Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Музыка является искусством прямого и очень сильного эмоционального воздействия. Музыка предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности, в дошкольном возрасте. Первые шаги в мир творчества человек совершает именно в детском саду. В статье музыка рассматривается как одно из средств развития творческих способностей старших дошкольников.

Аннотация статьи
творческая активность
музыкальная деятельность
детское музыкальное творчество
творческие импровизации
циклы занятий
Ключевые слова

Практика показывает, что в 2-3 года каждый ребёнок может «раскрепоститься» в музыке. Но уже в старшем дошкольном возрасте появляется нерешительность и боязнь не справиться с тем или иным заданием. Это влечёт за собой в дальнейшем нежелание творить вообще из-за неумения, на взгляд ребёнка, неправильно спеть или сыграть.

На современном этапе духовного возрождения общества проблема гармоничного развития детей становится всё более острой. Гармоничное развитие ребёнка не мыслимо без развития его музыкально-творческих способностей, уровень развития которых оставляет желать лучшего. Наблюдения за старшими дошкольниками показали, что дети очень часто испытывают значительные трудности в создании песенных, танцевальных и инструментальных импровизаций. В дальнейшем это может привести к снижению творческой активности детей. При активном развитии у дошкольников интереса к творческой деятельности нередко наблюдается отсутствие ряда педагогических условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Также ярко проявляется желание взрослых развивать музыкальное творчество детей, но при этом отмечается, к сожалению, недостаточное количество методических и дидактических пособий по формированию творческой активности дошкольников.

Каковы же пути повышения эффективности процесса музыкального воспитания, которые необходимы для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности?

Рассмотрим систему работы по развитию творческих способностей детей. Эта система охватывает занятия, кружковую работу, взаимодействие с родителями, работу с другими педагогами, самостоятельную музыкальную деятельность детей. Данная система позволяет добиться устойчивого положительного результата: у ребят закрепляется яркий интерес к песенному, танцевальному, игровому творчеству, даже робкие дети включаются в творческие игры, движения этих детей становятся более свободными, ритмичными и разнообразными.

Занятия по развитию музыкального творчества можно объединить в несколько циклов: «Звуки окружающего мира», «Игры звуками», «В гостях у сказки» и «Ожидание чуда».

На первом этапе работы необходимо сформировать у детей интерес к творческой деятельности. Этой задаче подчинены занятия цикла «Звуки окружающего мира». В этом цикле дети знакомятся с произведениями русских поэтов, писателей о природе, наблюдают природные явления, рассматривают репродукции картин. Всё это вызывает интерес и желание создавать песенные, инструментальные и ритмические импровизации. Для этого можно использовать различные задания, которые побуждают детей к творческой импровизации:

  1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные» (работа всей группой одновременно).
  2. «Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу).
  3. «Будь дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
  4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ёжика», «солнечный свет», «маленькую ледяную симфонию», «твоё сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
  5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).

Логическим продолжением данной работы становятся занятия музыкальной импровизацией в цикле «Игры звуками». Игры звуками – это творчество-исследование. Цели, которые преследуют игры звуками, следующие:

– изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);

– приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений;

– исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;

– развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.

Техническая лёгкость игры звуками, неограниченная свобода фантазии и способов манипуляции являются прекрасной основой для творческих проявлений детей. Данный цикл занятий включает в себя и игры голосом. Голос и артикуляционный аппарат человека могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров. В работе их можно использовать для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов (шипение, глиссандирование, шёпот, кряхтение, цокание языком, вздохи, выдохи, возгласы и т п.).

В цикле занятий «В гостях у сказки» работа строится по нескольким этапам. На первом этапе, например, детям читаются в группах сказки, руководитель изостудии проводит занятие «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», старшие дошкольники становятся зрителями театральных представлений, которые показывают профессиональные артисты театров. Эта работа помогает детям наиболее более полно передать тот или иной сказочный образ в своих музыкально-двигательных импровизациях. Каждой такой импровизации предшествует анализ характера предлагаемой музыки. Выразительному и яркому исполнению игровых образов способствует использование масок, элементов костюмов сказочных героев, сценических декораций, различных атрибутов (цветные платки, шарфы, ленты, цветы, веера). На следующем этапе работы дети учатся самостоятельно использовать шумовые, ударные, самодельные инструменты. На них дошкольники охотно музицируют, когда озвучивают ту или иную сказку, например, «Теремок». Так, рассказывая сказку детям, музыкальный руководитель специально пропускает слова, которые обозначают персонажей, а в это время звучит только озвучивающий его инструмент. Это довольно непростое задание для детей, но очень интересное и полезное. Оно развивает символическое мышление, воображение, реакцию и память. Третий этап работы- использование графической нотации. Дошкольники создают «звуковые версии» сказок. При этом закрепляют за каждым героем, явлением природы или действием знак определённого инструмента и графический способ игры на нём (например, тремоло или удары). Но в дальнейшем главная цель работы с графической записью заключается не столько в озвучивании её, сколько в побуждении детей к подобной записи. Старшие дошкольники способны придумывать символы сами, создавать на их основе свои собственные партитуры, а затем и озвучивать их. Будить фантазию детей помогают вопросы типа: «А как ещё можно записать эту музыку? Как зафиксировать шуршание сначала тихое, потом громкое?» Своеобразным итогом проделанной работы в данном цикле занятий становятся развлечения, праздники в детском саду.

Завершающим этапом в работе над развитием детского музыкального творчества является цикл занятий «Ожидание чуда». Центральное место в этом цикле занимает коллективное творчество. В коллективном творчестве дети импровизируют в произвольном порядке, каждый вносит свой музыкальный рисунок в общую композицию. Последовательные импровизации дошкольников (друг за другом) вне лада можно сочетать с одновременными.

Постепенно дети продвигаются к пониманию музыки как средства общения, осознанию её диалогической природы. На данном этапе работы коллективное творчество старших дошкольников воплощается в совместное создание партитур. Для этого можно использовать доску, которая представляется детям как звуковое пространство, где есть начало и конец, а также высоко и низко. Дети друг за другом записывают каждый свой звук любым символом, который им представляется подходящим в данном случае. Партитура затем исполняется.

Для достижения лучшего результата по данной теме предлагается использовать различные формы работы: развлечения, занятия, самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников, кружковую работу. Своё музыкальное творчество дети проявляют в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздников, развлечений, музыкальных занятий. Свою деятельность по развитию детского музыкального творчества необходимо строить в тесном контакте с другими педагогами детского сада. Проблема развития детского музыкального творчества затрагивает работу с родителями.

Вся работа по данной теме направлена на развитие творческой активности в доступных детям видах музыкальной деятельности (в пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях).

Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм работы с детьми в данном направлении.

Текст статьи
  1. Буренина А. Мир увлекательных занятий. СПб., 1999. – 65 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  3. Лоуэн Т. Радость.Минск: Попурри, 2014. – 496 с.
  4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия развития,1997. – 200 с.
  5. Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. СПб., 2003. – 100 с.
  6. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000. – 60 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября