Урегулированное законом разновидностью юридического процесса является исполнительное производство, из чего вытекает четкая определенность положения его участников, которому присуще отсутствие возможности возникновения ненадлежащих сторон, их замены и т.д., ввиду заранее вынесенного решения суда по итогам споров, определяющего дальнейший ход исполнительной стадии, ее суть и задачи. Но непосредственно же отношение возникает с возбуждением исполнительного производства [1].
В исполнительном производстве основными субъектами правоотношений являются стороны – взыскатель и должник. Многие граждане являются должниками либо взыскателями по исполнительному производству.
Без преувеличения можно сказать, что основными субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства, являются стороны – взыскатель и должник.
Без них правоотношения в исполнительном производстве потеряли бы смысл, поэтому в Законе об исполнительном производстве среди лиц, участвующих в исполнительном производстве, они стоят первыми (ст. 48).
Лицо, в пользу которого постановлено решение, подлежащее исполнению, называется взыскателем, а лицо, против которого решение исполняется – должником. Обычно взыскателем является истец, выигравший дело, а должником – ответчик. Но бывает и наоборот, когда, например, ответчик выиграл встречный иск или когда ему предоставлено право взыскать с истца судебные издержки.
Действующее законодательство определяет стороны исполнительного производства следующим образом (ст.49) [3].
Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
Взыскателем и должником могут быть гражданин и организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы Закона об исполнительном производстве, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, в качестве сторон исполнительного производства выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления [2].
Также в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия. Выделяют активное соучастие – на стороне взыскателя, пассивное – на стороне должника, смешанное – допускающее участие нескольких лиц на той и другой сторонах.
Обязательный характер является одним из основных признаков исполнительного производства который оно приобретает с наличием закреплённого в документе права нескольких взыскателей или обязанности нескольких должников, а также на основании чего можно сказать о нецелесообразности деления соучастия на обязательное и факультативное. И соучастники обладают дополнительным правом поручения участия в производстве одному из них.
Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других участвующих лиц, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие); они также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке [4].
Достигая совершеннолетия, гражданин самостоятельно может принимать участие в исполнительном производстве. До наступления полной дееспособности его интересы защищают законные представители до 14 лет. В возрасте от 14 до 16 лет можно осуществлять гражданином своих права и обязанности в присутствии законного представителя, при наличии его письменного согласия или представителя органа опеки и попечительства. От 16 до 18 лет гражданин имеет право действовать самостоятельно, но судебный пристав также имеет право в этом случае привлечь представителя для участия в исполнительном производстве.
В случае эмансипации несовершеннолетнего полная дееспособность распространяется и на его статус в исполнительном производстве.
Правосубъектность организации, определенной в исполнительном документе, может быть подвергнута проверке судом или иным органом, выдающим такой документ, из чего следует отсутствие такой обязанности и судебного пристава, чья задача заключается только в проверке идентичности наименования стороны с лицом, предъявляющим такой документ и представителя такой организации [1].
Полная дееспособность несовершеннолетнего, которой он обладает в случае освобождения, распространяется и на его статус в процессе исполнения. Действительность организации, указанной в исполнительном документе, может быть проверена судом или другим учреждением, выдавшим такой документ.
На судебного пристава возложена обязанность проверить правовое положение лица и при необходимости привлечь надлежащего представителя.
В отношении граждан судебному приставу-исполнителю поручено проверить правовое положение лица и при необходимости вызвать соответствующего представителя.