Главная
АИ #43 (122)
Статьи журнала АИ #43 (122)
Гармоничное развитие ребенка как следствие его психологической безопасности

Гармоничное развитие ребенка как следствие его психологической безопасности

Автор(-ы):

Буяновская Татьяна Федоровна

Лубинец Оксана Александровна

Поршнева Юлия Викторовна

Келипова Элен Мхитаровна

Секция

Психология

Ключевые слова

гармоничное развитие
социализация
психологическая травма

Аннотация статьи

Статья посвящена поиску методов гармоничного развития личности ребенка в контексте обеспечения его психологической безопасности.

Текст статьи

Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у малышей. Это могут быть родители, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь четко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьезными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозам.

Рассмотрим основные моменты, которых стоит избегать родителям для минимизации психологических травм ребенка:

  1. Конфликты в семье. Конфликты родителей при детях, тем более с применением физической силы – это самый прямой путь к разрушению детской психики.
  2. Запугивания ребенка любыми методами. Рассказы о страшных бабаях, живущих в духовом шкафу и т.д. Некоторые родители считают, что подобные методики якобы помогают с точки зрения усмирения малыша, но серьезно ранят его, ведь маленькие дети верят всему, что говорят взрослые.
  3. Несправедливое или слишком жесткое отношение. Если, по мнению ребенка, он действительно виноват, то справедливое и умеренное наказание послужит для него уроком, но если родитель наказывается не разобравшись, то это приводит только к негативным последствиям. Это же касается и несоизмеримо строгих наказаний, которые ломают психику и приводят в итоге либо к агрессивному, либо к безвольному поведению.
  4. Сцены насилия и жестокости, увиденные детьми в жизни, по телевизору или на компьютере, могут оставить серьезный психологический след, ведь дети склонны отождествлять себя с происходящим, а значит подвергаться сильному шоку.
  5. Разного рода травмы или происшествия, случившиеся с детьми, могут послужить причиной разных фобий. Например, маленький ребенок упал с качелей, это может привести к боязни высоких скоростей, полета на самолете и так далее.
  6. Психологическое давление со стороны взрослых или сверстников может стать тоже причиной многих проблем, точно так же, как и вседозволенность, которая не меньше портит ребенка, чем разного рода запреты.

Чтобы обеспечить своим детям реальную безопасность для психики, взрослым следует знать самые распространенные ошибки в воспитании. Мы дадим каждой из проблем условное название, чтобы легче было воспринимать, анализировать ситуацию и эффективно обеспечить психологическую безопасность детей:

  1. «Ай-ай-ай – ты плохой». Родители постоянно не удовлетворены ребенком, постоянно сравнивают его с кем-то или ставят в упрек, что он такой, а не другой. Излюбленная фраза: «вот Паша, он молодец, не то что ты». Такие родители сами сожалеют о своих достижениях, сравнивая себя с «соседом», не умеют радоваться тому, что имеют и подсознательно нагнетают уверенность ребенка в том, что кто-то рядом лучше. Как итог у малыша развивается заниженная самооценка, которую по жизни тяжело искоренить.
  2. «Детству - нет!». Родители относятся к малышу не по возрасту, постоянно упрекают в детских шалостях, постоянно ставят задачу стать серьезным. Как итог лишают ребенка детства, лишают его важного этапа в жизни, лишают возможности отвлечься и отдохнуть. Вырастая, такие не наигравшиеся люди чувствуют потребность в «детской» разрядке и одновременно чувствуют вину за эти слабости. К своим детям они могут относиться, впадая в крайности: либо так же строго, либо наоборот с недоступной им вседозволенностью.
  3. «Ты помеха!». Родители не забывают рассказать тем или иным образом малышу, что он причина их бед. Что они с ним намучились, что он часто болел, что они на него много тратят. Итог, в ребенке развивается стойкий комплекс неполноценности – он лишний в этой жизни, от него одни неприятности.
  4. «Никаких инициатив». Родители любят повторять – «не умничай», «что-то слишком много болтаешь», «не твоего ума дело» и т.д. Родители не дают ребенку возможность выработать свой стержень, в итоге он становится инертным и неспособным справляться с реальными жизненными проблемами.
  5. «Стой, вокруг опасно». Ситуация похожа на предыдущую. Родители задавливают ребенка запретами, слишком долго опекают и держат «под крылом». В итоге ребенок боится брать ответственность на себя, принимать важные решения.
  6. «Ой, ты мой маленький». Ребенок растет в уверенности, что лучше детства ничего нет и не будет. Родители стараются затормозить его, оставить возле себя, решить все проблемы. Даже повзрослев, такой человек бегает к маме за советом о том, какую жену выбрать, где работать и т.д., и совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни.
  7. «Любим только лучшего». Ты должен достичь вершин – говорят родители (причем часто сами ничего не достигшие и отыгрывающиеся на детях). Ты не имеешь права принести тройку, ты станешь известным музыкантом и т.д. Все эти посылы вселяют уверенность, что любовь надо зарабатывать, что родители любят только самых лучших. Такой ребенок будет стараться всячески угождать взрослым, даже путем обмана, лишь бы они его любили, ведь любят они только когда «он пятерку принес».
  8. «А наш самый хороший». Родители по поводу и без повода восхищаются малышом, всячески его захваливают, вселяя ложную уверенность в своей исключительности. Часто жизнь расставляет свои точки над «i», что приводит к серьезным разочарованиям.
  9. «Плачут только слабаки». Родители учат ребенка, что проявлять чувства постыдно, что надо быть сдержанным. Не плачь, не бойся, не желай – так можно охарактеризовать такую модель воспитания. В итоге у ребенка все эмоции накапливаются внутри и потом выплескиваются в серьезные нервные срывы, психические расстройства и депрессии. Думая, что эмоции – это постыдно, такой человек не может проявить себя ни как любящий муж, ни как нежный отец.
  10. «Все вокруг плохие». Весь мир плохой, люди злые, люди обманывают, верь только мамочке и папочке. Настраивая ребенка против окружающего мира, родители устанавливают в его психике бомбу замедленного действия, которая разорвется уже во взрослом возрасте, когда человек не сможет полноценно строить взаимоотношения с окружающими, а значит, не сможет быть счастливым.

Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей? Для обеспечения психологической безопасности стоит с внимательностью относиться к тому, как вы ведете себя с детьми и при детях:

  1. Никогда не конфликтуйте в семье при детях, не проявляйте агрессию к супругу или ребенку;
  2. Старайтесь строить доверительные взаимоотношения, не высмеивайте детей, даже если они говорят глупости;
  3. Давая указания, аргументируйте их целесообразность;
  4. Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и не должно включать физическое насилие. Помните, что маленькие дети, спустя несколько минут уже забывают о прошлой ситуации, поэтому нет никакого смысла держать малыша в углу длительное время, он всё равно отвлечется и позабудет что он тут делает. Соизмеряйте наказания с поступками, проводите разъяснительные беседы;
  5. Не игнорируйте просьбы детей и не отмахивайтесь от них, как от назойливых мух. Не высмеивайте их чувства и стремления, не давите своим мнением, а лишь направляйте их и подсказывайте;
  6. Также, стоит обратить внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций, но не превращайте это в паранойю, когда ребенок растет в полностью стерильной обстановке возле «маминой юбки».

Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей, и уж тем более не исправляйте свои ошибки за счет них. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ведь я когда-то не смог», и не в том, чтобы «она стала врачом, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, избрать свой неповторимый путь и стать, в конце – концов, полноценным и счастливым человеком.

Список литературы

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2007.
  2. Калашникова М.Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде // Мир психологии. - 2010. - № 1. С. 108-116.
  3. Попова Е. В., Слабодских Н. В. Психологическая безопасность детей в семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 150–156.
  4. Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов / авт. сост.: Е.В. Мазурова. – Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2019. – 72 с.

Поделиться

379

Буяновская Т. Ф., Лубинец О. А., Поршнева Ю. В., Келипова Э. М. Гармоничное развитие ребенка как следствие его психологической безопасности // Актуальные исследования. 2022. №43 (122). С. 112-114. URL: https://apni.ru/article/4839-garmonichnoe-razvitie-rebenka-kak-sledstvie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля