Экономическая безопасность предприятий оборонно-промышленного комплекса: угрозы и методы их нейтрализации

В статье рассматриваются угрозы экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предприятия военной промышленности не только производят продукцию военного и гражданского назначения, но и принимают непосредственное участие в экономическом развитии государств, являются площадкой, на которой осуществляется внедрение инновационных разработок, выступают катализатором для процессов модернизации национальной экономики. На основании анализа и оценки статистических данных выявлены основные проблемы экономической системы предприятий военной промышленности. На заключительном этапе исследования предложена система нейтрализации угроз экономической безопасности, представляющая собой многоступенчатую систему, влияющих на экономическую безопасность предприятий ОПК, элементов.

Аннотация статьи
экономическая безопасность
оборонно-промышленный комплекс
авиационная отрасль
кадровая безопасность
риски
угрозы
Ключевые слова

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России рассматривается как часть отечественной экономики и является важным элементом эффективного функционирования государства, поскольку обеспечивает военную безопасность, участвует в формировании экономического роста и проявляет свою роль в обеспечении национальной безопасности, а также и экономической безопасности, как части национальной.

Угрозы безопасности ОПК влияют на экономическую безопасность всей страны в связи с взаимосвязью ее элементов. К таким угрозам относятся: снижение инвестиционной и инновационной активности, невыполнение государственных оборонных заказов, разрушение научно-технического потенциала страны, утечка «умов» за границу, «бегство» капитала за рубеж, утрата рынков сбыта военной продукции.

Положение ОПК в системе экономической безопасности пока не является устойчивым в связи с моральным и физическим устареванием части оборудования, наличием большого количества незагруженных мощностей на отдельных заводах, которые не в полной мере смогли вернуться к своим первоначальным функциям, кадровыми проблемами, зависимостью некоторых предприятий ОПК от зарубежного оборудования, отсутствием развитой лабораторной и технологической базы для проведения практических работ в области обороны с обучающимися в данной области [2, с. 95].

Таким образом, обеспечение экономической безопасности России требует модернизации ОПК на основе постоянного контроля за расходованием бюджетных средств, за внедрением более совершенных технологий и использования новых научно-технических разработок.

Развитие отечественного ОПК играет важную роль в системе экономической безопасности, поскольку является высокотехнологичным сектором экономики России и по многим критериям остается основным источником, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор экономики. От состояния и уровня развития ОПК зависит обеспечение национальной безопасности, следовательно, и экономической.

Многие предприятия, входящие в состав ОПК, соединены устойчивыми кооперационными связями не только между собой, но и с производственными организациями, выпускающими продукцию гражданского назначения. При этом в некоторых случаях используются и иностранные компании. Вопросы финансирования предприятий ОПК решаются путем привлечения государственных и коммерческих банков. Перечень кредитно-финансовых организаций, работающих в интересах военной промышленности, как правило, ограничен. К ним предъявляются особые требования.

Так, например, в России в начале 2018 года Министерство финансов объявило о создании опорного банка для осуществления операций по государственному оборонному заказу и крупным государственным контрактам. Его задача будет заключаться в проведении расчетов с оборонными предприятиями и выделении им кредитов. Будет создана сеть отделений, предназначенная специально для оборонной промышленности.

Ранее сообщалось, что Правительство РФ намерено засекретить список банков, работающих со средствами государственного оборонного заказа (ГОЗ), чтобы уберечь их от санкций со стороны западных стран. С 2014 года под западными санкциями (прежде всего речь идет о США) находятся десятки крупнейших российских оборонно-промышленных концернов и предприятий. Сейчас условия, при которых банки могут работать с деньгами ГОЗ, и их список открыты (его каждый месяц публикует Центральный банк РФ). Основными банками являются Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк.

Одной из проблем в системе обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК являются риски обеспечения эффективного выполнения заказа и нецелевого расхода бюджетных средств.

Особое место среди угроз обеспечения экономической безопасности ОПК принадлежит коррупции. Отечественная и зарубежная практика свидетельствует о том, что без системного подхода решить эту проблему невозможно в принципе. Для незаконного вывода денежных средств, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности в рамках ГОЗ, используется целый комплекс методов от простого завышения стоимости продукции, работ (услуг) в различных вариациях до выстраивания целой системы долгосрочного лоббирования государственными служащими контрактов с аффилированными коммерческими организациями и производственными предприятиями. Все это создает предпосылки для развития теневого сектора экономики и не может оставаться без внимания со стороны специальных контрольно-надзорных органов.

К основным проблемам обеспечения экономической безопасности российского ОПК в настоящий момент можно отнести: относительную степень зависимости оборонных предприятий от иностранных поставщиков; отсутствие проектного управления; отсутствие системы контрактов полного жизненного цикла; риск нецелевого расхода бюджетных средств; наличие коррумпированной среды.

