Общение очень важно для детей дошкольного возраста – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. Уровень его успешности во многом зависит от уровня развития коммуникативных навыков. Основными психологическими критериями успешности общения следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Потребность в общении возникает в уже в младенческом возрасте и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений (О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина, Н.Ю. Борякова, Д.И. Бойков, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
В исследованиях Д. И. Бойков, Л. С. Дмитриевских отмечается отставание в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи от возрастной нормы. Авторы отмечают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми является в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Незрелость мотивационно-потребностной сферы является характерной чертой коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи. У детей ярко выражена трудность в адаптации к окружающей среде, а это в свою очередь приводит к эмоциональному и психологическому дискомфорту. Часто дети с общим недоразвитием речи не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить о помощи и не знают, как отказать другим [1, 2].
Несформированность эмоционального поведения детей с общим недоразвитием речи является следствием нарушения их общего психического развития. Одна из специфических черт взаимоотношений дошкольников с общим недоразвитием речи – несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения с другими детьми. При взаимодействии между собой они часто мешают друг другу, ссорятся из-за игрушек, обижают тех, кто слабее. Установление положительных взаимоотношений между детьми с общим недоразвитием речи нуждается в специальном педагогическом воздействии.
Таким действующим средством формирования и развития коммуникативных навыков выступают дидактические игры, так как во время дидактических игр возникает заинтересованность детей в проявлении правильного общения. Это дает возможность многократно упражнять детей в формировании коммуникативных умений. При отборе материала для игр важно организовать их так, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи не просто запоминал ту или иную коммуникативную форму, но и в практическом плане освоил правила коммуникативных навыков.
При работе с детьми рекомендуем использовать различные дидактические игры и игровые приёмы, создавать различные игровые ситуации. Работу по формированию коммуникативных навыков посредством дидактических игры следует разделить на два этапа: подготовительный и основной этап.
Целью подготовительного этапа является создания положительной мотивации. Для решения этой цели эффективно использовать чтение и анализ художественных произведений. Детям следует предложить по-иному посмотреть на некоторых литературных героев, например, Буратино, Незнайку, Карлсона. Эти персонажи шалуны и проказники, потому что в некоторых ситуациях общения они не понимают, как правильно себя вести, пользуются неадекватные средства общения. Перед дошкольниками ставится задача научить сказочных героев правильно себя вести, подбирать нужные средства общения.
Воплощение в образ литературных героев необходима для того, чтобы дети с общим недоразвитием речи не испытывали неловкости из-за отсутствия у себя речевых навыков общения. Дошкольники действуют и говорят от лица литературного героя.
Так же эффективны беседы с детьми с использованием разнообразных иллюстративных материалов, изображающих взаимодействие людей в различных ситуациях, для того чтобы помочь вспомнить с кем из взрослых и детей им приходится взаимодействовать, вступать в диалог по собственной инициативе и по инициативе партнера.
В ежедневном общении детям следует предлагать проблемные ситуации, например, «Что делать, если потерял игрушку в группе?» или «Почему со мной не дружит Катя?». Эти ситуации вводятся педагогом не специально, а как бы «в процессе какой-то игровой ситуации», «к разговору». Это побуждает детей вспоминать похожие ситуации из личных опытов, делать анализ собственного поведения. Взрослый не дает готовых шаблонов, как правильно вести диалог, а направляет внимание детей на ошибки при отсутствии необходимых умений и навыков.
Любая проблемная ситуация должна быть направлена на формирование и развитие определенных коммуникативных умений и навыков. Со временем у детей начинает складываться представления о том, что общение и взаимодействие друг с другом это не только употребление вежливых слов, но и выражение определенных эмоций, действий.
Целью основного этапа является формирование коммуникативных умений и навыков посредством дидактических игр.
Педагогам, на данном этапе, следует подбирать дидактические игры, непосредственно направленные на формирование коммуникативных навыков. Это дидактические игры взрослого с детьми, которые планируются во время непосредственно-образовательной деятельности, прогулки, режимных моментов.
Все дидактические упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков, условно можно разделить на несколько блоков:
I. Игры и упражнения на развитие умения взаимодействовать с окружающими.
II. Игры и упражнения на развитие умения воспринимать окружающих.
III. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать полученную информацию.
IV. Игры и упражнения на развитие умения и навыка давать соответствующий ответ, т.е. умение говорить самому.
Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, через нее дети познают окружающий мир, овладевают родным языком. Поэтому дидактические игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи подбираются с нарастающей сложностью.
Правильно и интересно организованная игра способствует не только формированию коммуникативных умений и навыков, но и развитию личности в целом.