На сегодняшний день наблюдается динамичное развитие российской системы образования. Трансформации подвергаются ее структурные, организационные, функциональные, идеологические и ценностные характеристики.
Кардиальные преобразования происходят преимущественно в государственных учреждениях, в частности в высших учебных заведениях. В первую очередь, в последние годы возросли требования общества к качеству образования, что заставило руководство учебных заведений пересмотреть образовательные программы. Во-вторых, цифровизация вынуждает учебные заведения следовать техническому прогрессу и внедрять новые технологии обучения. В-третьих, высшим учебным заведениям было предоставлено право на свободное ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Помимо вышеуказанного, наблюдается ужесточение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Все это вынуждает учебные заведения искать новые способы повышения конкурентоспособности [2, c. 100].
Конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием, отражающим как различные аспекты деятельности образовательной организации, так и качество ее услуг. В целом, конкурентоспособность учебного заведения означает его способность выдерживать конкуренцию.
Применительно к образовательному продукту конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность продукции быть успешно реализованной на рынке [1, c. 23].
Стоит указать, что исследователи в состав продаваемого на рынке образовательных услуг «товара» включают не только данные услуги, но и выпускников, результаты научной деятельности учебного заведения, к примеру, выполнение НИР и ОКР. В связи с этим конкуренция высшего учебного заведения должна рассматриваться исключительно с точки зрения реализации этих видов «продукции».
Отобразим модель «черного ящика» высшего учебного заведения на рис.
Рис. Модель «черного ящика» высшего учебного заведения
Если рассматривать университет с точки зрения системного подхода, то входами будут абитуриенты и их родители, студенты, заказчики НИР/ОКР, представители работодателя. Управление происходит посредством принятых законов, указаний Минобрнауки, профессиональных стандартов и др. В свою очередь, механизмом выступают студенты, профессорско-преподавательский состав, руководство высшего учебного заведения и др. Выход из университета представлен выпускниками и результатами научной деятельности.
Обратим внимание на то, что входы системы представляют собой то, с чем приходится работать. С позиции конкурентоспособности задача руководства высших учебных заведений сделать так, чтобы они стали привлекательными для тех, кто готов отдать свои ресурсы, а именно: знания, время, денежные средства и др. [3, c. 21].
Исследуем конкурентоспособность следующих бюджетных учебных заведений: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».
Вологодский государственный университет (далее по тексту – ВоГУ) является крупнейшим высшим учебным заведением Вологодской области. Он был создан в 1966 г.
На данный момент университет ведет подготовку специалистов в области естественно-научных направлений, информационных технологий, экономики, менеджмента и др.
Миссия Вологодского государственного университета заключается в обеспечении экономического, технологического и социально-культурного развития Вологодской области и Северо-Западного федерального округа [4].
Его конкурентом является Череповецкий государственный университет (далее по тексту – ЧГУ) – один из крупнейших вузов Череповца и Вологодской области. Он был открыт в 1996 г. по инициативе Президента РФ Бориса Ельцины в результате объединения Череповецкого государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института.
Миссия Череповецкого государственного университета звучит следующим образом: «Университет, который меняет образ мышления и деятельности людей через обучение, исследования и социальную активность» [7].
В качестве факторов конкурентоспособности были выбраны: показатели образовательной деятельности, показатели научно-исследовательской деятельности, показатели международной деятельности, показатели финансово-экономической деятельности и показатели, отражающие состояние инфраструктуры.
Оценим конкурентоспособность выбранных высших учебных заведений по указанным параметрам в таблице [5, 6].
Таблица
Оценка конкурентоспособности ВоГУ и ЧГУ по данным на конец 2021 г.
№ |
Наименование показателя |
ВоГУ |
ЧГУ |
---|---|---|---|
1 |
Образовательная деятельность | ||
1.1 |
Общая численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, чел. |
6296 |
6813 |
1.2 |
Общая численность аспирантов, чел. |
58 |
95 |
1.3 |
Средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ |
56,78 |
67,16 |
2 |
Научно-исследовательская деятельность | ||
2.1 |
Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР, ед. |
89,4 |
198,07 |
2.2 |
Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 НПР, ед. |
214,8 |
259,68 |
2.3 |
Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации, % |
3,2 |
4,71 |
2.4 |
Удельный вес численности НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук в общей численности НПР, % |
69,6 |
78,54 |
3 |
Международная деятельность | ||
3.1 |
Удельный вес численности иностранных студентов, % |
0,11 |
0,18 |
3.2 |
Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР, % |
2 |
0 |
4 |
Финансово-экономическая деятельность | ||
4.1 |
Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения, тыс. руб. |
1224208,3 |
824653,6 |
4.2 |
Отношения среднего заработка НПР в образовательной организации к среднемесячной заработной плате, % |
209,5 |
220 |
5 |
Инфраструктура | ||
5.1 |
Удельный вес стоимости оборудования (не старше 5 лет) образовательной организации в общей стоимости оборудования, % |
15,26 |
47,14 |
5.2 |
Удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности нуждающихся студентов, % |
100 |
79,2 |
По результатам оценки конкурентоспособности учебных заведений высшего профессионального образования можно сделать следующие выводы:
- ЧГУ имеет преимущество в численности как студентов, так и аспирантов;
- в ЧГУ поступают более подготовленные абитуриенты, о чем свидетельствует средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ;
- развитая научно-исследовательская деятельность в ЧГУ значительно превосходит по результатам аналогичную деятельность в ВоГУ;
- ВоГУ и ЧГУ практически непривлекательны для иностранных студентов и работников;
- благодаря грамотной финансовой политике доходы ВоГУ на 48,5% больше, чем доходы ЧГУ по данным на конец 2021 г.;
- руководство ЧГУ регулярно обновляет оборудование и внедряет современные технологии в образовательный процесс;
- ВоГУ имеет возможность в отличие от ЧГУ обеспечить всех нуждающихся студентов местами в общежитиях.
На сегодняшний день абитуриенты при выборе из данных высших учебных заведений зачастую останавливаются на Череповецком государственном университете по причине высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, сформированной положительной репутации, престижности ВУЗа, активного использования в стенах учреждениях современных технологий обучения и др.
В целях повышения конкурентоспособности Вологодского государственного университета рекомендуется внедрение следующего комплекса мероприятий:
- активное продвижение положительного имиджа университета в информационной среде, в частности, при помощи социальных сетей, рекламы в сети Интернет;
- организация и проведение мероприятий, способствующих трудоустройству студентов и выпускников;
- организация сезонной занятости студентов и организация стажировок для студентов старших курсов;
- развитие сотрудничества с НКО региона для реализации совместных социальных проектов и активизации инновационных процессов;
- развитие и создание фундаментальных, прикладных исследований и технологий, а также студенческих научно-исследовательских работ междисциплинарного характера в проектном формате;
- обеспечение участия студентов в федеральных конкурсах грантов и др.;
- модернизация образовательных программ;
- закупка современного ПО, использующегося в научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности;
- модернизация компьютерной техники, создание мультимедийных аудиторий, установка инфоматов в учебных корпусах;
- и др.
Данные меры позволят ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и стать драйвером инновационного развития региона, учебным заведением, гарантирующим высокую конкурентоспособность выпускников. Кроме того, отдельная группа мер позволит сделать из Вологодского государственного университета цифровой университет, что будет способствовать росту интереса к учреждению со стороны иностранных граждан и российских абитуриентов из других регионов.