Главная
АИ #43 (122)
Статьи журнала АИ #43 (122)
Типы реагирования студентов-медиков в конфликтных ситуациях

Типы реагирования студентов-медиков в конфликтных ситуациях

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

конфликт
студенты-медики
стили поведения
методика Томаса-Килманна
способы реагирования в конфликтной ситуации

Аннотация статьи

В статье представлены результаты изучения преобладающего типа поведения в конфликтных ситуациях у студентов лечебного факультета 1 и 4 курсов Пермского Государственного Медицинского университета. В качестве методики использовался опросник Томаса-Килманна. Выявлены различия в выборе стратегии реагирования между студентами 1 и 4 курса.

Текст статьи

Термин «конфликт» можно определить как противостояние мнений, ценностей и мотивов двух и более противоборствующих сторон [4, с. 29]. Проблема различного рода конфликтов затрагивает все сферы жизни. Особенно актуальны вопросы возникновения и путей решения конфликтных ситуаций для медицинских работников, поскольку врачебная деятельность предполагает постоянное взаимодействие личного характера с другими людьми, что неизбежно приводит к коллизии. В последнее время отмечается интерес к изучению способов урегулирования конфликтов в студенческой среде [6, с. 79]. Целью исследования являлось выявление преобладающего стиля поведения у студентов медицинского университета в разные периоды обучения. Было высказано предположение, что будет наблюдаться различие в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации между студентами младших курсов и студентами старших.

Объекты и методы исследования. В исследовании приняло участие 62 студента Пермского Государственного Медицинского Университета имени Е.А. Вагнера. Из них 32 человека – студенты 1 курса лечебного факультета, и 30 человек – студенты 4 курса лечебного факультета. В качестве методики исследования выступал тест-опросник Томаса-Килманна в адаптации Н.В. Гришиной [3, с. 217-221]. Тест состоит из 30 вопросов с использованием метода вынужденного выбора. Результаты тестирования подсчитывались в баллах, их оценка производилась согласно трактовкам авторов методики [7, с. 5]. В случае невозможности выделения доминантного стиля поведения – баллы соответствуют уровню средней выраженности предпочтения (от 6 до 8 баллов) для трех и более стратегий поведения, результат относился к категории «Нет выраженной доминанты». Если было выявлено сочетание доминантных стилей поведения (например, «Сотрудничество-Компромисс»), результат относился к категории «Двойные стили поведения». Обработка данных выполнена с учетом возможностей программного обеспечения Microsoft Excel.

Результаты и обсуждение. Результаты анкетирования студентов 1 курса лечебного факультета (32 человека) представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Предпочитаемый тип реагирования в конфликтной ситуации у студентов 1 курса

В большинстве случаев (11 человек; 34,4%) у студентов 1 курса лечебного факультета ПГМУ нет выраженного (доминантного) стиля реагирования на конфликтную ситуацию. На втором месте по распространенности среди респондентов оказалась стратегия реагирования в виде приспособления (6 человек; 18,8%). Т.е. первокурсники в ряде ситуаций готовы пожертвовать своими интересами в пользу интересов оппонента. У равного числа участников отмечается склонность к решению проблемы с помощью стратегий сотрудничества и компромисса (в каждом случае 4 человека; 12,5%). Эти две стратегии имеют некоторое сходство, так сотрудничество – это совместная альтернативная договоренность, полностью удовлетворяющая обе стороны конфликта, в то время как компромисс – договоренность, при которой обе стороны должны пойти на уступки, т.е. удовлетворения от исхода не получает никто. С меньшей частотой, но также равномерно, распределены выбор стратегии «Уклонение» (отсутствие желания и к сотрудничеству с оппонентом, и к отстаиванию собственных интересов) и комбинации двух стилей поведения (в каждом случае 3 человека; 9,4%). Среди комбинаций чаще отмечалось нетипичное сочетание «Сотрудничество-Уклонение» (у двух человек), реже более типичное «Сотрудничество-Компромисс» (у одного человека). Наиболее редко встречалась склонность решать конфликтные ситуации путем конфронтации – стремление отстоять свои интересы, невзирая на интересы оппонента. Этой стратегии придерживается только 1 человек (3,1%).

Несколько иная ситуация выявляется при рассмотрении результатов анкетирования студентов 4 курса (30 человек), представленная на рисунке 2.

Рис. 2. Предпочитаемый тип реагирования в конфликтной ситуации у студентов 4 курса

Наибольшее число студентов 4 курса (10 человек; 33,3%) прибегают к выбору стратегии «Уклонение». Чаще встречаются комбинации двух стилей поведения в конфликтной ситуации (8 человек; 26,6%). При этом большее число респондентов используют сочетания «Компромисс-Сотрудничество» и «Уклонение-Приспособление» (в каждом случае эти стили выбрали 3 человека; 37,5%), единичен выбор стратегий «Компромисс-Уклонение» и «Компромисс-Приспособление» (в каждом случае 12,5%). Высокий процент респондентов не демонстрирует наличия выраженного (доминантного) стиля реагирования на конфликтную ситуацию (7 человек; 23,3%). Стратегии «Приспособление» придерживаются только двое участников (6,7%). А выраженная склонность к решению конфликтов путем конфронтации, сотрудничества или компромисса отмечается в единичных случаях (для каждого стиля 3,3%).

