Развитие понимания речи у детей с РАС старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматривается такая форма речевого нарушения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с РАС, как нарушение понимания речи, то есть нарушение импрессивной речи. Представлен образец структуры коррекционной работы при данном виде нарушения. Соответственно, своевременное выявление данного нарушения позволит максимально возможно преодолеть нарушения формирования речи у детей с РАС, и способствовать успешности и результативности коррекционного процесса в целом. Данный инструмент полезен в практической работе, помогает выстроить эффективную коррекционную программу, а также провести профилактическую работу.

Аннотация статьи
речь
коммуникация
коррекционная работа
расстройство аутистического спектра
аутизм
понимание речи
Ключевые слова

ВВЕДЕНИЕ

Одним из маркеров РАС является нарушение речевого развития. Оно варьируется по своему характеру, форме проявления и степени выраженности. Но, в любом случае, РАС без речевых нарушений – это вопрос к правильности постановки диагноза к тем или иным специалистам.

В данной статье мы будем говорить о такой форме речевого нарушения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с РАС, как нарушение понимания речи, то есть нарушение импрессивной речи. Большинство родителей сразу обращают внимание на данную проблему, так как трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития ребенка. Родители (воспитатели в детском саду, близкие родственники) начинают замечать, что ребенок не понимает названий предметов, действий, не выполняет простые речевые инструкции, что затем и подтверждается определенным специалистом. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок с РАС не понимает обращенную к нему речь, прочитанное, не может ответить на вопросы, и соответственно, пересказ выступает как недостижимое действие. Кроме того, аутистичный ребенок, погруженный в собственный сенсорных опыт познания окружающего мира, часто не воспринимает речь, как источник информации о происходящем вокруг.

Актуальность выбора данного нарушения для исследования связана с тем, что отклонения в понимании речи негативно сказываются на развитии экспрессивной речи, влияя на коррекционный процесс в целом. Соответственно, своевременное выявление данного нарушения позволит максимально возможно преодолеть нарушения формирования речи у детей с РАС, и способствовать успешности и результативности коррекционного процесса в целом.

Цель данной статьи заключается в теоретическом анализе такого речевого нарушения, как понимание речи у детей с РАС старшего дошкольного и младшего школьного возраста, важности и первостепенной необходимости коррекционной работы, и поиске наиболее успешной коррекционной программы при данном речевом нарушении.

Нарушения импрессивной речи у детей с РАС могут иметь разную степень выраженности: от полного непонимания речи до непонимания ее социального контекста. Нарушение понимания речи отражает главную особенность РАС – несформированность коммуникативной сферы. Таким образом, нарушенное понимание обращенной речи является следствием общего нарушения развития при РАС.

Исследованиями речевых нарушений при РАС занимались многие ученые. Так, например, Никольская О. С. отмечает сложности понимания речи, и соответственно следования речевым инструкциям, а Лебединский В. В., Мороза С. С. выделяют нарушение развития речи в качестве основного расстройства при РАС [4, 5, 6].

Несформированность импрессивной речи препятствует включению детей с РАС в среду сверстников, соответственно препятствую развитию коммуникативной сферы у ребенка. Возникает своего рода «палка о двух концах».

Нарушение понимания речи у детей с РАС требует целенаправленной, систематической и долговременной коррекции. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности самого расстройства аутистического спектра. Длительность работы определяется индивидуально в зависимости от особенностей самого ребенка и его компенсаторных возможностей.

Оценка уровня развития ребенка с РАС проводится комплексно специалистами, а затем разрабатывается индивидуальный план коррекционной помощи. При коррекционной работе важно дозировать нагрузку соответствующую возможностям ребенка с РАС. Нужно учитывать и эмоционально-волевые особенности детей с РАС (например, агрессия, страхи, стереотипное поведение). Вне зависимости от индивидуализации коррекционного плана существуют общие этапы, необходимые для включения в него:

  1. Адаптационный период: привыкание к специалисту, правилам поведения на занятиях, то есть формирование общих учебных навыков. Большое значение имеет ритуал, помогающий настроиться на занятия. Необходимо использовать эмоционально-смысловые комментарии, исходя из интересов и соответствующего опыта ребенка. Необходимо вносить смысл в любую активность ребенка, проговаривать ситуации, устанавливающие причинно-следственную связь.
  2. Формирование указательного жеста, жестов: «да», «нет».
  3. Работа над артикуляционной, мелкой и крупной моторикой, речевым дыханием, межполушарным взаимодействием.

Каковы же основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи? Проанализировав различных авторов по интересующему нас вопросу, наиболее актуальной и результативной выступает программа, предложенная Никоновой Н. А., Павловой Ю. Б., которая включает пять основных этапов [1].

На первом этапе авторы предлагают отрабатывать словарь имен существительных по темам (предварительно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понимает значение слов и соотносит его с конкретным предметом или картинкой). Отрабатываются простые речевые инструкции: «дай», «покажи». Затем происходит дифференциация этого предмета среди других. Заучиваются ответы на вопросы: «Что ты дал?», «Что ты принес?».

На втором этапе прорабатывается словарь глаголов. Вводятся простые инструкции: «Иди сюда», «Положи», «Садись» - путем имитации движения взрослых, затем переходят на картинный материал.

Третий этап предполагает отработку словаря прилагательных, а четвертый – работу над грамматическим строем речи.

И на заключительном, пятом этапе проводится работа над пониманием прочитанного, путем анализа каждого слова в предложении.

Если ребенок не говорящий, то используем методы альтернативной коммуникации (например, PECS, пиктограммы и т. п.).

По-моему мнению, данная коррекционная программа развития импрессивной речи наиболее полно соответствует комплексному подходу, принципам последовательности и целенаправленности работы.

Параллельно работе над пониманием речи, педагогами проводится работа по:

  • развитию речеслухового восприятия;
  • развитию математических представлений, формирование пространственных и временных представлений;
  • формированию навыков самообслуживания и т. д.

Анализ научных материалов позволяет сделать следующие выводы о состоянии импрессивной речи у старших дошкольников и младших школьников с РАС:

  1. Состояние импрессивной речи у детей с РАС взаимосвязано с нарушением социально-коммуникативной сферы у данной категории детей.
  2. Выявлены трудности восприятия и построения образа предмета. Нарушено смысловое понимание слова, действия и предложения.
  3. Отсутствие следования простым и/или сложным речевым инструкциям.
  4. Наряду с нарушением понимания речи присутствуют нарушения фонематического слуха и фонематического анализа.

По-моему мнению, в данной статье удалось раскрыть необходимость и первостепенную важность работы над пониманием речи, которая является важнейшей частью коррекционной программы, базой для формирования всех остальных сторон речи и успешной коммуникации. Импрессивная речь выступает своего рода «плацдармом» экспрессивной, её активатором, способности к освоению базовых учебных навыков, и как следствие, успешности и результативности всего коррекционного процесса.

Текст статьи
  1. Никонова Н.А., Павлова Ю.Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста. Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 1 (58).
  2. Дробахина И.К. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра – практический опыт. В сборнике: Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова. 2014.
  3. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985.
  5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Банаевская, М.М. Либлинг. – М.: Тенериф, 2012.
Список литературы