Формирование познавательной мотивации у старших дошкольников и младших школьников

В работе проанализирован понятийный аппарат, связанный с познавательной мотивацией у детей предшкольного возраста, предложено обобщающее определение, а также установлена связь с другими понятиями. Раскрываются причины отсутствия познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, предложены некоторые пути решения проблемы.

Аннотация статьи
интерес
познавательная активность
любознательность
обучение
мотивация и стимул
познавательная мотивация
познавательные потребности
Ключевые слова

В настоящее время в обществе востребован активный, инициативный, творческий человек, способный самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для их выполнения. А также актуальны не только знания человека, но и то, как они были добыты, как он оперирует ими, мыслит и свободно разъясняется. В социальной сфере современное общество выдвигает новые требования к образованию и личностному развитию будущих школьников.

Да и сам ФГОС трактует нам главную задачу в формировании у школьников приёмов и методов самостоятельного приобретения знаний, активной жизненной позиции и осуществление в единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

Современная литература освещает большое разнообразие идей, методов и подходов к вопросам обучения младших школьников, однако вопросам целенаправленного развития учебной мотивации младших школьников в соответствии с современными требованиями не уделяется должного внимания. А, как известно, младший школьный возраст – это благоприятный период для формирования учебной мотивации, так как этот возраст считается легко поддающимся для восприятия каких-либо изменений.

В психолого-педагогической литературе недостаточно полно освещены вопросы по совершенствованию педагогических условий для развития учебной мотивации младшего школьника, а именно не разработан комплексный подход к организации педагогических условий, способствующих эффективному развитию учебной мотивации учащихся.

Выявленные недостатки обозначали противоречия между:

  • потребностями общества в учебной мотивации и низкой эффективностью образовательного процесса по её развитию;
  • имеющимся в психолого-педагогической литературе интересом к теоретическому изучению педагогических условий развития учебной мотивации младших школьников и практической не разработанностью возможностей реализации процесса совершенствования педагогических условий для развития учебной мотивации.

Это является предопределяющим в контексте перестройки процесса обучения и обогащения его содержания в целом и каждой из его сторон, в частности мотивационных аспектов образования. Предпосылкой успешной реализации учебной деятельности в начальной школе является наличие у обучающихся высокого уровня мотивации к учению.

Обучение – это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории [4]. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей. По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников происходит стихийно. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок был заинтересован в учебе?

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес, заинтересованность ребенка. Преимущество нужно отдавать внутренней мотивации, то есть ребенок должен понимать, что если будешь интересен другим людям, то сможешь достичь всего. Внешняя же мотивация должна лишь дополнять внутреннюю (получить оценку). Становление мотивации и познавательной активности школьников, является важнейшим фактором повышения их успешности в школе. К эффективности обучения относится учебная успешность школьников, и это можно рассматривать как эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся.

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни [1]. Познавательная мотивация школьника непосредственно связана с деятельностью педагога, который в свою очередь решает следующие задачи:

  • изучение личности и его мотивации, определение условий и факторов, влияющих на её формирование;
  • выявление педагогических условий, влияющих на развитие мотивационной сферы личности школьников;
  • владение приёмами организации учебной деятельности школьников, способствующих формированию мотивационной сферы личности.

Здесь же важно отличать мотивацию от стимулирования. Исследования М.Г. Ковтуновича сообщают о том, что при мотивации деятельность обучаемых совершается под воздействием и разнообразных внешних воздействиях, помимо мотивов. Стимулом же является первопричина, побуждающая к деятельности.

Тогда в чем будет заключаться познавательная мотивация? По мнению Л.С. Выготского, познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, и деятельность ребенка совпадает с его природными потребностями [3].

Д.Б. Годовикова же считает, что познавательная мотивация – это активность, направленная на весь внешний мир, исходя из рефлексов и базовой познавательной потребности. Выражается в построении образа мира путем поисковой деятельности [6].

В.И. Долгова и Н.В. Крыжановская [5] характеризуют как личностное обладание, проявляющееся в положительном отношении к обучению, инициативности и самостоятельности в выполнении деятельности.

Анализируя все выше представленные понятия, можно собрать воедино определение познавательной мотивации. Познавательная мотивация – вид учебной мотивации, в основе которой лежит совокупность внутренних побудителей и природной потребности ребенка, направляющих личностную активность на самостоятельную деятельность с целью самосовершенствования и саморазвития.

И такое понятие можно соотнести с образом будущего первоклассника. Но надо разобраться, что предшествует познавательной мотивации, чтобы полнота определения накладывалась в полной мере на личные характеристики ребенка. Веди инициативность и самостоятельность само по себе не появятся, они развиваются в процессе деятельности и приобретаются при взаимодействии со взрослыми, в частности.

Еще в раннем детстве формируется познавательный интерес. И это можно считать индивидуальной психологической характеристикой человека, отражающие взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития, как отметил В. Богат в своей статье.

Познавательный интерес ребенка направлен на приобретение и накопление знаний об окружающем через деятельность, через познание органами чувств. И проявляется в стремлении потрогать, попробовать на вкус, поиграть, приобщить взрослого в свою деятельность, но с вещами взрослого. Ребенок становится неутолимой «почемучкой», особенно, если сталкивается с предметом или явлением впервые в своей жизни. Многие взрослые считают такого дитя любопытным. Но любопытство носит поверхностный характер и направлено на что угодно, и не имеет под собой смысла и цели. Просто это чувство, любознательность, говорящее нам о том, что человек любит узнавать что-то новое.

Так вот, к завершению дошкольного периода интерес перерастает в познавательную активность, которая в свою очередь берет свое начало в познавательной потребности. Познавательную потребность как ключевое звено в осмысленной деятельности ребенка и необходимо стимулировать, чтобы процесс обучения и воспитания стал интересным, занимательным и способствовал гармоничному развитию личности. В свою очередь, познавательная мотивация является фундаментом для познавательной активности, основываясь на потребностях ребенка. Занимательность ребенка затрагивает и эмоционально-мыслительные процессы, побуждающие наблюдать, сравнивать, искать ответы в уже имеющихся знаниях или искать иные выходы из сложившейся ситуации самостоятельно. Такими побуждениями процесс обучения станет не просто познавательным, а увлекательным и интересным.

Еще Ушинский К.Д. упоминал, что следует уделять внимание именно самостоятельной активности ребенка, его собственному желанию в познании предметов, явлений окружающего. И уже Выготский Л.С. раскрыл, что для повышения мыслительной деятельности и общего развития, необходимо обратиться к движущим мотивам: потребностям, интересам, побуждениям ребенка, они и активизируют мысль, задают ей направление. В свою очередь, у самого ребенка формируется инициативность и в то же время самостоятельность.

Схожесть во мнении можно наблюдать и в философии педагогики М. Монтессори, так в ее трудах весь педагогический процесс построен на принципе самостоятельности, свободной деятельности, автодидактизма, тем самым формируя не только познавательную мотивацию, но и многие, фактически все основные сферы развития личности человека. А это целиком совпадает с мнением Л.С. Выготского в определении познавательной мотивации, опираясь на природный потенциал ребенка.

Принципиально важным становится формирование познавательной мотивации у ребенка с целью его личностного роста, ускорения школьной адаптации, успешности в учебной деятельности и повышения уровня умственного развития.

Стоит выяснить, каковы же причины обострения отсутствия познавательной мотивации у первоклассников.

Причины следующие:

  • отсутствие интереса к обучению в целом. Еще в дошкольный период ведется тщательная подготовка детей к школе, но лишь в рамках приобретения определенных знаний, умений и навыков: письмо, чтение, счет, элементарные представления об окружающем мире. Но упускается или уделяется минимум психологической готовности к школьному обучению, куда входит и эмоционально-волевая сфера будущего первоклассника, и мотивационная. Последняя в свою очередь как раз является движущей силой учебно-познавательной деятельности младших школьников.
  • обостренные детско-родительские отношения, которые безусловно влияют на развитие личности ребенка в целом, в частности и на познавательно-мотивационную сферу.
  • информационный шум и чрезмерное времяпрепровождение перед экранами телефонов, ПК и телевизоров. Уже доказано негативное влияние мультфильмов и других медийных новшеств на психику ребенка, если подобный род занятий занимает большую часть в жизни.
  • недостаточные педагогические условия в начальной школе или группе предшкольной подготовки для формирования мотивации у обучающихся. Педагогическая деятельность направлена большую часть опять же на сам процесс обучения, но очень редко ведется работа по эффективному формированию мотивационной составляющей у учеников. Не разработан комплексный подход к организации педагогических условий, способствующих эффективному развитию учебно-познавательной мотивации учащихся.

Из всего вышесказанного можно подвести итог, что психолого-педагогическая природа познавательной мотивации исходит из нескольких элементов, тесно взаимосвязанных между собой. А именно: и развитие познавательной потребности в деятельности, и проявление познавательной активности, и смысловой мотив, побуждающий к осуществлению познавательной деятельности.

Задачей педагогов, психологов и родителей становится оказание помощи ребенку в понимании значимости познавательной деятельности, чтобы появился его личный смысл в этой деятельности, тогда и познавательная мотивация станет движущей силой в поведении воспитанника. Чем обширнее кругозор дошкольника, тем больше развита мотивация, так как устанавливаются связи между имеющимся опытом и новыми знаниями, осуществляется поиск в привычном предмете чего-то нового, иных свойств.

И это станет возможным, когда обучение и воспитание будет построено на основе гуманистических принципов: организация некоторой свободной деятельности в предметно-пространственной развивающей среде, поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, индивидуально ориентированный подход к детям, вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательную работу организации. Но здесь еще стоит рассмотреть весь спектр психолого-педагогических условий развития познавательной мотивации.

Тем не менее, такой выбор подхода в образовании предполагает и развитие активной познавательной позиции у ребенка, которая способствует самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике, и воспитание личности, открытой для восприятия, осознания нового знания, принятие изменений в окружающей действительности, что сделает его наиболее адаптивным, гибким и мобильным в современном быстроменяющемся мире. А также поможет реализовать весь свой внутренний потенциал и в профессиональной деятельности.

Текст статьи
  1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. 1994 №1.
  2. Виноградова E.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. − 2004 № 2. – 56с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2003. – С. 57-64.
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Ок.200 тыс. слов. В 4-х т. Т.2/ Под ред. К.В. Виноградовой. М., 1994. 779с.
  5. Крыжановская Н.В., Буркова Е.В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.7. – С. 11-15.
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
Список литературы