Еще одним риском для экономической безопасности является тот факт, что все российские предприятия ОПК попали под санкции. Поэтому сотрудничество с некоторыми зарубежными партнерами стало или затруднено, или невозможно в принципе.

Необходимо отметить, что были рассмотрены только основные условия, обеспечивающие экономическую безопасность ОПК. Многие аспекты данной проблемы, ввиду объективных причин, опираясь только на открытые источники, изучить практически невозможно. Так, например, сложности возникают с оценкой такого явления, как промышленный шпионаж, который позволяет осуществлять экономию времени и средств, обычно затрачиваемых на НИОКР. Обратной его стороной являются колоссальные потери для страны, передовые разработки которой были переданы конкурентам по легальным и нелегальным каналам получения научно-технической информации.

Далее рассмотрим итоги развития авиационной отрасли России. На рисунке представлено бюджетное финансирование авиационной отрасли согласно программе развития 2013 – 2025 гг.

 

Рис. Бюджетное финансирование авиационной отрасли согласно программе развития 2013 – 2025 гг. [1, с. 17]

Из рисунка видно, что пик государственных инвестиций пришелся на 2016 год, затем происходит снижение финансирования.

В рамках реализации Гособоронзаказа в 2018 году Воздушно-космические силы (ВКС) России получили на вооружение 126 самолетов, 60 вертолетов, 9 космических аппаратов, 120 единиц техники противовоздушной обороны, а также необходимое количество авиационных и морских средств поражения.

Доля современного вооружения в Военно-воздушных силах достигла 64%, а в целом в ВКС доведена до 74%. В 2018 году поставки новой авиационной техники в Вооруженные Силы России снизились по сравнению с предыдущими годами, и в количественном отношении упали примерно до уровня 2013 года.

Это связано с тем, что в настоящее время Министерство обороны России поддерживает фактически только три серийные закупочные программы в области боевой авиации (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), причем годовые темпы закупок по ним несколько снижаются.

По открытым данным всего в 2018 году Вооруженные Силы России получили 36 боевых самолетов нового производства (14 Су-30СМ, 12 Су-34 и 10 Су-35С) и 14 учебно-боевых самолетов Як-130.

Продолжалась работа по модернизации и ремонту авиационной техники в обеспечение мероприятий Государственной программы вооружения. Визитной карточкой российской боевой авиации в 2018 году стал истребитель пятого поколения Су-57, сочетающий в себе функции ударного самолета и истребителя. При проектировании этой машины были применены самые современные технологии военного авиастроения. В феврале 2018 года два Су-57 прошли тестирование в боевых условиях Сирии.

В 2018 году подразделения дальней авиации получили пять модернизированных стратегических ракетоносцев – один Ту-160М «Белый лебедь» и четыре Ту-95МС «Медведь». В 2019 году в войска поставлены еще четыре Ту-95МС.

Что касается разработки и производства авиационного вооружения, – в этой сфере сформирована эффективная система управления, позволяющая прогнозировать и оперативно решать текущие проблемы. АО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в 2018 году реализовала необходимые меры, направленные на выполнение заданий Государственного оборонного заказа и Государственной программы вооружения по всей обширной номенклатуре изделий, в том числе для ВКС и Морской авиации, создаваемых и серийно производимых предприятиями холдинга.

В 2018 году Корпорацией внесен весомый вклад в обеспечение поставок и поддержания в строю специальной авиационной техники при выполнении операций ВКС в Сирии. В 2019 году Корпорация завершила запланированные важные программы и подтвердила характеристики выпускаемых изделий ВВТ, которые в них закладывались. В том числе проведены успешные пуски лучшей в своем классе крылатой ракеты Х-101 с уникальными характеристиками по дальности, точности и противодействию ПВО, а в 2020 году – гиперзвукового блока «Авангард». В 2018 году заступили на боевое дежурство первые десять комплексов МиГ-31К – истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия, носителей гиперзвукового аэробаллистического ракетного комплекса «Кинжал».

Россия в последние три года продает оружие за рубеж на 15 млрд. долларов ежегодно. Портфель экспортных оружейных заказов составляет 55 млрд. долларов. Доля авиационной продукции в военной технике и вооружении, проданных в 2018 году, составляет 59%.

В 2018 году на мероприятия по капитальному строительству в авиационной промышленности были запланированы бюджетные ассигнования в рамках 2-х федеральных целевых программ в объеме 109 % от уровня 2017 года. Задания по финансированию объектов капитального строительства (за счет средств федерального бюджета) в 2018 году были выполнены на 96%. В эксплуатацию введено 24 объекта капитального строительства. Наиболее существенные объемы государственных капитальных вложений в 2018 году в рамках ФАИП были профинансированы по объектам предприятий (организаций), входящих в Государственную корпорацию «Ростех» и интегрированные структуры ПАО «ОАК», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Характеризуя итоги 2018 года в области охраны труда, следует отметить, что общий уровень травматизма в 2018 году был снижен на предприятиях большинства интегрированных структур отрасли. На большинстве предприятий ОПК увеличилось финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда персонала.

