Автор(-ы):
Тушева Юлия Юрьевна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье предлагаются практические рекомендации для создания практических программ для развития творческих способностей студентов на примере ТОП арт-терапии.
Текст статьи
Телесно-ориентированная (ТОП) и арт-терапия – два самодостаточных вида психотерапии. Соединяясь вместе, они усиливают друг друга и создают сильный терапевтический эффект.
Телесно-ориентированная терапия – как ясно из названия – работает с телом, с телесными проявлениями, включает биологические ресурсы, на уровне инстинкта выживания, включает чувства телесной радости и наслаждения.
Арт-терапия – обращается к творческим способностям человека. В специальном терапевтическом процессе клиент создает арт-объект, а затем по заданию терапевта, меняет его. Таким образом получая послание, что все можно поменять. Арт-терапия про то, как быть творцом своей жизни. Большинство техник арт-терапии интуитивны, когда нет конкретного заданно – например, нарисуй свой страх, или нарисовать каракули и т.д.
Таким образом, ТОП арт-терапия соединяет в себе инстинкт и интуицию – воздавая целостность психо-физических процессов.
Методы ТОП арт – терапии являются универсальными, и их можно использовать для решения разнообразных задач, например, таких как: проблемы социальной и психологической дезадаптации, укреплением психологического и духовного состояния здоровья, повышением уровня человеческих возможностей; в качестве материала для использования в арт – терапевтической деятельности, клиент применяет разнообразные виды изобразительной деятельности для проявления своего психического самочувствия.
В рамках написания магистерской диссертации после проведения предварительной диагностики создана и реализована программа, направленная на развитие творческих способностей студентов педагогического вуза, написана ТОП арт-терапевтическая программа.
Была предварительно выдвинута идея, что уровень развития творческих способностей студентов может быть изменен в лучшую сторону. Для исследования этой идеи был разработан комплекс упражнений, способствующих этому. Данный комплекс упражнений был реализован в виде серии тренингов в течение второго семестра – 5 месяцев по 1 разу в неделю, продолжительностью 3 часа.
Практическая часть исследования была реализована только с экспериментальной группой численностью 30 человек.
Тренинг-курс был реализован для студентов как факультатив, в качестве дополнительных занятий.
Построение тренинга-курса – на основании компиляции различных упражнений и практик из телесной и арт-терапии, подобранных в соответствии с целями исследования.
Цель программы – организовать возможности, создать предпосылки для развития творческих способностей студентов педагогического вуза
Задачи программы:
При составлении программы были использованы практические исследования Т.Ю. Калошиной, А.И. Копытина, А. Дилон, М. Хашимо, В.Ю. Баскакова.
Курс-тренинг был реализован в соответствии с этапами:
1. Подготовительный этап – это терапевтическая беседа:
2. Начало формирования психотерапевтических отношений. Первые простые упражнения.
3. Этап активных, максимально экспрессивных упражнений и дискуссий.
4. Завершение и закрытие процессов.
Принципы:
Структурные части ТОП арт-терапевтического курса-тренинга, исходя из продолжительности 3 астрономических часа.
Продолжительность стадий может меняться в зависимости от групповой динамики:
Описанная структура курса тренинга опробована на практике и показала высокую результативность.
Список литературы
Поделиться
Тушева Ю. Ю. Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза методами ТОП арт-терапии // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 122-124. URL: https://apni.ru/article/4819-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-studentov