Автор(-ы):
Жданова Марина Эдуардовна
Махнева Надежда Эдуардовна
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье авторы совместили рассмотрение практических основ регулирования в Невьянском городском округе Свердловской области повышения качества жизни населения путем реализации на территории стратегического и территориального планирования со ссылками на муниципальные нормативные правовые акты и анализом практических примеров.
Текст статьи
Фундаментальные составляющие стратегического и территориального планирования: «освоение новых подходов к разработке и обновлению законодательства для реализации наиболее современных форм территориального планирования; развитие единой методологии для всех этапов стратегического планирования; развитие координации между органами власти разного уровня; развитие взаимодействия между бизнесом и органами власти для принятия взвешенных инвестиционных решений; увязка систем стратегического и территориального планирования между собой и с бюджетным процессом» [1, с. 89].
Основные «целевые ориентиры перспективного развития всех муниципальных образований» [11, с. 52] в общем виде связаны с выполнением двух основных функций: «обеспечение качества жизни населения на уровне не ниже принятого в обществе социального стандарта и выполнение функции по обеспечению региональных и общероссийских интересов» [12, с. 140].
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [15, с. 1], Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» [3, с.1], к документам стратегического и территориального планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся [15, с. 16]:
Согласно приведенных выше положений, на территории муниципального образовании «Невьянский городской округ Свердловской области» приняты и действуют следующие муниципальные акты стратегического планирования:
Следует отметить, что «вектор развития муниципалитета, прежде всего, определяется его социальными ресурсами, конкурентными преимуществами» [13, с. 211]. Таким образом, сущность современного подхода к стратегическому и территориальному планированию состоит в направленности на поиск потенциала, который есть у муниципального образования, планирование его развития, для улучшения условий жизни населения.
Невьянский городской округ входит в состав Горнозаводского управленческого округа, «который по производственному потенциалу, трудовым и природным ресурсам является наиболее крупным и промышленно-развитым в Свердловской области» [2, с. 52]. Предприятия округа производят практически половину продукции черной металлургии Свердловской области, более четверти продукции машиностроения и металлообработки, более шестой части продукции цветной металлургии [14]. Центром Горнозаводского округа является город Нижний Тагил.
Таким образом, территориально, Невьянский городской округ расположен между двумя наиболее крупными населенными пунктами Свердловской области, на основной «меридиональной транспортной оси региона» [2, с. 56].
Связь с областным центром и городом Нижний Тагил осуществляется по железной дороге «Екатеринбург – Нижний Тагил» [2, с. 59] и по автомобильной дороге регионального значения «г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов» [2, с. 59]. Кроме того, Невьянский городской округ связан автомобильными дорогами с городами Реж, Новоуральск, Кировград и поселком Верх-Нейвинский.
Среди основных способов регулирования условий жизни населения особо выделим регулирование социального и социально-экономического развития. Именно оно «способно повлиять на развитие различных сфер общественной жизни в целях комплексного улучшения условий жизни людей, обеспечивая формирование механизмов реализации социальных гарантий, обеспечивающих необходимые уровень и качество жизни населения» [10, с. 73]; регулирование социального развития государства и общества на основе формирования и реализации комплексной долгосрочной социально-экономической политики» [16, с. 110].
Направления социально-экономического развития муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» обобщены и конкретизированы в Стратегии социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года, основной «целью которой является улучшение качества жизни населения» [9, с. 10].
Стратегия Невьянского городского округа является основным документом для разрабатываемых в дальнейшем различных программ и проектов социально-экономического развития Невьянского городского округа, реализация которых позволит достичь следующих результатов [5, с. 22]:
В целях повышения качества жизни жителей Невьянского городского округа реализуется стратегическое направление «Сохранение и развитие человеческого потенциала» [9, с. 36].
Динамика основных целевых показателей стратегического направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала» Невьянского городского округа представлена в таблице (табл.1).
Таблица 1
Динамика основных целевых показателей стратегического направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала» Невьянского городского округа
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика | |||||
2016 |
2017 |
2021 |
2025 |
2030 |
2035 | ||
Ожидаемая продолжительность жизни |
число лет |
66,3 |
67,0 |
67,3 |
68,9 |
70,5 |
72,0 |
Численность постоянного населения на начало года |
человек |
41830 |
41451 |
40148 |
38261 |
36007 |
33530 |
Количество родившихся |
человек |
535 |
489 |
539 |
546 |
565 |
584 |
Общий коэффициент рождаемости |
промилле |
12,8 |
11,9 |
12,9 |
13,1 |
13,5 |
14,0 |
Количество умерших |
человек |
687 |
660 |
655 |
655 |
665 |
660 |
Общий коэффициент смертности |
промилле |
16,5 |
15,8 |
16,2 |
16,2 |
16,4 |
16,4 |
Младенческая смертность |
промилле |
5,9 |
6,0 |
5,8 |
5,2 |
4,6 |
4,5 |
Материнская смертность |
промилле |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Численность трудоспособного населения |
человек |
22008 |
21488 |
20671 |
20795 |
20920 |
21045 |
Уровень обеспеченности врачами |
чел./ 10 тыс. населения |
18,9 |
19,1 |
20,7 |
21,7 |
22,7 |
22,7 |
Уровень смертности населения от болезней системы кровообращения |
чел./ 100 тыс. населения |
841,5 |
|
|
|
730,0 |
|
Уровень смертности населения от новообразований, в том числе от злокачественных заболеваний |
чел./ 100 тыс. населения |
164,9 |
|
|
|
148,0 |
|
Доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности |
% |
80,0 |
86,6 |
100,0 |
|
|
|
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу по их содержанию в организациях муниципальной формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в одну смену |
% |
76,8 |
77,3 |
93,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет |
% |
73,3 |
73,5 |
74,0 |
74,0 |
74,0 |
74,0 |
Удельный вес трудоустроившихся выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием в общей численности выпускников |
% |
96,0 |
96,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях |
% |
790,0 |
854,0 |
924,5 |
924,6 |
924,8 |
925,0 |
Посещаемость населением культурно-досуговых учреждений |
посещений на 1 000 человек населения |
7 904 |
8 500 |
9 200 |
9 200 |
9 250 |
9 300 |
Количество посещений музейного комплекса |
тыс. чел. |
126,0 |
126,3 |
128,0 |
132,0 |
135,0 |
135,0 |
Уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемых населению культурно-досуговых услуг |
% |
88,0 |
88,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
Обеспеченность спортивными сооружениями |
ед. |
58 |
58 |
62 |
63 |
65 |
65 |
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения |
% |
34,16 |
36,0 |
42,76 |
55,0 |
56,0 |
57,0 |
Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях и проектах для молодежи |
% |
30,0 |
35,0 |
45,0 |
47,0 |
48,0 |
48,0 |
Количество молодежи и подростков, занятых и трудоустроенных в летний период |
чел. |
175 |
210 |
210 |
215 |
220 |
220 |
Количество отделений учреждений по работе с молодежью |
ед. |
5 |
6 |
10 |
10 |
11 |
11 |
В целях реализации Стратегии принят ряд муниципальных программ, среди которых особо стоит выделить муниципальную программу «Новое качество жизни жителей Невьянского городского округа до 2024 года», утвержденную постановлением администрации Невьянского городского округа от 20.10.2014 № 2553-п (далее – муниципальная программа) [4, с. 5].
Цели муниципальной программы:
Место, занимаемое Невьянским городским округом по итогам 2020-2021 годов по отдельным показателям социально-экономического развития в рейтинге муниципальных образований представлено в таблице [6] (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг муниципальных образований
|
Коэффициенты |
Оборот организаций, |
Ввод в действие жилых домов на 1000 человек | |||
рождаемости |
смертности |
естественного | ||||
по итогам 2020 года | ||||||
Невьянский городской округ |
58-62 |
29-30 |
43 |
21 |
18 | |
по итогам 2021 года | ||||||
Невьянский городской округ |
45-46 |
35-36 |
39-40 |
22 |
11 |
По результатам рейтинговых оценок за 2020-2021 годы можно сделать вывод, что Невьянский городской округ по ряду показателей имеет положительную динамику, что несомненно влияет на уровень качества жизни населения городского округа.
Подводя итог хочется отметить, что тесная взаимосвязь стратегического и территориального планирования Невьянского городского округа, реализуемая на территории посредством Стратегии социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года, а также активно проводимая в этом направлении муниципальная политика являются обязательными элементами и залогом повышения качества жизни населения Невьянского городского округа.
Список литературы
Поделиться
Жданова М. Э., Махнева Н. Э. Повышение качества жизни населения Невьянского городского округа посредством реализации на территории концептуальных положений стратегического и территориального планирования // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 51-57. URL: https://apni.ru/article/4833-povishenie-kachestva-zhizni-naseleniya-nevyan