К проблеме развития личных подсобных хозяйств населения (региональный аспект)

К проблеме развития личных подсобных хозяйств населения (региональный аспект)

В статье рассматриваются социально-экономические аспекты функционирования и развития личных подсобных хозяйств населения. Личные подсобные хозяйства вносят определенный вклад в производство сельскохозяйственной продукции. Определены сдерживающие факторы в их развитии и предложены пути преодоления.

Аннотация статьи
аграрная экономика
личные подсобные хозяйства населения
государственная поддержка
аграрная политика
экономическое развитие
Ключевые слова

Личные подсобные хозяйства населения – это один из субъектов аграрной экономики, составная часть второй сферы агропромышленного комплекса. Основную функцию личных подсобных хозяйств можно определить как воспроизводство и сохранение человеческого капитала, который определяется как совокупность знаний, умений, практических навыков и трудовых усилий индивида. Цель личного подсобного хозяйства – обеспечение своим членам гарантированного дохода и определенного уровня благосостояния за счет организации и ведения аграрного производства. Личное подсобное хозяйство представляет собой группу людей, объединенных общей целью и задачей воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, бюджетом, родственными связями. В основе данного типа хозяйствования лежат властно-распорядительные отношения и права по контролю над совместной хозяйственно-экономической деятельностью по ведению сельскохозяйственного производства передаются одному из его членов, как правило главе семьи [4]. Функциональный синтез собственника и управленца в одних руках и труда членов семьи дает импульс к более эффективному ведению своего хозяйства.

Сегодня личное подсобное хозяйство целесообразно рассматривать как традиционную, привычную для сельского жителя форму хозяйствования, которая сформировалась сравнительно давно и оказалась наиболее жизнеспособной. В определенной мере этот тезис может быть распространен и на жителей городских агломераций. Попытки определить социально-экономическую и институциональную природу личного подсобного хозяйства на различных временных интервалах, а также причины устойчивости существования в разных экономических системах и факторы тормозящие их развития уже делались в экономической литературе, но и сегодня остаются дискуссионными.

Отношение к личному подсобному хозяйству на различных этапах трансформации общества было неоднозначно, но необходимо отметить, что это традиционно-исторически существовавшая в аграрной сфере форма ведения хозяйства. Так, в период трансформации организационно-экономического механизма хозяйствования агропромышленного комплекса резко возросло значение личных подсобных хозяйств и всплеск их развития в 90-е годы прошлого столетия как раз связан со структурными изменениями в коллективных хозяйствах. Причина их функционирования и развития кроется в неполном обеспечении общества продуктами питания со стороны других секторов экономики в эпоху социализма и продуктового дефицита в условиях разрушения колхозно-совхозной системы, которая выступала базисом развития сельских территорий. В период рыночных преобразований и на современном – этапе они становятся сферой занятости и получения дохода. Отличительная черта личного подсобного хозяйства в рыночной экономике – это более крупные размеры и увеличение числа семей, работающих в нем. На всех этапах социально-экономического развития общества личное подсобное хозяйство защищает индивида от неопределенности внешней среды, от навязываемых ему норм и правил игры, от излишнего внимания к повседневным проблемам. При этом характеристики институциональной среды (степень неопределенности, соотношение формальных и неформальных норм, скорость происходящих изменений) оказывают влияние на структурные особенности личного подсобного хозяйства [2, 4].

В эволюционном развитии личные подсобные хозяйства на территории Амурской области реально могут составить организационно-экономический базис для формирования мощного сектора мелкотоварного производства вследствие их развития до уровня семейных ферм. В перспективе так же возможен процесс трансформации и объединения части личных хозяйств в высокотоварные сельскохозяйственные кооперативы с использованием инфраструктуры обанкротившихся сельскохозяйственных предприятий и разорившихся фермеров. Но не исключен и другой путь социально-экономической пролификации – их реверсия на прежний «подсобный» уровень в условиях наращивания производства и роста конкурентоспособности со стороны других организационно-правовых форм хозяйствования в агарной экономике. С другой стороны, личное подсобное хозяйство может быть институционально организовано таким образом, что оно приблизится по своим характеристикам к контракту о найме с четко оговоренными имущественными и прочими взаимными правами, и обязанностями его членов.

В современных реалиях социально-экономического анагенеза личные подсобные хозяйства в Амурской области являются своеобразной производственно-трудовой нишей для населения, теряющего основное место занятости. Данная тенденция распространяется не только на сельские территории, но и на городскую местность, где многие промышленные предприятия были закрыты вследствие банкротства или находятся в стадии ликвидации. В этих трудных реалиях земельные наделы помогают выжить и существовать отдельным категориям населения, и труд характеризуется как экономическая необходимость и социальная потребность направленная на обеспечение продуктами питания и в определенной степени позволяет решить проблему доходов. В связи с этим, государственная поддержка данной формы хозяйствования является чрезвычайно важной экономической, социальной и политической задачей. Она должна приобрести приоритетное значение в системе стратегических целей государства при реализации аграрной политики и разработки государственных программ поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий [1].

