровень отмечается у 39% семей, а отрицательный характер проявляется у 10% опрошенных.

Для выявления представления детей о здоровом образе жизни нами были проведены индивидуальные беседы с ними. Проанализировав результаты, мы сделали вывод о том, что знания детей сформированы у 76% респондентов. Они знают, что такое ЗОЖ и как можно поддерживать свое здоровье. 19% детей имеют допустимый уровень представлений о здоровом образе жизни. А вот у 5% опрошенных уровень сформированности ниже допустимого, они практически ничего не знают о ЗОЖ.

С целью определения роли семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников, мы провели анкетирование родителей воспитанников группы. По данным анкетирования можно сделать вывод, что 67% родителей имеют знания о здоровом образе жизни ребенка, но не у всех оно сформировано правильно. 24% семей придерживается ЗОЖ, но не все учитывают его тонкости. 9% опрошенных проводит с детьми различные гимнастики, процедуры закаливания и придерживаются правильного питания.

На основании полученных результатов нами были разработаны методические рекомендации по формированию здорового образа жизни дошкольников в семье. Они направлены на разнообразие методов, которые родители могут использовать в жизни. Было предложено активно применять занимательные беседы на темы укрепления и сохранения ЗОЖ, рассказы, чтение и обсуждение книг и многое другое. Напомнили им о том, что важно учитывать возрастные особенности ребенка при выборе этих методов и не забывать про личный пример.

В работе с родителями мы приняли решение сделать упор на знакомство и пропаганду формирования здорового образа жизни детей и активное вовлечение семей в нее. Нами активно применяются традиционные и нетрадиционные формы работы, проводятся родительские собрания, консультации, коллективные, индивидуальные беседы и совместные развлечения. Данные мероприятия пробуждают у родителей интерес и способствуют развитию двигательных навыков воспитанников. С целью формирования навыков здорового образа жизни у детей активно проводим совместные физкультурные досуги и спортивные праздники. Данные развлечения позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества.

Так же в своей работе применяем практические семинары и дни открытых дверей. Мы считаем, что при соблюдении единых требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности и гигиенических процедур будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни дошкольников.

В работе по данному вопросу практикуем так же информационные бюллетени и рекламные буклеты с призывом вести здоровый образ жизни самим и приучать к этому своих детей. Организовываем тематические выставки, оформляем уголки здоровья, папки-передвижки с материалом по формированию у детей привычки вести ЗОЖ. Для активного и удобного онлайн сотрудничества с родителями создали групповые чаты в мессенджерах «Viber» и «Telegram», где проводим консультации для семей и отправляем им полезную информацию по соблюдению ЗОЖ.

Организуя работу по данной теме, акцентируем внимание родителей на то, что важно и интересно вести здоровый образ жизни. Убеждаем их в том, что это является отличным примером для ребенка и залогом семейного здоровья.

Организация спортивных праздников, досугов и развлечений помогает нам достичь максимальной физической активности детей старшего дошкольного возраста. В ходе данных форм работы осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью формирования у детей привычки к ЗОЖ и развития физических и нравственных качеств, которые станут фундаментом их здоровья.

Совместно с семьями воспитанников так же принимаем активное участие в городских спортивных соревнованиях и конкурсах, таких как: «Фитнес вместе с мамой», первенства по видам спорта. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия с участием взрослых и детей помогают еще больше сблизить и сплотить семьи воспитанников, обеспечивают преемственность в соблюдении единства требований в развитии здоровья ребенка.

Проанализировав проделанную работу, можем сделать вывод о том, что разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни помогает развивать у детей чувство ответственности за свое здоровье, прививает у них желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Мы убедились, что активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Хотим выделить, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается во взаимодействии с семьей. Совместные занятия ребенка с родителями спортом и личный пример взрослых являются одним из основных аспектов воспитания. Благодаря проведенным мероприятиям отмечается повышение активности взрослых так и детей.

Таким образом, процесс взаимодействия детского сада и семьи по данному вопросу будет эффективным при правильно организованных психолого-педагогических условиях, при обеспечении сотрудничества педагогов с родителями, при обогащении знаний сохранения и укрепления здоровья детей, а так же при правильно организованном процессе управления деятельностью коллектива.

Уже сейчас можем говорить о положительных изменениях. У родителей повысилась компетентность в вопросах здорового образа жизни, расширился кругозор воспитанников. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем работу по данному направлению. Будем открывать для себя новые формы взаимодействия с участниками образовательного процесса, которые помогут нам достигать высоких результатов в воспитании и развитии физического здоровья дошкольников.

Список литературы

  1. Воробьева М. И. Воспитание здорового жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 7.
  2. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170 с.
  3. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. – Шадринск: дисс. канд. пед. наук, 2004. – 203 с.
  4. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.

Поделиться

452

Темерева Н. П., Колмыкова О. В., Герц Е. Г. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 окт. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 55-59. URL: https://apni.ru/article/4772-vzaimodejstvie-dou-s-semyami-vospitannikov

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая