Главная
АИ #43 (122)
Статьи журнала АИ #43 (122)
Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза методами ТОП арт...

Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза методами ТОП арт-терапии

Автор(-ы):

Тушева Юлия Юрьевна

Секция

Психология

Ключевые слова

творческие способности
студенческий возраст
педагогическая среда
педагогика и психология высшей школы
арт-терапия
ТОП арт-терапия

Аннотация статьи

В статье предлагаются практические рекомендации для создания практических программ для развития творческих способностей студентов на примере ТОП арт-терапии.

Текст статьи

Телесно-ориентированная (ТОП) и арт-терапия – два самодостаточных вида психотерапии. Соединяясь вместе, они усиливают друг друга и создают сильный терапевтический эффект.

Телесно-ориентированная терапия – как ясно из названия – работает с телом, с телесными проявлениями, включает биологические ресурсы, на уровне инстинкта выживания, включает чувства телесной радости и наслаждения.

Арт-терапия – обращается к творческим способностям человека. В специальном терапевтическом процессе клиент создает арт-объект, а затем по заданию терапевта, меняет его. Таким образом получая послание, что все можно поменять. Арт-терапия про то, как быть творцом своей жизни. Большинство техник арт-терапии интуитивны, когда нет конкретного заданно – например, нарисуй свой страх, или нарисовать каракули и т.д.

Таким образом, ТОП арт-терапия соединяет в себе инстинкт и интуицию – воздавая целостность психо-физических процессов.

Методы ТОП арт – терапии являются универсальными, и их можно использовать для решения разнообразных задач, например, таких как: проблемы социальной и психологической дезадаптации, укреплением психологического и духовного состояния здоровья, повышением уровня человеческих возможностей; в качестве материала для использования в арт – терапевтической деятельности, клиент применяет разнообразные виды изобразительной деятельности для проявления своего психического самочувствия.

В рамках написания магистерской диссертации после проведения предварительной диагностики создана и реализована программа, направленная на развитие творческих способностей студентов педагогического вуза, написана ТОП арт-терапевтическая программа.

Была предварительно выдвинута идея, что уровень развития творческих способностей студентов может быть изменен в лучшую сторону. Для исследования этой идеи был разработан комплекс упражнений, способствующих этому. Данный комплекс упражнений был реализован в виде серии тренингов в течение второго семестра – 5 месяцев по 1 разу в неделю, продолжительностью 3 часа.

Практическая часть исследования была реализована только с экспериментальной группой численностью 30 человек.

Тренинг-курс был реализован для студентов как факультатив, в качестве дополнительных занятий.

Построение тренинга-курса – на основании компиляции различных упражнений и практик из телесной и арт-терапии, подобранных в соответствии с целями исследования.

Цель программы – организовать возможности, создать предпосылки для развития творческих способностей студентов педагогического вуза

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей студентов;
  • в игровой форме исследование творческих способностей студентов;
  • развитие телесной осознанности;
  • работа со страхом проявлять себя;
  • работа со страхом критики;
  • работа с психическими механизмами освоения, исследовательской, поисковой деятельности;
  • развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности
  • исследование возможностей идти на риск.

При составлении программы были использованы практические исследования Т.Ю. Калошиной, А.И. Копытина, А. Дилон, М. Хашимо, В.Ю. Баскакова.

Курс-тренинг был реализован в соответствии с этапами:

1. Подготовительный этап – это терапевтическая беседа:

  • Шеаринг-знакомство
  • Тайминг и правила взаимодействия участников друг с другом и с ведущей
  • Правила техники безопасности при выполнении арт и телесных упражнений

2. Начало формирования психотерапевтических отношений. Первые простые упражнения.

3. Этап активных, максимально экспрессивных упражнений и дискуссий.

4. Завершение и закрытие процессов.

Принципы:

  • Принцип равноправия – все участники тренинга-курса имеют одинаковые права участия, взаимного уважения проявлений ценностей друг друга.
  • Принцип активности – студенты проявляют активность, выполняют задания, отвечает на вопросы.
  • Принцип проявленного творчества – все участники с максимальной самоотдачей реализуют свои творческие возможности. Если встречают препятствия на этом пути – делятся своими трудностями в вербальной форме.
  • Принцип взаимной поддержки – критика запрещена. Делиться только своими чувствами и впечатлениями. Поддерживать других участников всеми возможными способами.
  • Принцип ответственности. Каждый участник эксперимента несет ответственность за свое эмоциональное состояние. Поэтому сам решает, выполнять ли каждое отдельное упражнение, так и участвовать ли в эксперименте в целом. Работает правило stop – когда в любой момент можно остановить любой процесс без объяснений.

Структурные части ТОП арт-терапевтического курса-тренинга, исходя из продолжительности 3 астрономических часа.

Продолжительность стадий может меняться в зависимости от групповой динамики:

  • Экспозиция – начало работы. Участники по желанию делятся своим состоянием, процессами, которые происходили после прошлых занятий курса-тренинга20 минут;
  • Телесная разминка, в том числе свободный танец – 10 минут;
  • Медитация – 10 минут;
  • Арт-терапевтические практики – 1 час;
  • Терапевтическая беседа – 20 минут;
  • ТОП арт-терапевтические практики (индивидуальные, в парах или в малых группах) – 40 минут;
  • Медитация – 10 минут;
  • Завершение – терапевтическая беседа 10 минут.

Описанная структура курса тренинга опробована на практике и показала высокую результативность.

Список литературы

  1. Яголковский Р.Г. Психология креативности. М., Издательский Дом ВШЭ, 2007. 150 с.
  2. Копытин А.И. Арт-терапия – новые горизонты. М., Когито-центр. 2006. 330 с
  3. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. СПб., Речь., 2000. 272 с.

Поделиться

290

Тушева Ю. Ю. Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза методами ТОП арт-терапии // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 122-124. URL: https://apni.ru/article/4819-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-studentov

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня