научный журнал «Актуальные исследования» #43 (122), ноябрь '22

Инновационные формы работы с родителями как средство взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ

При работе с детьми с ОВЗ необходима постоянная обратная связь с родителями, так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому мы должны так организовать работу, чтобы самым безразличным и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребёнка.

Аннотация статьи
Логофакс
инновационные формы
взаимодействие
анкетирования
тестирования
Ключевые слова

Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. Анализируя проблемы, с которыми сталкивается педагог в работе с родителями детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что все затруднения происходят от того, что отсутствует доверие, взаимопонимание и сотрудничество между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточно компетентности родителей.

Дети приходят к нам в группы компенсирующей направленности из разных детских садов, и родители не сразу понимают значение коррекционно-воспитательного взаимодействия со всеми специалистами при воспитании детей.

Всем известно, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе служит отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и детского сада. И в этой работе особая роль принадлежит не только ДОО, но и родителям.

Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, можно добиться только при тесном взаимодействии педагогов с родителями.

В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Взаимодействие с родителя­ми в нашем МДОУ проходит как в традиционных, так и в инновационных формах.

К традиционным относится:

  • наглядная пропаганда,
  • родительские собрания.
  • индивидуальные беседы и консультации,
  • «Неделя открытых дверей в апреле»,
  • выставки совместного творчества детей и родителей.
  • физкультурно-музыкальные праздники с родителями, дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и педагогами.

Инновационные формы работы с родителями

Информационно-аналитическая форма работы с родителями (направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение опросов, анкетирования, тестирования, почта доверия или пожеланий и предложений).

На протяжении нескольких месяцев в группе действует почта для родителей «Логофакс». Родители в письменной форме задают вопросы о развитии ребенка, которые опускают в «почтовый ящик» в группе, а «дежурный» по почте воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог в письменной форме отвечает на них.

Вопрос: как можно развивать внимание у ребёнка в домашних условиях?

Ответ: Предлагаем вам игры и упражнения, которые позволят не только развивать внимание детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности с родителями.

Познавательная форма

В нашем МБДОУ в группах компенсирующей направленности работает школа для родителей «Речецветик». Примерно 1 раз в 2 мес. родители приглашаются на тематические консультации, вечера вопросов и ответов, выставки методической литературы и дидактических игр. Там специалисты знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, отвечают на возникающие вопросы у родителей, проводят практические тре­нинги, например, «Артикуляционная гимнастика» (родителям предлагается перед зеркалом самим выполнить весь комплекс артикуляционных упражнений и т.д.).

Примерные темы консультаций:

  • Закономерности психического развития детей.
  • Речевые нарушения и причины их возникновения.
  • Артикуляционная гимнастика как одно из направлений в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей.
  • Умные пальчики. Развитие мелкой моторики у детей.
  • Игры для развития психических процессов.
  • Психологическая и речевая готовность детей к школе.

Еще одной нетрадиционной формой взаимодействия с родителями воспитанников стало ведение «Альбомов для составления домашних рассказов». У большинства детей групп компенсирующей направленности имеются нарушения связной устной речи: они не умеют пересказывать, составлять развернутые, красочные рассказы по картине, рассказы из собственного опыта. Один раз в месяц выдаются детям темы для составления домашних рассказов. Родителям предлагается примерный план беседы с ребенком по данной теме. После составляются рассказы с ребёнком, и родитель записывает его в альбом, помогает ему сделать рисунок или приклеить картинку, фотографию. Затем рассказ несколько раз пересказывается ребенком разным членам семьи. Все рассказы из альбомов прочитываются и обсуждаются в группе, устраивается выставка альбомов.

Примерные темы для составления рассказов:

  • Золотая осень.
  • Мой домашний питомец.
  • Зимушка-зима.
  • Мой детский сад.
  • Моя любимая мамочка.
  • Город, в котором я живу.
  • Как я провел лето.
  • Я сочиняю сказку.
  • Что я знаю о профессиях.
  • Мои новогодние каникулы.
  • Мой папа (дедушка).
  • Волшебница-весна.
  • Скоро в школу!

Большим успехом у нас в группе пользуются семинары-практикумы, проходящие при активном участии всех родителей и детей группы, что позволяет в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания, на практике познакомить со способами взаимодействия с ребенком, привлечь их к активному участию в коррекционном процессе. Такая форма работы позволяет добиться почти 100%-ного участия родителей.

В группе организована «Библиотека для родителей»: на каждую семью заведен формуляр, из кабинета домой можно взять методическую литературу и дидактические игры.

Досуговая форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (совместные досуги – КВН, праздники, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях).

Наглядно-информационная (используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками).

На современном этапе развития науки насчитывают более двадцати форм работы с родителями в условиях детского сада, многие из которых активно используются нашими педагогами. Однако следует учитывать то, что родители требуют к себе уважения, они грамотны, но вместе с тем очень заняты, поэтому не хотят лишней информации.

Учитывая особенность нашего учреждения, мы используем такую форму работы, как речевая газета, для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями и реализации образовательных услуг.

Газета для родителей – обеспечивает тесную взаимосвязь родителей и педагогов в реализации основных образовательных услуг посредством печатного издания; активизирует и обогащает воспитательные и образовательные умения родителей; реализует единство подхода к коррекционной работе с детьми в семье и детском саду как одной из составляющих основных образовательных услуг в соответствии с ФГОС ДО.

В создании газеты принимают участие воспитатель, учитель-логопед, учитель – дефектолог, дети и, конечно же, сами родители. В ней размещают заметку о своем ребенке, делятся опытом семейного воспитания, идеями.

Основные ее рубрики:

  • «Наши достижения» – новости о достижениях детей в развитии;
  • «Путешествие весёлого язычка» – игровые варианты проведения ар­тикуляционной гимнастики в домашних условиях;
  • «Это интересно» – страничка с полезной информацией для родителей и детей;
  • «Ловкие пальчики» – страничка игр и упражнений на развитие тонкой моторики пальцев рук;
  • «Развиваемся, играя» – материалы по вопросам профилактики и коррекции психических процессов у детей;
  • «Букварёнок» – страничка, посвященная подготовке к обучению грамоте.

Речевая газета сразу вызвала интерес у родителей. Каждый находит для себя что-то интересное и познавательное, ждет новостей о своем ребенке, его достижениях, возникающих проблемах. А необходимая информация излагается доступным языком, коротко, интересно.

Опыт многолетней работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками воспитателей, учителей-ло­гопедов в полноценном формировании психических процессов у дошкольников с ОВЗ. Таким образом, признание приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений с образовательной организацией, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Текст статьи
  1. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: методическое пособие для воспитателей дошкольных // М.: Мозаика. – Синтез, 2019 – 167с.
  2. Галстян С.Г. Инновационные формы работы с родителями // Челябинский Гуманитарий. 2020. № 1 (30). С. 53-61.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 49–55.
Список литературы