Насколько показывает исторический опыт, значение горючего для обеспечения боевых действий войск и для ведения войны в целом стремительно возрастает. Если по окончании Первой мировой войны западные дипломаты заявили, что Антанта пришла к победе на гребне нефти, то Вторая мировая война со всей очевидностью показала важность и единство понятий «обороноспособность» и «обеспеченность горючим» для любого государства, как бы ни было оно велико и хорошо вооружено. Уже в то время доля горючего, потребляемого войсками, достигла 50% от общего объема поставок всех материальных средств, необходимых для ведения боевых действий (включая боеприпасы).
Современная история также доказала, что одним из важнейших факторов, способствующих достижению победы в войне, является обеспеченность армии именно горючим. В послевоенный период развитие военного дела и оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой еще в большей мере повысили значение основного их энергоносителя – горючего.
Вместе с тем, как показывают исследования, за последние 160 лет человечество израсходовало примерно половину разведанных невозобновимых запасов основных природных ресурсов, которые были накоплены за пять миллиардов лет существования Земли. Это касается в первую очередь жидкого топлива (нефти и природного газа), которого за последние 50 лет было израсходовано практически столько же, сколько разведано в недрах нашей планеты. По последним подсчетам Института нефти и газа мировые запасы нефти составляют около 0,5 трлн. тонн. Из них 140 млрд. тонн уже добыли из недр. Что касается России, то при численности россиян всего 2,5% от общего населения Земли она обладает 40% всех природных богатств планеты, на территории России находятся 15% разведанных мировых запасов нефти и 37% природного газа.
Необходимо подчеркнуть, что разведка недр – рискованная и не самая дешевая составляющая нефтяного бизнеса. Для того чтобы провести разведку и подготовить к освоению крупные нефтегазоносные провинции, необходимы годы и даже десятилетия. По этой причине частные нефтяные компании во всем мире довольно неохотно вкладывают деньги в такие проекты. Как правило, эту роль берет на себя государство, выигрывая на том, что разведанные и подтвержденные запасы затем продаются нефтяным компаниям за большие деньги, чем неисследованные участки. Для повышения капитализации нефтяные компании приобретают все новые и новые месторождения, освоение которых в ближайшее время не планируется. По владению разведанными запасами наши компании действительно входят в мировые лидеры. Но при этом уровень инвестиций в поддержание и развитие добычи в России в десятки раз ниже, чем у мировых конкурентов. Коэффициент извлечения нефти из месторождений у большинства компаний первой пятерки едва достигает 0,2 – это означает, что более 80% нефти остается в земле. В этих условиях основная «нагрузка» ложится на природный газ, доля которого в топливно-энергетических расходах страны достигла 60%.
Однако для войск национальной гвардии перевод работы двигателей силовых установок и агрегатов боевых комплексов, образцов вооружения и военной техники с жидких нефтяных топлив на природный газ в настоящее время не представляется возможным по следующим основным причинам:
во-первых, такая замена приведет к снижению тактико-технических характеристик боевых комплексов и образцов ВВТ вследствие более низкой энергетики природного газа относительно жидких нефтяных топлив;
во-вторых, отсутствует возможность содержания и эшелонирования запасов природного газа для обеспечения мобилизационного развертывания войск национальной гвардии, а также обеспечения их природным газом в условиях мирного и военного времени из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и технических средств;
в-третьих, существует опасность снижения эксплуатационных характеристик двигателей (например, возможен ненадежный запуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха).
Прогнозируемое снижение уровня запасов нефти в стране уже сейчас заставляет нефтеперерабатывающую промышленность проводить научно-исследовательские и опытно-промышленные работы по увеличению глубины переработки нефти и повышению выхода из нее горючего.
Увеличение номенклатуры (количества) присадок, вовлекаемых в производство нефтепродуктов и ориентированных в большей степени на гражданский сектор экономики, приведет к снижению эксплуатационных свойств горючего, прежде всего его качества при длительном хранении и смешении. Снижение сроков длительного хранения горючего создаст серьезные проблемы с наличием и освежением его мобилизационных запасов и отрицательно скажется на мобилизационной готовности войск национальной гвардии.
Еще одним негативным, на наш взгляд, явлением становится слияние нефтяных компаний, которое идет очень интенсивно во всем мире. В США не осталось ни одной крупной компании, которая в своем названии не имела бы наименований слившихся фирм. Однако укрупнение нефтяных компаний, обладающих мощными финансовыми ресурсами, по мнению экспертов, происходит не только с целью их развития, но и для поглощения более мелких компаний, что может привести к появлению супермонополиста, неподконтрольного государству. Эксперты в России говорят пока не о монополизации, а о консолидации нефтяного сектора. Но государство в интересах своей энергетической безопасности должно позаботиться, чтобы не произошло перехода от второго к первому, ведь в существующих экономических условиях установление высоких монопольных цен на горючее негативно отразится на обеспеченности горючим войск национальной гвардии.
В последние годы от зарубежных инвесторов неоднократно поступали предложения о покупке наших нефтяных компаний. Ситуация, когда контроль добычи и переработки нефти, а также реализации нефтепродуктов будет находиться не в нашем Правительстве, а в других зарубежных странах, также отрицательно повлияет на стратегическое развитие топливно-энергетического комплекса и безопасность страны в целом.
В 2020 году распоряжением Правительства Российской Федерации № 1523-р была утверждена «Энергетическая стратегия России», целью которой является развитие энергетики Российской Федерации, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, – укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.
На протяжении последних лет остро стоит проблема обеспечения войск национальной гвардии отдельными марками ГСМ (особенно маслами для авиационной техники) в связи с прекращением их производства и поставок отечественной промышленностью. Разрыв в начале 90-х годов экономических и производственных связей в нефтеперерабатывающем комплексе на территории бывшего СССР послужил причиной резкого сокращения, а по ряду позиций и прекращения производства штатных марок ГСМ и присадок к ним. После распада Советского Союза основные разработчики присадок (НПО «Маема» в Киеве, ИХП им. Кулиева в Баку), а также потенциальные их производители (в Дрогобыче на Украине, Павлодаре в Казахстане и Сумгаите в Азербайджане) оказались за пределами России. Ряд же предприятий прекратил выпуск нефтяной основы для производства масел. Этой ситуацией воспользовались широко известные зарубежные фирмы с многолетним опытом работы. В результате на российский рынок нефтепродуктов стали поступать и реализовываться в большом объеме импортные присадки (пакеты присадок). Зависимость таких поставок от политической и экономической конъюнктуры в международных отношениях непосредственно влияет на надежное и устойчивое обеспечение горючим войск национальной гвардии и, следовательно, на оборонную безопасность страны.
К сожалению, имеют место случаи, когда конструкторские бюро промышленности при разработке образцов техники двойного назначения и даже боевых комплексов зачастую назначают для их эксплуатации марки ГСМ без учета возможностей отечественной промышленной и сырьевой базы. Обеспечение указанных образцов в войсках национальной гвардии «нештатными» ГСМ в военное время (когда поставки зарубежных нефтепродуктов и присадок к ним будут прекращены) станет невозможным, а перевод их на другие (штатные) марки ГСМ потребует дополнительных финансовых и материальных расходов. Указанная проблема должна решаться сегодня, в мирное время, причем незамедлительно.
Обоснованную озабоченность вызывает состояние инфраструктуры системы нефтепродуктообеспечения. В настоящее время разные регионы Российской Федерации имеют крайне неравномерную насыщенность объектами производства, хранения и транспортировки нефтепродуктов. Оценка возможного грузопотока материальных средств в условиях мирного и военного времени на территории Российской Федерации показывает, что при обеспечении горючим войск национальной гвардии, ведущих боевые действия на отдельных стратегических направлениях, может возникнуть его дефицит. Развитие же инфраструктуры системы нефтепродуктообеспечения страны, в первую очередь трубопроводно-складской системы, в течение целого ряда лет практически не осуществлялось.
Таким образом, к основным проблемам обеспечения горючим войск национальной гвардии можно отнести: снижение уровня запасов нефти в России; монополизацию рынка нефтепродуктов; возможность ухода нефтяных запасов под контроль зарубежных компаний и фирм; ослабление государственного контроля и надзора за эффективным использованием нефти и качеством продуктов ее переработки; неоправданно широкую номенклатуру нефтепродуктов; прекращение производства в России ряда основных марок ГСМ; отсутствие в России производства ряда присадок к нефтепродуктам и как следствие применение их производителями импортных пакетов присадок; недостаточно развитую инфраструктуру системы нефтепродуктообеспечения страны; низкий уровень ежегодного финансирования военной организации государства.
Одна из главных задач, стоящих перед службой на современном этапе, - оптимизация ее структуры, а также полное, своевременное и качественное обеспечение войск национальной гвардии горючим (при рациональном расходовании материальных ресурсов и финансовых средств). Принципиально важным здесь является выполнение требований достаточности сил и средств службы горючего для обеспечения группировок войск национальной гвардии в любых условиях развязывания войн и вооруженных конфликтов, а также соответствие ее состава и организационно-штатной структуры задачам обеспечиваемых войск национальной гвардии.
В настоящее время российский нефтяной рынок поделен на сферы влияния между крупными вертикально интегрированными (т.е. имеющими добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия) нефтяными компаниями.
В связи с прекращением производства и поставок ряда основных марок ГСМ малотоннажного производства, особенно масел для авиационной и бронетанковой техники, потребность в них войск национальной гвардии обеспечивалась за счет имеющихся запасов на базах и складах войск национальной гвардии и Росрезерва. Кроме того, проводился комплекс организационных мероприятий по увеличению сроков службы масел, переводу техники на дублирующие марки и восстановлению отечественного производства.
Актуальными остаются и вопросы состояния технических средств службы горючего и технической обеспеченности ими войск национальной гвардии. Объемы их заказов и поставок для федеральных (государственных) нужд в последнее время были незначительны, а по ряду номенклатурных позиций отсутствовали вообще. Для сохранения технологических линий в организациях промышленности заказывались лишь единичные образцы данных средств. Ряд предприятий, где доля серийного производства продукции для федеральных (государственных) нужд составляла незначительную часть, вообще отказался от выполнения военных заказов, обосновывая это нерентабельностью мелкосерийного производства.
На сегодняшний день основным способом поддержания боевой готовности и продления сроков эксплуатации технических средств службы является своевременное осуществление капитального ремонта.
Кардинальное изменение существующего положения дел по техническому обеспечению службы горючего возможно только при условии обеспечения соответствующего уровня финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупок и ремонта технических средств в рамках Государственной программы вооружения на 2018-2027 годы. В этих условиях главной целью в техническом обеспечении по службе горючего остается совершенствование материально-технической базы за счет опережающего развития технического потенциала и поддержания его на уровне, позволяющем в мирное и военное время выполнять поставленные задачи. Для этого необходимо упорядочить состав имеющегося в наличии парка технических средств (в первую очередь – техники со сверхнормативными сроками хранения и незначительным эксплуатационным ресурсом); создать перспективные образцы технических средств и организовать их серийную поставку в войска национальной гвардии; усовершенствовать систему технического обслуживания и ремонта технических средств службы горючего и обеспечить ее переход от эксплуатации по ресурсу (планово-предупредительный метод ремонта технических средств службы горючего) к эксплуатации по техническому состоянию (ремонт по фактическому состоянию).
Кроме этого, материально-техническая база службы горючего должна соответствовать заданным уровням боевой и мобилизационной готовности службы, требованиям обеспечения живучести объектов инфраструктуры системы нефтепродуктообеспечения, оперативной готовности и сохраняемости запасов горючего.
Создание по службе горючего научно-технического и конструкторско-технологического заделов в перспективе (при увеличении объема финансирования) должно позволить организовать в России промышленное серийное производство новых образцов ГСМ, специальных жидкостей и технических средств службы горючего. Пока же удалось решить следующие задачи:
- повышается укомплектованность войск национальной гвардии за счет закупок перспективных технических средств службы горючего;
- разработаны проекты новых руководящих и нормативных документов по службе горючего;
- проведены исследования по возможности применения в перспективных разработках новых материалов и технологий отечественной промышленности, завершается создание современных образцов технических средств на отечественной промышленной базе;
- организовано проведение полигонных, стендовых и огневых испытаний новых марок ГСМ, специальных жидкостей, а также добавок и присадок к ним;
- разработаны новые квалификационные методы испытаний топлив и масел, позволяющие уже на начальном этапе испытаний получать достоверную информацию об уровне эксплуатационных свойств новых и модернизированных ГСМ.
В свою очередь служба горючего войск национальной гвардии обеспечит выполнение связующих функций между системой нефтепродуктообеспечения страны и военной организацией государства, законодательно объединенных в интересах решения единой задачи – безусловного, полного, бесперебойного и своевременного удовлетворения потребностей войск национальной гвардии в горючем в мирное и военное время.
Анализ закономерностей развития средств вооруженной борьбы, а также масштабов распространения угрозы международного терроризма показывает, что объекты службы горючего должны обладать высокой защищенностью и технической оснащенностью, оптимальным уровнем механизации и автоматизации производственных процессов, повышенной производительностью, а также экологической безопасностью и заданной надежностью сохранения запасов горючего.
Наиболее крупными являются открытые акционерные общества «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Татнефть» и «Башнефть». Территориальное размещение нефтеперерабатывающих заводов в основном и определяет доминирующую роль нефтяной компании в том или ином регионе России.