Отмечено снижение примерно на 11% количества несчастных случаев, также снижен уровень тяжелого травматизма. В 2018 году произошло 43 несчастных случая с тяжелыми последствиями, что на 6,53% меньше, чем в 2017 году. К сожалению, наряду с этим в отрасли отмечен рост смертельного травматизма. Всего в отрасли произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом. Отмечен также рост группового травматизма: в 2018 году произошло 7 групповых несчастных случаев против 5 в 2017 году. Одна из причин несчастных случаев имеет организационный характер – неукомплектованность служб охраны труда на предприятиях.

Обстановка на мировом рынке вооружений и военной техники также, как и в гражданском секторе, характеризуется беспрецедентным давлением, оказываемым США на потенциальных покупателей российского оружия. Среди основных способов давления можно выделить следующие:

  1. Прямое политическое воздействие на зависимые от США государства с угрозой лишения военной, экономической и иной поддержки (страны Персидского залива, Турции и ряде других). Угроза отказа от ранее согласованных оружейных контрактов.
  2. Активная информационная кампания, направленная на создание негативного образа российского оружия у потенциальных покупателей.
  3. Санкционное воздействие на российских производителей техники и вооружения, к лицам и организациям, сотрудничающим с российской «оборонкой». Серьезно осложняются финансовые расчеты как в процессе поставок, так и при дальнейшем техническом обслуживании техники.

Эти методы применяются как по отдельности, так и в сочетании, и хотя не всегда эффективны, но оказывают определенное влияние.

Завершая обзор положения дел в авиационной промышленности России, следует отметить, что, несмотря на положительные результаты в отдельных сегментах авиационной деятельности в 2018 году, на фоне кризисных явлений в экономике России, как и в предыдущие годы, не были выполнены основные плановые задания уточненной Госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

По мнению специалистов АО «Авиапром», при наличии внешних санкционарных факторов, главной причиной кризисных явлений в отрасли является ослабление вертикали государственного управления деятельностью производственных корпораций и научных организаций, выразившееся в отсутствии системной координации и контроля реализации основных мероприятий Госпрограммы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», а также мероприятий по импортозамещению и диверсификации в авиационной промышленности, в несвоевременной подготовке и утверждению стратегических, программных и нормативно-правовых документов.

Для преодоления кризиса в авиационной промышленности необходимы структурные преобразования в системе государственного управления авиационной деятельностью. Эти преобразования должны быть ориентированы не на частные и корпоративные интересы, а исключительно на обеспечение национально – государственных интересов России в устойчивом социально – экономическом развитии и укреплении обороноспособности, на восстановление технологической безопасности в авиационной промышленности и авиатранспортной системе страны.

Для избежания угроз ОПК с целью обеспечения экономической безопасности страны и ее субъектов необходимо сосредоточить внимание на решении организационных вопросов.

Во-первых, следует сформировать эффективное законодательство с учетом реально выделяемых ресурсов для предприятий ОПК, направленное на поддержку ОПК в решении вопросов рынка вооружений, поскольку существующее законодательство не в полной мере обеспечивает эффективную государственную политику по развитию ОПК. Кроме того, отсутствует в законодательстве ОПК как отдельный субъект, что создает определенные проблемы.

Во-вторых, решить социальные проблемы, прежде всего путем создания системы устойчивых рабочих мест.

Поскольку все предприятия оборонно-промышленного комплекса являются стратегически важными для России, забота об их экономической безопасности становится задачей номер один не только для самих предприятий, но и для страны в целом. Большинство выпускаемой продукции, технологии ее производства, чертежи изделий – это та информация, которая ни в коем случае не должна выйти за пределы предприятия ОПК, причем не имеет значения источник – будь то сотрудник самого этого предприятия или внедрение в компьютерную систему извне.

Очевидно, что к обеспечению экономической безопасности предприятий ОПК предъявляются повышенные требования.

При этом особенность обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК заключается в защищенности научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала предприятия от прямых (активных) или косвенных (пассивных) экономических угроз и способности его к воспроизводству.

Текст статьи
  1. Ковалевский, Ю.В. Микроэлектронные минифабрики в российском ОПК – путь к импортонезависимости в сфере ЭКБ / Ю.В. Ковалевский. – Текст: непосредственный // Электроника: наука, технологии, бизнес. – 2017. – № 1 (167). – С. 60-65.
  2. Старкин, С.В. О трансформации оборонной промышленности США / С.В. Старкин. – Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 6. – С. 231-237.
Список литературы