Главная
АИ #43 (122)
Статьи журнала АИ #43 (122)
Роль домашних животных в развитии детей с особенностями в развитии

Роль домашних животных в развитии детей с особенностями в развитии

Автор(-ы):

Комарова Алина Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

домашние животные
дети с ограниченными возможностями
дети с нарушениями в развитии
пет-терапия

Аннотация статьи

Данная статья станет полезна для коррекционных педагогов в образовательных организациях, при консультировании родителей по вопросам развития в условиях быта.

Текст статьи

Введение

Домашние животные являются неотъемлемой частью жизни нас и наших детей. Именно в современной терминологии появилось такая методика, как пет-терапия.

Пет-терапия является популярной методикой, которая также применяется в реабилитационной медицине. Название этого направления происходит от английского pet therapy, где pet – это «домашнее животное». Для более понятного объяснения данной методики используют и другие названия, например «зоотерапия», или «анималотерапия». Данные названия говорят более точно – терапия с использованием животных.

Конкретно для данной статьи лишь идет повествование одной из подобных отраслей. Основная мысль состоит не в самой пет-терапии, а в важном значении взаимодействия домашних животных с детьми с отклонениями в развитии. Приведены примеры на самых распространенных животных – собаках и кошках, но это могут быть не только они, а любой домашний безобидный скот, живущий дома.

Домашние животные всегда служили главной частью жизни любого человека. Каждый по-разному воспринимает основную роль домашних животных. Для кого-то это охрана дома, жилища, для кого-то это пища. Но мало кто задавался вопросом, для чего нами заводятся иной раз животные, которые совсем не подходят ни под ту, ни под другую роль. Вот, например для чего же заводить Той Терьера, который очень маленького размера? Такая собака точно не сможет защитить дом от воров или быть «звоночком». Мало того, он очень аллергичен, и из всего рациона, который есть у обычных дворовых собак, он сможет съесть только десятую часть. Или же, например, Персидский кот, который не ловит мышей, так еще ему чистить зубы приходиться после каждой трапезы. Но зато, таких животных постоянно хочется потрогать, посмотреть на них, ни их поведение, на их игры, на то, как они спят или смешно гавкают или мяукают.

На детей, развивающихся в норме, домашние животные влияют положительно. Но какое же влияние оказывают домашние животные на детей с ограниченными возможностями? Давайте-ка разберемся!

Если не смотреть на побочные реакции организма, то детям с ограниченными возможностями необходимо иметь дома домашних питомцев. Опираясь на статистику ВЦИОМ, 68% Россиян заводят себе кошек и собак. Из них 16% заводят для радости и успокоения, 16% по причине просьбы детей и внуков (или дети сами принесли), 20% из любви к ним, и только лишь 16% процентов для охраны. Всего 12% (каждый десятый) людей завели котов для ловли мышей. Данная статистика показывает, что люди заводят себе животных в основном для снятия стресса.

Рассмотрим основные моменты, касающиеся детей с отклонениями в развитии:

  • Вследствие внутриутробной гипоксии, или же асфиксии, возникшей во время родов, нарушается кровоток, вследствие чего происходит нарушение работы головного мозга, нервной системы. Так как гипоксия нередко возникает у детей, то охватываем все степени данной патологии. При данном отклонении у ребенка проявляется излишняя чувствительность не только к еде, но и собственно тактильная. Ребенка раздражает одежда, этикетки на ней. Можно заметить детей, у которых стоит Дизартрия и СДВГ, а также другие уточненные и неуточненные нарушения работы нервной системы, когда они, прибегая домой, сразу же раздеваются до трусов, вне зависимости от времени года или суток. Возвращаясь к еде, дети, относящиеся к данной группе нарушений, очень часто едят мягкую, жидкую пищу и без лишних запахов. Это происходит по той же причине, твердую еду сложно раскусить, пережевать, из-за повышенной чувствительности она может казаться приторной по вкусу, слишком соленой, сладкой. Одной из главных особенностей является также тактильная чувствительность. Дети данной категории не даются погладить себя по голове, не принимают прикосновений или тесного контакта.
  • Нарушения речи. Обращаем внимание не просто на нарушения звукопроизношения, а нарушения, связанные с органическим поражением. Данными нарушениями могут быть: дизартрия, заикание (логоневроз), алалия, афазия. Данные нарушения не только являются причиной других нарушений, таких как задержка речевого развития, данные нарушения являются, опять же, последствием зажимов, проявляющихся на фоне нарушений работы нервной системы.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы. Расстройства аутистического спектра, а также другие нарушения в области психиатрии влекут за собой не просто нарушения социально-коммуникативных навыков. Происходит изменение числа, качества генов, вследствие чего нарушается работа всего тела. Так, например Синдром Шерешевского-Тернера сопровождается не просто инфантилизмом, но также происходит сбой в работе половой системы, вследствие чего, достигнув 25-го возраста, человек становится бесплодным. В целом, отклонения в работе гипофиза, влияют на работу всего организма, в том числе и коммуникативных навыков.
  • Имеющиеся хронические заболевания. Заболевания на соматическом уровне являются ответной реакцией на стресс. Постоянные условия, создающие стресс для организма, приводят не только к появлениям соматических заболеваний, но и к возможным тикам, начиная с речевых, заканчивая распространенными тиками всего тела (подергивания, излишние кивки, заикание).

И при чем же здесь тогда домашние животные? Согласно статистике РБК, в 2017 году, по результатам эксперимента британских ученых выяснилось, владельцы собак более активные, склонные к занятиям спортом, их здоровье было крепче, в отличие от людей, не имеющих собак. Основными показателями были хронические заболевания, депрессия и проблемы со сном. Отсюда можно сделать вывод, что домашние животные помогают не только охранять дом, но и также в борьбе со стрессом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от детей, развивающихся в норме, и взрослых людей, в большей степени склонны к появлениям болезней сердца, хронических заболеваний. Частое наличие диспраксии и апраксии предусматривает за собой наличие повышенной чувствительности, либо вообще ее отсутствие. Особенности развития становятся причиной постоянного стресса для ребенка.

Так называемая «пет-терапия» помогает детям с отклонениями в развитии во многих направлениях:

  • Снижается уровень стресса, смотря на животного. Отвлекается внимание не только при контакте с ним, но и при играх с ним. Соответственно наличие тиков, хронических заболеваний уменьшается, или по крайней мере не распространяется, а наличие клинических диагнозов, не усугубляется.
  • Развивается тактильная чувствительность. Ребенок, гладя животное, подключает рецепторы на кончиках пальцев, которые посылают сигнал в мозг.
  • Развивается речь. Благодаря соотнесению тактильного (сенсорного) образа со словесным ребенок начинает воспроизводит звукоподражание, новые звуки и слова. Формируется фразовая речь, когда ребенок начинает звать животное, предлагать (Ксь-ксь на! Гав-гав ам).
  • Улучшаются социально-коммуникативные навыки. Да, конечно на совсем небольшой процент, но механизм для развития ребенка постепенно запускается.

Пет-терапию предлагают практиковать людям с различными патологиями и заболеваниями. В большинстве случаев, пет-терапия проводится для детей с Аутизмом, ДЦП, разной степени эпилепсии, деменции, инсульта, а также при синдроме Дауна. В таких странах, как Россия, США данного вида терапия проводится индивидуально, по назначению врача.

Чего же стоит предостерегаться?

Стоит учитывать наличие у животных инфекционных заболеваний, а также индивидуальную непереносимость ребенка. Дети с нарушениями в развитии часто являются аллергиками. Прежде, чем завести животное, стоит сдать анализы, на наличие аллергии на шерсть или определенный фермент, который выделяют животные, проявляющийся в специфическом запахе. Нужно проконсультироваться с аллергологом, дерматологом по данному вопросу, поскольку есть варианты заразиться некоторыми заболеваниями, которые могут принести на себе животные (лишай), при этом, будучи самим не имея их.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что приобретение домашних животных имеет огромное значение в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство родителей, избавляясь от домашнего животного часто ссылаются на шерсть, на которую аллергия. Но, как показывает статистика, только 2% случаев имеет астматические симптомы, то есть серьезные аллергические реакции на шерсть животных.

Список литературы

  1. Россия – страна котов! / Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-strana-kotov
  2. Пет-терапия: какие животные лечат людей? / Режим доступа: https://sn.ria.ru/20180302/1515565528.html
  3. Гусев, Е. И. Неврологические симптомы, синдромы и болезни / Е.И. Гусев, А.С. Никифоров. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 538 c.
  4. Неретин, В. Я. Медико-генетическое консультирование при наследственных и врожденных болезнях нервной системы / В.Я. Неретин, Б.В. Агафонов, О.П. Сидорова. - М.: Медицина, 2014. - 755 c.

Поделиться

860

Комарова А. В. Роль домашних животных в развитии детей с особенностями в развитии // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/4838-rol-domashnikh-zhivotnikh-v-razvitii-detej

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая