Главная
АИ #43 (122)
Статьи журнала АИ #43 (122)
Особенности развития творческих способностей студентов педагогического вуза

Особенности развития творческих способностей студентов педагогического вуза

Рубрика

Психология

Ключевые слова

творческие способности
студенческий возраст
педагогическая среда
педагогика и психология высшей школы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются необходимые условия для развития творческих способностей студентов, педагогическая среда, социальные факторы, семья, индивидуальные особенности.

Текст статьи

Изучение студенческого возраста привлекало многих ученых (А.А. Реан, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн). Завершается формирование тела, гормональный фон стабилизируется, соответственно эмоции становятся более уравновешенными, что создает предпосылки для развития высших психических функций (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Период обучения в университете – оставляет неизгладимый след в жизни каждого человека. Он связан с интересным общением с однокурсниками, внеучебной деятельностью, процессами обучения – на фоне которых происходит становление Человека (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Эсарева и др).

Предполагается, при благоприятных обстоятельствах, деятельность студента становится все более осознанной, становятся преобладающими качества – инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность, независимость, самообладание, стрессоустойчивость. Существуют жизненные ситуации, решение которых связано с необходимостью морального выбора: долг, верность, совесть и т.д.

Развитие творческих способностей студентов педагогического университета имеет ряд особенностей.

  1. Индивидуальные особенности студента;
  2. Ситуация в семье;
  3. Бытовые условия, в которых живет студент (живет ли студент дома или в общежитии);
  4. Учебная среда, созданная в университете.

В этих условиях развивается или не развивается творчество. Как студент будет действовать в этих условиях.

Эти способности напрямую зависят от мировоззрения человека, от опыта чувственного восприятия, широты взглядов и степени психологической травмы. Это способность мыслить широко, смотреть на мир широко, исследовать знакомую систему ценностей и задавать вопрос: "Это правда?". Творческий человек просто должен знать окружающий его мир во всем его многообразии.

Важнейшими факторами здесь являются воспитание и наследственность.

Развитие творческих способностей естественным образом происходит в студенческой среде, во время общения, совместного времяпровождения студентов.

Действительно, студенческий возраст – время, когда человек открыт для нового опыта, экспериментов, наполнен интересом к жизни и мечтами о будущем. И это все способствует творчеству очень.

Но, несомненно, творческие способности студента не будут развиваться сами собой. Необходима учебная среда, которая развивает творческие способности студента целенаправленно.

Необходимы специальные дисциплины, развивающие творческое мышление студента.

Например, через вовлечение студента в творческую деятельность – разнообразные практические занятия прикладного характера, которые увлекают студента, вдохновляют на поиск.

Важную роль здесь играют конкурсы с денежными вознаграждениями от университета, различные гранты.

Получив денежное вознаграждение, студент получает позитивное закрепление результата, он чувствует, что окружающий мир благоприятствует его творчеству, наполняет уверенностью в себе. И это, конечно, очень вдохновляет его проявлять творческую активность.

Что еще развивает творческие способности студента педагогического вуза? Конечно, желание заниматься любимым делом, преподавать, реализовываться в профессии. Это – ведущая мотивация. И задача университета – поддерживать эту мотивацию, личным примерном педагогов в том числе, создавать позитивную эмоциональную поддержку.

Признаком хорошего образования всегда считалось личное участие преподавателя: увлеченность преподавателя своей работой, сердечная теплота, поддержка в личных вопросах при необходимости.

Передача "личных знаний" происходит только в диалоге учителя и ученика. Поэтому необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами.

И здесь также необходима работа психолога в университете, который вместе с преподавателями будет целенаправленно развивать творческие способности студентов.

Итак, фактор развития творческих способностей студентов:

  • результат, наделенный качествами уникальности и социальной=го признания;
  • вовлеченность в сам творческий процесс и то, как студент переживает сам творческий процесс, какой отпечаток этот процесс оставляет в его психике.

Педагогическое мастерство здесь заключается в том, чтобы передавать знания таким образом, чтобы у студента включалась познавательная деятельность, чтобы во время занятий приходили идеи и осознания, чтобы его сознание было активным. Чтобы студент чувствовал, что это он сам догадался. И тогда ценность знаний в сознании студента значительно возрастает. Тогда он хочет приходить на занятия, потому что на занятиях он чувствует, какой он молодец.

И это процесс, который нужно преподавателю организовать, стимулировать активность студентов различными педагогическими методами.

Каким же образом?

  1. Способ передачи информации. Дать студентам задание. А материал для выполнения задания недодать. Тем самым вдохновив студентов на поиск
  2. Способность заражать студентов эмоциями, наполнять эмоциями занятия и задания.

Информация в современном мире ничего не стоит. Огромное количество в свободном доступе в интернете. К тому же информация очень быстро теряет актуальность, устаревает. Но способность учиться, желание развиваться на выбранном пути – вот задача университета, и гарантия успешной профессиональной деятельности после окончания университета

Профессия преподавателя сама по себе довольно творческая, она открывает множество возможностей для творчества, поэтому это будет важной задачей преподавателя университета будет:

  • привить студентам интерес к творческой деятельности;
  • развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации по предмету, чтобы творчески решить учебную задачу;
  • творческий подход к практике внедрения знаний и навыков в жизнь.

"Традиционная система образования направлена на то, чтобы дать учащимся определенный уровень знаний. Но сейчас недостаточно просто запомнить определенное количество материала. Основной целью обучения должно быть приобретение, чтобы подвести итог стратегии, нужно научиться учиться". Она была написана известным советским психологом А.Н. Луком, который изучал творчество и психологию творчества как науку.

Такие задания, когда студенту нужно просто вызубрить материал – в результате такого подхода творческие способности студентов не развиваются. Здесь большое значение имеют творческие способности самого преподавателя и, соответственно, творческий подход к изложению материала.

Психолог И.Дж. Лернер писал: "Творчеству можно научить, но это обучение особенное, это не то, как передаются знания и навыки". Таким образом, очень важно не только передавать информацию учащимся, но и учить их мыслить, понимать и понимать, что происходит в процессе обучения ".

Успешная учебная деятельность напрямую связана с развитием творческих способностей. Взаимодействие воображения и интеллекта определяют результат деятельности, формируют творческое мышление. И поскольку этот процесс связан с чувствами, и состоянием ранимости, особого отношения к продуктам своего творчества, необходимо бережное отношение преподавателя, и отсутствие критики или любых негативных оценочных высказываний.

Эмоциональные переживания, предшествующие моменту нахождения решения, важны. Не обязательно положительные. Неудовлетворенность, разочарование, гнев и беспокойство также могут стимулировать процесс творческого поиска. Это не лучший вариант, но часто, единственно возможный и очень эффективный. Конечно лучше, когда ощущение красоты, радости само по себе побуждает к поиску творческого решения.

Творчество - огромная ценность для свободного человека, который хочет развиваться и приносить пользу людям. И даже более того, творчество – это образ жизни.

Творческое мышление – это не только решение поставленных кем-то задач, но и умение видеть и находить проблему самостоятельно.

Важно отметить, что однокурсники оказывают большое влияние друг на друга. Общение с одноклассниками вдохновляет на творчество. Сам процесс перехода из психологического состояния подростка к возрасту юности. Этот процесс взросления, первые шаги в освоении будущей профессии – очень значимый процесс, поскольку формирует жизненную позицию, стратегию выживания и ценности. В этот период происходит глубокое переосмысление посланий, полученных в родительской семье.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/Д., 2013. 173с.
  2. Красноплахтова Л.И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства. Краснодар. КубГАУ. 2015. 95 с.
  3. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарёв // учеб. пособие - Педагогика, 2016. - 280с.

Поделиться

2841

Тушева Ю. Ю. Особенности развития творческих способностей студентов педагогического вуза // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 125-127. URL: https://apni.ru/article/4820-osobennosti-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января