Телесно-ориентированная (ТОП) и арт-терапия – два самодостаточных вида психотерапии. Соединяясь вместе, они усиливают друг друга и создают сильный терапевтический эффект.
Телесно-ориентированная терапия – как ясно из названия – работает с телом, с телесными проявлениями, включает биологические ресурсы, на уровне инстинкта выживания, включает чувства телесной радости и наслаждения.
Арт-терапия – обращается к творческим способностям человека. В специальном терапевтическом процессе клиент создает арт-объект, а затем по заданию терапевта, меняет его. Таким образом получая послание, что все можно поменять. Арт-терапия про то, как быть творцом своей жизни. Большинство техник арт-терапии интуитивны, когда нет конкретного заданно – например, нарисуй свой страх, или нарисовать каракули и т.д.
Таким образом, ТОП арт-терапия соединяет в себе инстинкт и интуицию – воздавая целостность психо-физических процессов.
Методы ТОП арт – терапии являются универсальными, и их можно использовать для решения разнообразных задач, например, таких как: проблемы социальной и психологической дезадаптации, укреплением психологического и духовного состояния здоровья, повышением уровня человеческих возможностей; в качестве материала для использования в арт – терапевтической деятельности, клиент применяет разнообразные виды изобразительной деятельности для проявления своего психического самочувствия.
В рамках написания магистерской диссертации после проведения предварительной диагностики создана и реализована программа, направленная на развитие творческих способностей студентов педагогического вуза, написана ТОП арт-терапевтическая программа.
Была предварительно выдвинута идея, что уровень развития творческих способностей студентов может быть изменен в лучшую сторону. Для исследования этой идеи был разработан комплекс упражнений, способствующих этому. Данный комплекс упражнений был реализован в виде серии тренингов в течение второго семестра – 5 месяцев по 1 разу в неделю, продолжительностью 3 часа.
Практическая часть исследования была реализована только с экспериментальной группой численностью 30 человек.
Тренинг-курс был реализован для студентов как факультатив, в качестве дополнительных занятий.
Построение тренинга-курса – на основании компиляции различных упражнений и практик из телесной и арт-терапии, подобранных в соответствии с целями исследования.
Цель программы – организовать возможности, создать предпосылки для развития творческих способностей студентов педагогического вуза
Задачи программы:
- развитие творческих способностей студентов;
- в игровой форме исследование творческих способностей студентов;
- развитие телесной осознанности;
- работа со страхом проявлять себя;
- работа со страхом критики;
- работа с психическими механизмами освоения, исследовательской, поисковой деятельности;
- развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности
- исследование возможностей идти на риск.
При составлении программы были использованы практические исследования Т.Ю. Калошиной, А.И. Копытина, А. Дилон, М. Хашимо, В.Ю. Баскакова.
Курс-тренинг был реализован в соответствии с этапами:
1. Подготовительный этап – это терапевтическая беседа:
- Шеаринг-знакомство
- Тайминг и правила взаимодействия участников друг с другом и с ведущей
- Правила техники безопасности при выполнении арт и телесных упражнений
2. Начало формирования психотерапевтических отношений. Первые простые упражнения.
3. Этап активных, максимально экспрессивных упражнений и дискуссий.
4. Завершение и закрытие процессов.
Принципы:
- Принцип равноправия – все участники тренинга-курса имеют одинаковые права участия, взаимного уважения проявлений ценностей друг друга.
- Принцип активности – студенты проявляют активность, выполняют задания, отвечает на вопросы.
- Принцип проявленного творчества – все участники с максимальной самоотдачей реализуют свои творческие возможности. Если встречают препятствия на этом пути – делятся своими трудностями в вербальной форме.
- Принцип взаимной поддержки – критика запрещена. Делиться только своими чувствами и впечатлениями. Поддерживать других участников всеми возможными способами.
- Принцип ответственности. Каждый участник эксперимента несет ответственность за свое эмоциональное состояние. Поэтому сам решает, выполнять ли каждое отдельное упражнение, так и участвовать ли в эксперименте в целом. Работает правило stop – когда в любой момент можно остановить любой процесс без объяснений.
Структурные части ТОП арт-терапевтического курса-тренинга, исходя из продолжительности 3 астрономических часа.
Продолжительность стадий может меняться в зависимости от групповой динамики:
- Экспозиция – начало работы. Участники по желанию делятся своим состоянием, процессами, которые происходили после прошлых занятий курса-тренинга20 минут;
- Телесная разминка, в том числе свободный танец – 10 минут;
- Медитация – 10 минут;
- Арт-терапевтические практики – 1 час;
- Терапевтическая беседа – 20 минут;
- ТОП арт-терапевтические практики (индивидуальные, в парах или в малых группах) – 40 минут;
- Медитация – 10 минут;
- Завершение – терапевтическая беседа 10 минут.
Описанная структура курса тренинга опробована на практике и показала высокую результативность.