Сегодня факторами торможения в социально-экономическом развитии личных подсобных хозяйств населения выступают:

  • диспаритет цен на продукцию промышленного и сельскохозяйственного производства, провоцирующий дефицит и нехватку сельскохозяйственной техники;
  • отсутствие специализированных видов сельскохозяйственной техники для проведения отдельных агротехнологических операций;
  • высокая стоимость материальных ресурсов – удобрений, кормов и т.д.;
  • в отдельных случаях недостаток специальных знаний и навыков в организации и ведении аграрного производства;
  • неэффективность кредитного механизма, ограниченный доступ к кредитным ресурсам и высокие процентные ставки;
  • слабое развитие социально-экономической инфраструктуры в сельской местности, а в отдельных случаях полная ее деградация;
  • проблемы со сбытом произведенной сельскохозяйственной продукции, что не позволяет повышать уровень их товарности;
  • трудности в переработке произведенной сельскохозяйственной продукции;
  • практически полное отсутствие финансовой поддержки со стороны государственных структур и др. [3].

Личные подсобные хозяйства вносят существенный вклад в валовое производство сельскохозяйственной продукции Амурской области за счет возделывания овощей и картофеля, производства молока и мяса крупного рогатого скота. На современном этапе аграрной эволюции личные подсобные хозяйства все более приобретают черты товарного предпринимательства, но юридически не спешат это оформлять, что позволяет избежать налогообложения. При этом несовершенство правового и налогового механизмов дает возможность игнорировать уплату основной части налогов в личных подсобных хозяйствах, что повышает уровень их доходности. Себестоимость произведенной сельскохозяйственной продукции снижается в подсобных хозяйствах населения за счет отсутствия статьи затрат – «заработная плата», так как не учитываются затраты труда. В определенной степени это является ограничителем конкурентоспособности между личными подсобными хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в виду того что последние не имеют экономических стимулов для производства овощей и картофеля из-за их низкой рентабельности, и высоких трудозатрат [4].

В аграрной экономике Амурской области личные подсобные хозяйства рассматриваются как традиционно-историческая и наиболее жизнеспособная формы ведения сельскохозяйственного производства. Сегодня имеются отдельные личные подсобные хозяйства, функционирующие как семейные фермы. В перспективе личные подсобные хозяйства имеют возможность трансформации в семейные фермы при условии преодоления сдерживающих факторов их развития, среди которых важнейшим является решение вопросов институционально-правового обустройства среды их функционирования.

Проводимая аграрная политика должна быть адекватна социально-экономической роли личных подсобных хозяйств населения в аграрной экономике региона и в развитии сельских территорий. В связи с этим, целесообразно на них распространить все меры государственно поддержки, оказываемые другим категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особого подхода требует решение вопросов пенсионного и социального страхования граждан, для которых личные подсобные хозяйства являются основной сферой приложения труда [4]. В ближайшей перспективе государство должно в аграрной политике сделать акцент на кооперацию личных подсобных хозяйств в направлении сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также обеспечения их средствами малой механизации, удобрениями, кормами и т.д., что призвано стимулировать их развитие и обеспечить максимальный мультипликативный и синергический эффекты [5]. Для этого требуется разработка и принятие государственных программ, а также выделение отдельной строкой в федеральном и региональном бюджетах средств для поддержки хозяйств населения, развития социальной инфраструктуры в сельской местности и в садово-огородных товариществах за счет ассигнований, предназначенных для агропромышленного комплекса.

Текст статьи
  1. Непомнящая, О.В. Личное подсобное хозяйство в эволюции форм аграрного производства (по материалам Амурской области): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01 / О.В. Непомнящая. – Хабаровск: ХГАЭиП, 2000. – 27 с.
  2. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие / А.Н. Олейник. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 416 с.
  3. Павличенко, А.А. Личные подсобные хозяйства в системе аграрных отношений (на примере Амурской области) / А.А. Павличенко, В.В. Реймер // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 4 (105). – С. 364-369.
  4. Реймер, В.В. Институт личного подсобного хозяйства в системе социально-экономических отношений в аграрном секторе (на примере Амурской области) / В.В. Реймер, С.Б. Пастушенко, Е.И. Тихонов // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 3 (104). – С. 505-509.
  5. Улезько, А.В. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности малых форм хозяйствования аграрной сферы [Электрон. ресурс] / А.В. Улезько, Н.В. Алексеева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 106. – C. 867-882.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 10 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля