научный журнал «Актуальные исследования» #43 (122), ноябрь '22

Компьютерная диагностика – повышение эффективности проведения технического обслуживания и ремонта в войсках национальной гвардии Российской Федерации

В материалах статьи рассматривается повышение технического обслуживания и ремонта с применением компьютерной диагностики в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Аннотация статьи
войска национальной гвардии Российской Федерации
техническое обслуживание и ремонт
компьютерная диагностика
Ключевые слова

В войсках национальной гвардии Российской Федерации ряд автомобильной и специальной техники очень большой, как Российского производства, так и зарубежного, большую часть занимают марки автомобилей нашего производства такие как КАМАЗ, УРАЛ и ГАЗ различных модификаций.

Как мы знаем автомобильные разработки не стоят на мести, с большой скоростью разработают, улучшают и проводят различные модификации. Так и в войсках национальной гвардии Российской Федерации модельный ряд автомобилей КАМАЗ, УРАЛ и ГАЗ очень большой, завит все это от выполнения поставленных задач перед войсками.

Автомобили этих марок очень хорошо себя зарекомендовали как при испытаниях на заводах изготовителя, так и при выполнении различных специальных задачах уже в рядах войсках национальной гвардии Российской Федерации. Но, к сожалению, обслуживание данных автомобилей со временем становится сложным, с появление различных новых систем электрооборудования, системы безопасности, система работы двигателя которое все это замыкает я на электронную систему управления.

Для решения проблем, связанных с обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, в войсках существуют специальные подразделения по ремонту и обслуживанию техники как стационарные на базе воинских частей такие как пункты технического ремонта и облуживания так и подвижные ремонтные мастерски, в данных подразделения специалисты различных направлений и высокого уровня подготовки, которые проходят специальное обучение.

Так при интенсивном использовании автомобильной и специальной техники возникают различные поломки, которые требовали эвакуации и проведения ремонтных работ в пунктах технического обслуживания и ремонта, так как на месте при выполнении специальных задач, причину тяжело обнаружить без углубленной компьютерной диагностики автомобиля.

Для решения таких проблем существует компьютерный диагностический сканер «АВТОАС-КАРГО».

Рис. 1. Комплект диагностического сканера «АВТОАС-КАРГО»

«АВТОАС-КАРГО» – специализированный компьютерный сканер для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники КАМАЗ, МАЗ, ГАЗ, ПАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, УРАЛ, КрАЗ, ЗИЛ, НефАЗ, МЗКТ, МТЗ и др. Сканер работает совместно с адаптером «ECU-Link 3» под управлением персонального компьютера, ноутбука или планшета, оснащенного USB-портом и/или беспроводным модулем Bluetooth c OC Windows XP/7/8/10 (32-х и 64-ех разрядных версий), так же данный диагностический сканер поддерживает режим универсального K-Line адаптера. Для использования «АВТОАС-КАРГО» с программами сторонних производителей, например «OpenBox», работающих с универсальными K-Line адаптерами, что позволяет проводить диагностику и других автомобилей.

Диагностический сканер «АВТОАС-КАРГО» имеет такие основные режимы работы:

1. Выбор диагностируемого ТС / двигателя / др. системы со справкой по особенностям подключения и диагностики выбранной системы

Рис. 2. Выбор диагностируемого ТС, двигателя

2. Считывание, расшифровка и стирание кодов неисправностей – в этом режиме осуществляется считывание и обнуление кодов неисправностей (ошибок) регистрируемых ЭБУ диагностируемой системы. На экран выводятся цифровые коды ошибок, статус обнаруженных ошибок (текущие, периодические) и их расшифровка.

Рис. 3. Пример считывания кодов неисправностей, двигатель Д-245 E3, ЭБУ EDC7UC31

3. Контроль параметров – отображение параметров работы диагностируемой системы в режиме реального времени. Программа позволяет просматривать параметры в цифровом и графическом виде все сразу, группами или только выбранные. Поддерживается добавление пользователем новых групп параметров.

Рис. 4. Режим отображения параметров «Список»

Рис. 5. Режим отображения параметров «График»

Рис. 6. Режим отображения параметров «Таблица»

4. Управление ИМ – управление исполнительными механизмами диагностируемой системы для проверки их работоспособности или адаптации. В режиме управления исполнительными механизмами экран программы разделен на 2 части. Слева выводится список доступных ИМ, справа – управление выбранным ИМ и вспомогательная информация, включая условия, которые необходимо соблюдать для управления выбранным ИМ.

Рис. 7. Пример управления ИМ, двигатель ЯМЗ-651 ЭБУ EDC7UC31

Рис. 8. Пример управления ИМ, двигатель ЯМЗ-536 ЭБУ EDC7UC31

5. Режим «Спец. функции» предназначен для выполнения специальных функций для выбранной диагностируемой системы: адаптации, сброс адаптаций, перекодировки и т.д. В режиме выполнения специальных функций экран программы разделен на 3 части. Слева выводится список доступных функций, справа – подробная информация по выбранной функции, условия выполнения, кнопки запуска и прерывания выполнения выбранной функции. В нижней части экрана выводится текстовая информация непосредственно процесса выполнения выбранной функции, включая результат выполнения.

Рис. 9. Адаптация редукционного клапана регулирования давления в рейле, двигатель ЯМЗ-650.10, ЭБУ EDC7UC31

6. Просмотр идентификационных данных ЭБУ – режим считывания сведений об ЭБУ диагностируемой системы (заводской номер ЭБУ, версия прошивки и т.д.)

Рис. 10. Пример считывания идентификационных данных, двигатель Д-245 E3, ЭБУ EDC7UC31

Ошибки, которые можно увидеть при проведении диагностики:

  1. Топливная система и воздухоподача;
  2. Система зажигания;
  3. Контроль выбросов;
  4. Контроль скорости и холостого хода;
  5. Электронный блок управления (ЭБУ) и его подсистемы;
  6. Трансмиссия. 

В заключении данной статьи хотелось бы сказать, что с введением на посты пункта технического обслуживания и ремонта в воинских частях и подвижные ремонтные мастерские компьютерного сканера диагностики автомобильной техники «АВТОАС-КАРГО», помогло бы улучшить техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники, как при нахождении автомобильной техники в отрыве от постоянного пункта дислокации в ходе выполнения специальных задач, так и в пунктах постоянной дислокации.

Текст статьи
  1. Руководство по эксплуатации автомобилей Камаз, 2004.
  2. Руководство по эксплуатации автомобилей УРАЛ, 2014.
  3. Руководство по эксплуатации автомобилей ГАЗ, 2005.
Список литературы