Актуальность данной темы исследования в настоящее время обуславливается сложной ситуацией, сложившейся в современном мире, в том числе и в нашей стране. Данные обстоятельства приводят к наблюдаемым изменениям в отношении психоэмоционального состояния как взрослого населения, так и молодежи. Среди этих изменений особое внимание отводится тревоге и тревожности. Эмоция тревоги – одно из наиболее частых переживаний людей в критических ситуациях и при чрезвычайных воздействиях, которое может выполнять различные функции, как адаптивные, так и дезорганизующие психическую деятельность [3, с. 17].
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности [2, с. 334].
Студенты медицинского университета в сравнении со студентами других университетов более подвержены развитию тревожности в связи с высокими требованиями к ним, а также в силу длительного, тяжелого обучения. В нынешних условиях их состояние также имеет тенденцию к изменению, в связи с чем в ходе исследования приняли участие студенты медицинского университета 1 и 4 курсов, чтобы проанализировать степень, особенности изменения реактивной и личностной тревожности.
При этом в ходе работы важно было оценить, какой именно вид тревожности изменяется: ситуативная или личностная. В психологической литературе различают тревожность как свойство личности, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту (личностная тревожность) и тревогу как изменение нервно-психической деятельности (ситуативная тревога) [3, с. 17].
Личностная тревожность представляет собой устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией [2, с. 334]. Личностная тревожность в значительной мере влияет на принятие решений, на выработку тактики поведения и в целом жизненной стратегии. Ситуативная тревожность, в свою очередь, возникает в конкретной внешней ситуации, вызывает нарушение внимания, снижает работоспособность, способствует повышенной утомляемости и быстрой истощаемости [1, с.63].
В связи с этим в условиях психической травмы, в условиях адаптации к новым условиям следует ожидать, что личностная тревожность будет относительно устойчива, в пределах «нормы», а ситуативная тревожность будет достигать высокого уровня. После получения результатов выдвинутая нами гипотеза будет либо подтверждена, либо опровергнута.
Было проведено анкетирование 30 студентов 1-го курса и 30 студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера. В качестве метода исследования была использована диагностическая методика – шкала тревожности Спилбергера-Ханина.
Обратимся к рассмотрению полученных показателей тревожности по методике Спилбергера-Ханина. В ходе исследования было определено, что у большинства студентов 1 курса (18 чел. – 60%) отмечается высокий уровень ситуативной тревожности (рис. 1). Данный результат свидетельствует о том, что эти лица чувствуют субъективный дискомфорт, напряженность, некоторую озабоченность в условиях сложившейся ситуации в современном мире. Умеренная тревожность была отмечена у 10 человек (33%). Низкие значения ситуативной тревожности выявлены лишь у 2-х анкетированных (7%).
Рис. 1. Показатели ситуативной тревожности студентов 1 курса
Анализируя показатели личностной тревожности студентов 1 курса (рис. 2), можно отметить средние значения у 23 опрошенных (76%), высокие – у 7 человек (24%) и отсутствие низкого уровня тревожности.
Рис. 2. Показатели личностной тревожности студентов 1 курса
Рассматривая результаты анкетирования студентов 4 курса, сначала проанализируем показатели ситуативной тревожности (рис. 3). По диаграмме можно отметить, что высокая реактивная тревожность была отмечена у 17 человек (57%), умеренная тревожность – у 12 человек (40%) и низкая – у 1 человека (3%).
Рис. 3. Показатели ситуативной тревожности студентов 4 курса
Анализируя показатели личностной тревожности студентов 4 курса (рис. 4), видно, что диагностируется умеренный уровень у большинства опрошенных – 22 человека (73%). При этом оставшиеся показатели распределились следующим образом: высокий уровень тревожности отмечается у 5 студентов (17%), низкий уровень – у 2 студентов (10%). Можно сказать о том, что для студентов с высокой личностной тревожностью свойственно рассматривать широкий диапазон ситуаций как вызывающих тревогу, то есть любая ситуация может привести к состоянию выраженной тревоги, близкой к стрессу.
Рис. 4. Показатели личностной тревожности студентов 4 курса
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были получены результаты, свидетельствующие о том, что в современную эпоху у студентов медицинского университета как 1, так и 4 курса имеется высокий уровень ситуативной тревожности, что может отражать эмоциональную реакцию как на процесс обучения изолированно, так и в совокупности со сложившейся ситуацией в мире. При этом у студентов 1-го курса этот показатель чуть выше, что может свидетельствовать об их адаптации к новым условиям обучения.
Кроме того, на основании полученных данных, характеризующих личностную тревожность, можно сделать вывод, что у большинства студентов наблюдается умеренный уровень тревожности, отражающий нормальный уровень самооценки и уравновешенности. Однако имеется часть студентов (24% студентов 1 курса и 17% студентов 4 курса) с высоким показателем, что характеризует их как личности с выраженными чертами тревожности, для которых характерно ожидание тревоги в различных ситуациях, чувство неуверенности и неуспешности. Так, выдвинутая в начале исследования гипотеза не подтвердилась, поскольку личностная тревожность у некоторых студентов находится на высоком уровне.
Более высокий показатель личностной тревожности у 1 курса свидетельствует о том, что в условиях адаптации к новому учебному процессу и в условиях общего напряженного эмоционального фона в современном мире студенты склонны сосредотачиваться на собственном состоянии и не способны рационально анализироваться возникающие в жизни ситуации. Высокие показатели у студентов 4 курса могут быть связаны со страхом неуспешности и чувством неопределенности профессионального пути в будущем.