В настоящее время среди многообразия проблем, которые стоят перед судебной системой России, особенно остро выделяется проблема обеспечения эффективности деятельности судебных органов. Ведущим субъектом регулирования гражданско-правовых отношений в сфере арбитражного судопроизводства является государство в лице Арбитражного суда, который является одной из трех юрисдикций, составляющий единую судебную власть в России.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Арбитражный суд РФ является также организационным центром системы арбитражных судов. Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации; Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Каждая из названых структур Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.
Аппарат Арбитражного суда осуществляет организационное обеспечение работы суда по осуществлению правосудия и подчиняется председателю соответствующего суда, который руководит деятельностью суда. Однако сам термин аппарата нигде не закреплен, а его понятие исходит из того, что он осуществляет.
Функции суда упомянуты в ст. 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». И в соответствии с этой статьей, аппарат арбитражного суда:
- организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
- принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;
- содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
- ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
- ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;
- осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;
- организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.
Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.
Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период [3].
Под организационным обеспечением деятельности арбитражных судов в Российской Федерации понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда. Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации [3].
Организация арбитражных судов и их деятельность активно влияют на систему подходов к обеспечению защиты нарушенных прав физических и юридических лиц, предпринимателей, государственных и иных организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в административных спорах с участием названых лиц [1].
Рассматривая вопросы деятельности арбитражных судов, необходимо отметить: организация судебных составов регулируется на сегодняшний день общими положениями, закрепляющими, что в арбитражном суде председателем суда могут образовываться судебные составы, однако положения о статусе судебного состава, его председателе как лице, ответственном за организацию деятельности судебного состава, о компетенции, полномочиях и ответственности в законе отсутствуют. Вышеперечисленные проблемы определяют нечеткость регулирования компетенции судебного состава и полномочий председателя состава суда в нормах, отражающих организацию деятельности арбитражного суда.
На сегодняшний день система действующих арбитражных судов характеризуется четырехуровневой структурой, которая состоит из первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Сфера действия арбитражных судов субъектов РФ распространяется на края, республики, области, города федерального значения, автономные округа и области. Согласно положениям ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (N 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года) к федеральным судам, составляющим систему федеральных арбитражных судов относятся арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды, арбитражные апелляционные суды. Указанные суды создаются и упразднятся исключительно путем внесения изменений в ст. 4 ФКЗ, что закреплено в ст. 17 указанного закона. Представлена Система арбитражных судов Российской Федерации. Осуществление деятельности арбитражных судов регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (№1-ФКЗ от 28 апреля 1995 года),
- Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (№1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года),
- Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (№70-ФЗ от 30 мая 2001 года),
- Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (№30-ФЗ от 14 марта 2002 года),
- Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Таким образом, главным в деятельности Арбитражного суда Российской Федерации является обеспечение единообразного понимания и применения всеми арбитражными судами законодательства, которое регулирует экономические правоотношения. Данная задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом Арбитражного суда Российской Федерации. Напомним, что на Арбитражный суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.