научный журнал «Актуальные исследования» #43 (122), ноябрь '22

Кризисы профессиональной идентичности студентов-выпускников вуза в процессе профессионального становления

В статье освещается проблема профессиональной идентичности в современном обществе. Этот вопрос нам кажется весьма актуальным, поскольку сейчас стремительно изменяются социально-экономические условия в обществе. Имеется недостаточное количество исследований изучения становления профессиональной идентичности студентов в современных реалиях. Нами проведено исследование на изучение уровней профессиональной идентичности студентов-выпускников ВУЗа по «Методике изучения профессиональной идентичности» (МИПИ) Л.Б. Шнейдер. Методика дает возможность выявить возможные кризисы профессиональной идентичности студентов.

Аннотация статьи
кризис идентичности
профессиональная идентичность
профессиональное самоопределение
Ключевые слова

Процесс профессионализации личности протекает от ее жизненного мира, в котором чередуются устойчивые и кризисные периоды. Главной особенностью жизненного мира личности есть то, что «мир в себе» и «мир вокруг себя» человек трансформирует в «мир для себя». В соответствии с постмодернистским подходом к пониманию личности, человек, рождаясь как потенциально бесконечное существо, в течение всей своей жизни идет по противоположно направленному вектору: от стабильности к изменениям и чему-то новому. В следствии данной разнонаправленности появляется главная проблема человека – проблема излишней независимости в условиях многообразия выборов (предметов, идентичностей, ценностей, культурных течений и т.п.), а не как проблема адаптационного выживания в условиях режима и стандартизации. По этой причине непродуктивно понимание личности как стабильного центра в прочном и детерминированном мире, а замена ее на «метафору становления» в подвижном пространстве [7, с. 54].

Мобильность – ключевое понятие, более конкретно отражающее характерные черты сегодняшнего развития и адаптации личности в обществе.

Профессиональная мобильность становится необходимой характеристикой с целью эффективной адаптации личности в обществе на современном этапе.

Согласно суждению Колмыковой М.А., в случае если у человека низкий уровень профессиональной мобильности, в таком случае данное зачастую приводит к неосуществимости продолжать трудовую деятельность из-за изменений обстоятельств и, как результат, к личной трагедии. Значительное количество проделанных изучений установили, что существенная часть людей, потерявших работу морально не готовы к активной профессиональной деятельности. Потерю работы часть людей рассматривает, как личностное поражение, равно как результат своей собственной профессиональной некомпетентности и т.п. Вторая часть, наоборот, первопричину своей безработицы видят в общеэкономической ситуации, особенностях отношений в коллективе, рассматривают как образ жизни, никак не уделяя необходимого внимания контролю над ситуацией. От этого во многом зависит стиль целенаправленного поведения в преодолении кризиса и такое поведение человека, которое можно оценить как социально ответственное. Так как процесс социально-психологических преобразований непосредственно считается стрессовым, кризисным явлением, то рационально проанализировать социально-психологические свойства процесса профессиональной мобильности в условиях как личностного, так и общественного кризиса [2, с. 71].

В процессе проблемного взаимодействия личности студента с социально-профессиональной средой возникают объективные и субъективные трудности, конфликты профессионализации, провоцирующие переживание им кризисов профессионального обучения.

Под кризисом профессионального обучения понимаем явление обострения противоречий профессионального становления личности на этапе ее профессионального обучения, сопровождающееся ростом тревожности, фрустрованности, уязвимости и вызывающей перестройку сознания и поведения потенциального субъекта труда.

Следует отметить, что профессиональная идентичность – это сложное, многокомпонентное, многоуровневое и системное образование, проявляющееся в формировании профессионально важных качеств и постоянном личностном развитии субъекта профессиональной деятельности, осознании себя представителем определенной профессии, принятии норм и правил поведения профессионального сообщества, что в дальнейшем будет помогать эффективно реализовывать себя в профессии и быть принятым профессиональным сообществом [8, с. 762].

Согласно Поваренкову Ю.П., основными показателями сформированной профессиональной идентичности являются принятие себя как профессионала, конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей, а также системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности [3, с. 10].

Согласно суждению Снеговой Е.В., в общем значении идентификация является процессом сопоставления, соединения какого-либо объекта с другим на основе какого-либо признака или качества, в результате чего устанавливается их сходство или различие. В случае профессиональной идентификации происходит процесс сопоставления собственных качеств и характеристик студента как субъекта профессионализации с идеальным образом специалиста и сопутствующего определения их соответствия. Результатом профессиональной идентификации, которая разворачивается во время профессионального обучения, есть формирование профессиональной идентичности [4, с. 130].

В основе кризиса профессионализации, как и любого другого кризиса, лежат обостренные противоречия:

  • между представлениями и знаниями студента о профессии педагога и его реальной сущностью;
  • между ценностными ориентациями личности студентов и ценностями профессиональной деятельности учителя;
  • между ожидаемым и реальным удовлетворением личных потребностей средствами профессиональной деятельности. Заметим, что последнее из перечисленных противоречий является субъективно наиболее значимым для студентов. Предполагаем, что в случае работающих студентов они испытывают влияние двух кризисов профессионального становления – кризиса профессиональной идентификации и кризиса профессиональных ожиданий, который характерен для начинающих специалистов [6, с. 10].

Терюшкова Ю.Ю. рассматривает кризис как движущую силу развития личности. По мнению автора, любой кризис всегда является кризисом идентичности. Длительность кризисных переживаний, возможности конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной степени обусловлены особенностью отношения к данному феномену (игнорирование, утрирование, демонстративность, волюнтаризм). В зависимости от индивидуально-психологического своеобразия личности, жизненной истории возможны разные стили выхода к кризису. В частности, продуктивный вариант когнитивного стиля выхода из кризиса состоит в выявлении причин реальных ситуаций, скрытых мотивов, вытесненных желаний. Продуктивный вариант поведенческого стиля предполагает выраженное стремление к поиску выхода из создавшейся ситуации, формулировку новых целей, выявление скрытых резервов, видоизменению образа жизни [5, с. 2].

Одно из условий переживания кризиса идентичности в период обучения в высшем учебном заведении является мотивация студентов, которая выполняет важную роль в обучении. С точки зрения Бугайчик Т.В., в мотивации студента доминирует совокупность познавательной и профессиональной мотивации. Однако, именно обучение в вузе содействует развитию внутренней мотивации, направленной на когнитивную гибкость, рост самоуважения и преобладание позитивных эмоций, снижающих в целом переживания кризиса идентичности у студентов [1, с. 141].

Кризис профессиональной идентичности связан с тревогой выхода во взрослый мир, с первыми пробами в профессии и в жизни, с началом активной самореализации и становлением функциональной самостоятельности. Происходит изменение удовлетворенности будущей специализацией из-за изменения представлений о профессии и изменений потребностей. В случае, если в процессе обучения в вузе предыдущие кризисы не были конструктивно разрешены, «кризис выпускника» будет проходить труднее, усугубляясь несформированной профидентичностью и также отчуждением от профессии.

Основной целью нашего исследования было изучение вопроса профессиональной идентичности студентов выпускников на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ». В исследовании приняли участие 29 учащихся 4 курса.

Рис. Результаты исследования статусов идентичности 4 курса

Анализ статусов идентичности студентов обучающихся на 4 курсе по методике Л. Б. Шнейдер показывает, что у большинства обучающихся студентов 4 курса (11) профессиональная идентичность имеет статус «достигнутой идентичности», что означает, что такие люди имеют положительное самоотношение и оценивание личных качеств и стабильной связи с обществом, а также полной координации механизмов идентификации и обособления. И также, мы увидели, что у других обучающихся (8) уровень профессиональной идентичности совсем немного ниже, чем у предыдущих респондентов. У них профессиональная идентичность имеет статус «моратория», т. е. они находятся на стадии кризиса идентичности, и пытаются разрешить его, пробуя различные варианты «поиска себя». У данного типа людей может иметься размытое представление о себе, несогласованность аспектов своей личности. Также это может говорить о том, что студенты, либо до сих пор испытывают сложности профессионального самоопределения, и не понимают своих интересов и способностей, либо они испытывают эмоциональные переживания перед «выходом в свет».

Таким образом, рассмотрев проблему профессионального становления идентичности и изучая уровни профессиональной идентичности студентов-выпускников выявлены позитивные тенденции становления профессиональной идентичности выпускников ВУЗа.

Текст статьи
  1. Бугайчук Т.В. Динамика развития профессиональной идентичности студентов педагогического вуза: психосемантический анализ // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Ярославль, 2015. – С. 141-143.
  2. Колмыкова М. А., Селиверстова Н. И. Профессиональная идентичность как основа профессиональной культуры чиновника / М. А. Колмыкова, Н. И. Селиверстова // Вестник Поволжского института управления. – 2017. –Т. 17. – № 2. – С. 71-77.
  3. Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 613-620.
  4. Снегова Е.В., Мальцева С.Е. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32. № 2. С. 130-137.
  5. Терюшкова Ю.Ю. Карьерные представления студентов с разным уровнем развития профессионального самоопределения // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 3. С. 1-8.
  6. Федоров А.В. Формирование профессиональной идентичности бакалавров социальной работы : автореф. дис. … канд. пед. наук / Федоров А.В. – Калининград, 2018. – 18 с.
  7. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54–60.
  8. Lodi-Smith J., Spain S.M., Cologgi K., Roberts B.W. Development of identity clarity and content in adult-hood // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 112. № 5. P. 755–768.
Список литературы