Необходимо отметить высокий процент распространенности среди студентов лечебного факультета обеих групп отсутствия одного доминантного типа реагирования на конфликт. Это может быть связано с выбором различных стратегий поведения в зависимости от обстоятельств конфликта. Такая тактика поведения признается некоторыми авторами наиболее выгодной [4, с. 29]. Отметим, что наши критерии выделения группы «Нет выраженной доминанты», соотносятся с критериями коридора «оптимального» поведения согласно монографии И.Е. Ворожейкина с соавторами «…при значениях от 5 до 7 баллов» [2, с. 134]. Подтверждением приверженности различным стратегиям поведения в зависимости от обстоятельств является частота встречаемости комбинированных типов реагирования на конфликт среди студентов 4 курса.

У многих студентов 1 курса отмечается склонность к поведению в виде приспособления. Эта тактика поведения считается универсальной для решения любых типов конфликтов, особенно конфликтов организационного характера, что актуально на начальных этапах обучения. Необходимо помнить, что первый курс является адаптационным периодом обучения, еще нет четкого представления о содержательной стороне будущей профессиональной деятельности [1, с. 119]. В сравнении с первым курсом у студентов старших курсов приспособление, как способ поведения в конфликтной ситуации, встречается редко.

Зато, для студентов 4 курса лечебного факультета наиболее предпочтительной тактикой поведения оказалось уклонение. Уклонение считается эффективной стратегией для решения конфликтов возникающих по иерархической вертикали, когда оппонент обладает объективно большей силой и использует ее в конфликтной борьбе [2, с. 132]. Однако данная стратегия с точки зрения будущей профессиональной деятельности признается наименее эффективной [1, с. 119]. Но ее выбор, по всей видимости, сознательный, поскольку 4 курс уже не является адаптационным периодом, студенты имеют опыт работы в сфере здравоохранения. Отметим, что схожие результаты, т.е. численное преобладание выбора тактики уклонения, были получены в работе А.В. Микитюка и Н.А. Скуратовой [5, с. 72] в группе студентов первого уровня конфликтности. Возможное объяснение данного феномена – индивидуальные стилевые особенности поведения. Первокурсники к уклонению прибегают редко.

Отмечается большая склонность первокурсников к решению конфликтов путем компромисса и сотрудничества, в сравнении со студентами старших курсов. У последних чаще наблюдается комбинация использования этих двух стилей. Стиль сотрудничества эффективен в ситуациях, когда необходимо решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне, однако выработка решения требует значительных временных затрат. Способность к компромиссу считается признаком реализма и высокой культуры общения, однако во взаимодействии «врач-пациент» не является желательной, т.к. подразумевает поступление интересами обеих сторон [1, с. 118].

Наконец, в обеих исследуемых группах отмечается минимальная приверженность к конфронтации. Данная тактика очень эффективна, но существует риск повторения конфликта. Эта стратегия подходит для серьезных ситуаций и жизненно важных вопросов, которые зачастую приходится решать во врачебной практике.

Выводы

  1. Для студентов ПГМУ, как начальных, так и старших курсов обучения, характерен выбор различных стратегий поведения в зависимости от обстоятельств конфликта.
  2. Доминирующей стратегией поведения для студентов 1 курса является – приспособление, для студентов 4 курса – уклонение.
  3. Конфронтация является наименее привлекательной тактикой поведения в конфликтных ситуациях для студентов, как первого, так и четвертого курсов обучения.

Список литературы

  1. Васильева Л.Н., Щепеткова С.С. Исследование стратегий поведения в межличностном конфликте у студентов-медиков на начальном этапе обучения в вузе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. - Т. 8. - № 4. - Ч. 2. - С.117-121.
  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  4. Матвеева Н.В. Стратегии разрешения конфликтов студентами вуза с учетом их социального статуса // Педагогика. Психология. Философия. 2018. - №1 (09). - С. 28-32.
  5. Микитюк А. В., Скуратова Н. А. Оценка стилей поведения в конфликтной ситуации у будущих врачей // Биоэтические вопросы современной медицины: cб. материалов научно-образовательных чтений – Гомель. 2019. – C. 71-73.
  6. Третьяков К. Н., Шереметьева У.М., Куликова Н.В. Особенности реагирования студентов вузов в конфликтных ситуациях // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2013. - №2. - С. 78-87.
  7. Thomas K. W, Kilmann R. H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, 2008. URL: https://www.researchgate.net/publication/265565339_Thomas-Kilmann_conflict_MODE_instrument

Поделиться

1215

Косачева О. П. Типы реагирования студентов-медиков в конфликтных ситуациях // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 115-118. URL: https://apni.ru/article/4810-tipi-reagirovaniya-studentov-medikov-v-konfli

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января