Повышение конкурентоспособности бюджетных учебных заведений

Данная статья посвящена актуальной теме – повышению конкурентоспособности бюджетных учебных заведений. В статье раскрыта сущность конкурентоспособности образовательного продукта и рассмотрен университет с точки зрения системного подхода. Также была проведена оценка конкурентоспособности высших учебных заведений: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет». По результатам данной оценки предоставлены рекомендации высшему учебному заведению, направленные на повышение его конкурентоспособности и формирование положительного имиджа на рынке образовательных услуг.

Аннотация статьи
повышение конкурентоспособности
образовательный продукт
высшее учебное заведение
оценка конкурентоспособности
факторы конкурентоспособности
конкурентоспособность
Ключевые слова

На сегодняшний день наблюдается динамичное развитие российской системы образования. Трансформации подвергаются ее структурные, организационные, функциональные, идеологические и ценностные характеристики.

Кардиальные преобразования происходят преимущественно в государственных учреждениях, в частности в высших учебных заведениях. В первую очередь, в последние годы возросли требования общества к качеству образования, что заставило руководство учебных заведений пересмотреть образовательные программы. Во-вторых, цифровизация вынуждает учебные заведения следовать техническому прогрессу и внедрять новые технологии обучения. В-третьих, высшим учебным заведениям было предоставлено право на свободное ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Помимо вышеуказанного, наблюдается ужесточение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Все это вынуждает учебные заведения искать новые способы повышения конкурентоспособности [2, c. 100].

Конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием, отражающим как различные аспекты деятельности образовательной организации, так и качество ее услуг. В целом, конкурентоспособность учебного заведения означает его способность выдерживать конкуренцию.

Применительно к образовательному продукту конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность продукции быть успешно реализованной на рынке [1, c. 23].

Стоит указать, что исследователи в состав продаваемого на рынке образовательных услуг «товара» включают не только данные услуги, но и выпускников, результаты научной деятельности учебного заведения, к примеру, выполнение НИР и ОКР. В связи с этим конкуренция высшего учебного заведения должна рассматриваться исключительно с точки зрения реализации этих видов «продукции».

Отобразим модель «черного ящика» высшего учебного заведения на рис.

Рис. Модель «черного ящика» высшего учебного заведения

Если рассматривать университет с точки зрения системного подхода, то входами будут абитуриенты и их родители, студенты, заказчики НИР/ОКР, представители работодателя. Управление происходит посредством принятых законов, указаний Минобрнауки, профессиональных стандартов и др. В свою очередь, механизмом выступают студенты, профессорско-преподавательский состав, руководство высшего учебного заведения и др. Выход из университета представлен выпускниками и результатами научной деятельности.

Обратим внимание на то, что входы системы представляют собой то, с чем приходится работать. С позиции конкурентоспособности задача руководства высших учебных заведений сделать так, чтобы они стали привлекательными для тех, кто готов отдать свои ресурсы, а именно: знания, время, денежные средства и др. [3, c. 21].

Исследуем конкурентоспособность следующих бюджетных учебных заведений: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

Вологодский государственный университет (далее по тексту – ВоГУ) является крупнейшим высшим учебным заведением Вологодской области. Он был создан в 1966 г.

На данный момент университет ведет подготовку специалистов в области естественно-научных направлений, информационных технологий, экономики, менеджмента и др.

Миссия Вологодского государственного университета заключается в обеспечении экономического, технологического и социально-культурного развития Вологодской области и Северо-Западного федерального округа [4].

Его конкурентом является Череповецкий государственный университет (далее по тексту – ЧГУ) – один из крупнейших вузов Череповца и Вологодской области. Он был открыт в 1996 г. по инициативе Президента РФ Бориса Ельцины в результате объединения Череповецкого государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института.

Миссия Череповецкого государственного университета звучит следующим образом: «Университет, который меняет образ мышления и деятельности людей через обучение, исследования и социальную активность» [7].

В качестве факторов конкурентоспособности были выбраны: показатели образовательной деятельности, показатели научно-исследовательской деятельности, показатели международной деятельности, показатели финансово-экономической деятельности и показатели, отражающие состояние инфраструктуры.

Оценим конкурентоспособность выбранных высших учебных заведений по указанным параметрам в таблице [5, 6].

Таблица

Оценка конкурентоспособности ВоГУ и ЧГУ по данным на конец 2021 г.

Наименование показателя

ВоГУ

ЧГУ

1

Образовательная деятельность

1.1

Общая численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, чел.

6296

6813

1.2

Общая численность аспирантов, чел.

58

95

1.3

Средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ

56,78

67,16

2

Научно-исследовательская деятельность

2.1

Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР, ед.

89,4

198,07

2.2

Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 НПР, ед.

214,8

259,68

2.3

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации, %

3,2

4,71

2.4

Удельный вес численности НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук в общей численности НПР, %

69,6

78,54

3

Международная деятельность

3.1

Удельный вес численности иностранных студентов, %

0,11

0,18

3.2

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР, %

2

0

4

Финансово-экономическая деятельность

4.1

Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения, тыс. руб.

1224208,3

824653,6

4.2

Отношения среднего заработка НПР в образовательной организации к среднемесячной заработной плате, %

209,5

220

5

Инфраструктура

5.1

Удельный вес стоимости оборудования (не старше 5 лет) образовательной организации в общей стоимости оборудования, %

15,26

47,14

5.2

Удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности нуждающихся студентов, %

100

79,2

По результатам оценки конкурентоспособности учебных заведений высшего профессионального образования можно сделать следующие выводы:

  1. ЧГУ имеет преимущество в численности как студентов, так и аспирантов;
  2. в ЧГУ поступают более подготовленные абитуриенты, о чем свидетельствует средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ;
  3. развитая научно-исследовательская деятельность в ЧГУ значительно превосходит по результатам аналогичную деятельность в ВоГУ;
  4. ВоГУ и ЧГУ практически непривлекательны для иностранных студентов и работников;
  5. благодаря грамотной финансовой политике доходы ВоГУ на 48,5% больше, чем доходы ЧГУ по данным на конец 2021 г.;
  6. руководство ЧГУ регулярно обновляет оборудование и внедряет современные технологии в образовательный процесс;
  7. ВоГУ имеет возможность в отличие от ЧГУ обеспечить всех нуждающихся студентов местами в общежитиях.

На сегодняшний день абитуриенты при выборе из данных высших учебных заведений зачастую останавливаются на Череповецком государственном университете по причине высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, сформированной положительной репутации, престижности ВУЗа, активного использования в стенах учреждениях современных технологий обучения и др.

В целях повышения конкурентоспособности Вологодского государственного университета рекомендуется внедрение следующего комплекса мероприятий:

  • активное продвижение положительного имиджа университета в информационной среде, в частности, при помощи социальных сетей, рекламы в сети Интернет;
  • организация и проведение мероприятий, способствующих трудоустройству студентов и выпускников;
  • организация сезонной занятости студентов и организация стажировок для студентов старших курсов;
  • развитие сотрудничества с НКО региона для реализации совместных социальных проектов и активизации инновационных процессов;
  • развитие и создание фундаментальных, прикладных исследований и технологий, а также студенческих научно-исследовательских работ междисциплинарного характера в проектном формате;
  • обеспечение участия студентов в федеральных конкурсах грантов и др.;
  • модернизация образовательных программ;
  • закупка современного ПО, использующегося в научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности;
  • модернизация компьютерной техники, создание мультимедийных аудиторий, установка инфоматов в учебных корпусах;
  • и др.

Данные меры позволят ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и стать драйвером инновационного развития региона, учебным заведением, гарантирующим высокую конкурентоспособность выпускников. Кроме того, отдельная группа мер позволит сделать из Вологодского государственного университета цифровой университет, что будет способствовать росту интереса к учреждению со стороны иностранных граждан и российских абитуриентов из других регионов.

Текст статьи
  1. Управление конкурентоспособностью : учебник для вузов / Е. А. Горбашко [и др.] ; под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 407 с.
  2. Ментух, Л. Б. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на современном рынке образовательных услуг / Л. Б. Ментух // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. – 2018. – № 1. – С. 100-106.
  3. Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов : Материалы международной научно-методической конференции, в 2 частях, Томск, 28–29 января 2021 года. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2021. – 332 с.
Список литературы