Главная
АИ #43 (122)
Статьи журнала АИ #43 (122)
Повышение качества жизни населения Невьянского городского округа посредством реа...

Повышение качества жизни населения Невьянского городского округа посредством реализации на территории концептуальных положений стратегического и территориального планирования

Автор(-ы):

Жданова Марина Эдуардовна

Махнева Надежда Эдуардовна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

стратегическое планирование
территориальное планирование
качество жизни населения
стратегия социально-экономического развития
муниципальные программы

Аннотация статьи

В статье авторы совместили рассмотрение практических основ регулирования в Невьянском городском округе Свердловской области повышения качества жизни населения путем реализации на территории стратегического и территориального планирования со ссылками на муниципальные нормативные правовые акты и анализом практических примеров.

Текст статьи

Фундаментальные составляющие стратегического и территориального планирования: «освоение новых подходов к разработке и обновлению законодательства для реализации наиболее современных форм территориального планирования; развитие единой методологии для всех этапов стратегического планирования; развитие координации между органами власти разного уровня; развитие взаимодействия между бизнесом и органами власти для принятия взвешенных инвестиционных решений; увязка систем стратегического и территориального планирования между собой и с бюджетным процессом» [1, с. 89].

Основные «целевые ориентиры перспективного развития всех муниципальных образований» [11, с. 52] в общем виде связаны с выполнением двух основных функций: «обеспечение качества жизни населения на уровне не ниже принятого в обществе социального стандарта и выполнение функции по обеспечению региональных и общероссийских интересов» [12, с. 140].

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [15, с. 1], Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» [3, с.1], к документам стратегического и территориального планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся [15, с. 16]:

  • стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
  • план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
  • прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
  • бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
  • муниципальные программы [7, с. 121].

Согласно приведенных выше положений, на территории муниципального образовании «Невьянский городской округ Свердловской области» приняты и действуют следующие муниципальные акты стратегического планирования:

  • Стратегия социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года, утвержденная решением Думы Невьянского городского округа от 28.11.2018 № 114 (далее – Стратегия) [9, с. 12];
  • Прогноз социально-экономического развития Невьянского городского округа на среднесрочный период 2022 - 2024 годов, утвержденный постановлением администрации Невьянского городского округа от 08.10.2021 № 1623-п;
  • План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года, утвержденный постановлением администрации Невьянского городского округа от 08.10.2021 № 1623-п;
  • Бюджетный прогноз Невьянского городского округа на долгосрочный период, утвержденный постановлением администрации Невьянского городского округа от 15.11.2019 № 1825-п;
  • муниципальные программы.

Следует отметить, что «вектор развития муниципалитета, прежде всего, определяется его социальными ресурсами, конкурентными преимуществами» [13, с. 211]. Таким образом, сущность современного подхода к стратегическому и территориальному планированию состоит в направленности на поиск потенциала, который есть у муниципального образования, планирование его развития, для улучшения условий жизни населения.

Невьянский городской округ входит в состав Горнозаводского управленческого округа, «который по производственному потенциалу, трудовым и природным ресурсам является наиболее крупным и промышленно-развитым в Свердловской области» [2, с. 52]. Предприятия округа производят практически половину продукции черной металлургии Свердловской области, более четверти продукции машиностроения и металлообработки, более шестой части продукции цветной металлургии [14]. Центром Горнозаводского округа является город Нижний Тагил.

Таким образом, территориально, Невьянский городской округ расположен между двумя наиболее крупными населенными пунктами Свердловской области, на основной «меридиональной транспортной оси региона» [2, с. 56].

Связь с областным центром и городом Нижний Тагил осуществляется по железной дороге «Екатеринбург – Нижний Тагил» [2, с. 59] и по автомобильной дороге регионального значения «г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов» [2, с. 59]. Кроме того, Невьянский городской округ связан автомобильными дорогами с городами Реж, Новоуральск, Кировград и поселком Верх-Нейвинский.

Среди основных способов регулирования условий жизни населения особо выделим регулирование социального и социально-экономического развития. Именно оно «способно повлиять на развитие различных сфер общественной жизни в целях комплексного улучшения условий жизни людей, обеспечивая формирование механизмов реализации социальных гарантий, обеспечивающих необходимые уровень и качество жизни населения» [10, с. 73]; регулирование социального развития государства и общества на основе формирования и реализации комплексной долгосрочной социально-экономической политики» [16, с. 110].

Направления социально-экономического развития муниципального образования «Невьянский городской округ Свердловской области» обобщены и конкретизированы в Стратегии социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года, основной «целью которой является улучшение качества жизни населения» [9, с. 10].

Стратегия Невьянского городского округа является основным документом для разрабатываемых в дальнейшем различных программ и проектов социально-экономического развития Невьянского городского округа, реализация которых позволит достичь следующих результатов [5, с. 22]:

  1. повышение ожидаемой средней продолжительности жизни при рождении с 66,3 года в 2016 году до 72 лет в 2035 году;
  2. увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 20 процентов к уровню 2016 года;
  3. рост посещаемости населением организаций культуры и искусства и увеличение численности участников проводимых культурно-досуговых мероприятий с 7904 посещений (на 1000 человек населения) в 2016 году до 9 300 посещений (на 1000 человек населения) в 2035 году;
  4. увеличение доли жителей Невьянского городского округа, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения с 34,16 процента в 2014 году до 57,0 процентов в 2035 году;
  5. рост объема валового регионального продукта на душу населения с 261,4 тыс. рублей в 2016 году до 525,1 тыс. рублей в 2035 году;
  6. рост объема отгруженной промышленной продукции с 7 млрд. рублей в 2016 году до 13,5 млрд. рублей в 2035 году;
  7. увеличение объема инвестиций в основной капитал с 890 млн. рублей до 1,5 млрд. рублей в 2035 году;
  8. увеличение турпотока со 106,8 тыс. человек в 2014 году до 135 тыс. человек к 2035 году.

В целях повышения качества жизни жителей Невьянского городского округа реализуется стратегическое направление «Сохранение и развитие человеческого потенциала» [9, с. 36].

Динамика основных целевых показателей стратегического направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала» Невьянского городского округа представлена в таблице (табл.1).

Таблица 1

Динамика основных целевых показателей стратегического направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала» Невьянского городского округа

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика

2016

2017

2021

2025

2030

2035

Ожидаемая продолжительность жизни

число лет

66,3

67,0

67,3

68,9

70,5

72,0

Численность постоянного населения на начало года

человек

41830

41451

40148

38261

36007

33530

Количество родившихся

человек

535

489

539

546

565

584

Общий коэффициент рождаемости

промилле

12,8

11,9

12,9

13,1

13,5

14,0

Количество умерших

человек

687

660

655

655

665

660

Общий коэффициент смертности

промилле

16,5

15,8

16,2

16,2

16,4

16,4

Младенческая смертность

промилле

5,9

6,0

5,8

5,2

4,6

4,5

Материнская смертность

промилле

0

0

0

0

0

0

Численность трудоспособного населения

человек

22008

21488

20671

20795

20920

21045

Уровень обеспеченности врачами

чел./ 10 тыс. населения

18,9

19,1

20,7

21,7

22,7

22,7

Уровень смертности населения от болезней системы кровообращения

чел./ 100 тыс. населения

841,5

 

 

 

730,0

 

Уровень смертности населения от новообразований, в том числе от злокачественных заболеваний

чел./ 100 тыс. населения

164,9

 

 

 

148,0

 

Доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности

%

80,0

86,6

100,0

 

 

 

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу по их содержанию в организациях муниципальной формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет

%

100

100

100

100

100

100

Доля учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в одну смену

%

76,8

77,3

93,0

100,0

100,0

100,0

Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет

%

73,3

73,5

74,0

74,0

74,0

74,0

Удельный вес трудоустроившихся выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием в общей численности выпускников

%

96,0

96,0

98,0

98,0

98,0

98,0

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях

%

790,0

854,0

924,5

924,6

924,8

925,0

Посещаемость населением культурно-досуговых учреждений

посещений на 1 000 человек населения

7 904

8 500

9 200

9 200

9 250

9 300

Количество посещений музейного комплекса

тыс. чел.

126,0

126,3

128,0

132,0

135,0

135,0

Уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемых населению культурно-досуговых услуг

%

88,0

88,0

90,0

90,0

90,0

90,0

Обеспеченность спортивными сооружениями

ед.

58

58

62

63

65

65

Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения

%

34,16

36,0

42,76

55,0

56,0

57,0

Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях и проектах для молодежи

%

30,0

35,0

45,0

47,0

48,0

48,0

Количество молодежи и подростков, занятых и трудоустроенных в летний период

чел.

175

210

210

215

220

220

Количество отделений учреждений по работе с молодежью

ед.

5

6

10

10

11

11

В целях реализации Стратегии принят ряд муниципальных программ, среди которых особо стоит выделить муниципальную программу «Новое качество жизни жителей Невьянского городского округа до 2024 года», утвержденную постановлением администрации Невьянского городского округа от 20.10.2014 № 2553-п (далее – муниципальная программа) [4, с. 5].

Цели муниципальной программы:

  • создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление администрацией Невьянского городского округа муниципальных услуг в электронном виде, а также обеспечение эффективного управления информационными ресурсами администрации Невьянского городского;
  • обеспечение эффективного управления информационными ресурсами администрации Невьянского городского округа;
  • увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
  • формирование у населения внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания;
  • противодействие терроризму и экстремизму и защита жизни граждан, проживающих на территории Невьянского городского округа от террористических и экстремистских актов;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
  • создание необходимых условий для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Невьянского городского округа.

Место, занимаемое Невьянским городским округом по итогам 2020-2021 годов по отдельным показателям социально-экономического развития в рейтинге муниципальных образований представлено в таблице [6] (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг муниципальных образований

 

Коэффициенты

Оборот организаций,
всего

Ввод в действие жилых домов на 1000 человек

рождаемости

смертности

естественного
прироста, убыли

по итогам 2020 года

Невьянский городской округ

58-62

29-30

43

21

18

по итогам 2021 года

Невьянский городской округ

45-46

35-36

39-40

22

11

По результатам рейтинговых оценок за 2020-2021 годы можно сделать вывод, что Невьянский городской округ по ряду показателей имеет положительную динамику, что несомненно влияет на уровень качества жизни населения городского округа.

Подводя итог хочется отметить, что тесная взаимосвязь стратегического и территориального планирования Невьянского городского округа, реализуемая на территории посредством Стратегии социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года, а также активно проводимая в этом направлении муниципальная политика являются обязательными элементами и залогом повышения качества жизни населения Невьянского городского округа.

Список литературы

  1. Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б., Силин Я.П. Местное самоуправление: учебное пособие. Екатеринбург: изд-во Уральский государственный экономический университет, 2006.
  2. Генеральный план Невьянского градского округа [Электронный ресурс] решение Думы Невьянского городского округа от 23.06.2020 № 58 Режим доступа: http://duma-nevyansk.ru/acts/resheniya/resh-2020/ (дата обращения 28.10.2022).
  3. Закон Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru.
  4. Муниципальная программа «Новое качество жизни жителей Невьянского городского округа до 2024 года» Режим доступа: http://nevyansk66.ru/economy/ (дата обращения 28.10.2022).
  5. Официальный сайт Невьянского городского округа Режим доступа: http://nevyansk66.ru/economy/socialeconomy/economyprognosis/.
  6. Официальный сайт Правительства Свердловской области Режим доступа: https://midural.ru/100034/100088/100144/.
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: - http://www.pravo.gov.ru.
  8. Постановление администрации Невьянского городского округа от 08.10.2021 № 1623-п «Об одобрении прогноза социально-экономического развития Невьянского городского округа на среднесрочный период 2022 - 2024 годов» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nevyansk66.ru/economy/ (дата обращения 28.10.2022).
  9. Стратегия социально-экономического развития Невьянского городского округа на период до 2035 года [Электронный ресурс] решение Думы Невьянского городского округа от 28.11.2018 № 114 Режим доступа: http://nevyansk66.ru/economy/ (дата обращения 30.04.2022).
  10. Стратегическое планирование регионов и городов [Электронный ресурс]: учеб. пособие.3-е дополненное издание. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. - Яковлева С.И., 2015.
  11. Стратегическое планирование. Часть 1 [Электронный ресурс]: учеб. пособие/Е.В. Малышева; Новосибирский государственный технический университет // Электронно-библиотечная система. IPR BOOKS: - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ Новосибирск, 2010 – 52 с.
  12. Стратегическое планирование в регионе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л.И. Гатина, С.А. Алексеев; Казанский национальный исследовательский технологический университет// Электронно-библиотечная система. IPR BOOKS: - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ Казань, 2018. – 140 c.
  13. Территориальное планирование. Часть I. Стратегическое планирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие/Н.В. Бозо; Новосибирский государственный технический университет // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ Новосибирск, 2013. – 211 c.
  14. Управление Федеральная служба государственной статистики по Свердловской области и Курганской области // Официальный сайт, URL: https://sverdl.gks.ru (дата обращения 28.10.2022).
  15. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – http://www.consultant.ru.
  16. Abashev D.A., Yanovskiy V.V. Modern Approach to the Regional Strategic Planning: Main Directions and Tools // Управленческое консультирование. 2017. № 7. 2017. C. 110–120.

Поделиться

587

Жданова М. Э., Махнева Н. Э. Повышение качества жизни населения Невьянского городского округа посредством реализации на территории концептуальных положений стратегического и территориального планирования // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 51-57. URL: https://apni.ru/article/4833-povishenie-kachestva-zhizni-naseleniya-nevyan

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля