Поиск наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по преодолению общего недоразвития речи – одно их направлений работы учителя-дефектолога дошкольного логопедического пункта.
Среди общих дидактических и специальных логопедических методов особое место отводится – игровым методам. Многие исследователи в области дошкольной педагогики (З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, Смирнова Е.О. и др.) указывают, что в самых различных видах детской деятельности игра и игровые методы имеют большой диапазон вариативности и многофункциональности. Игра для детей дошкольного возраста не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего мира и его взаимоотношений [3].
Такие исследователи в области коррекционной педагогики как Е.Л. Баринова, Ф.Н. Блехер, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, Е.И. Удальцова, М.Ф. Фомичева и др. считают, что коррекция нарушений речи должна проводиться с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она должна осуществляться в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка [6].
Отсюда является закономерным и целесообразным использование игры и игровой деятельности в организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевым недоразвитием для развития их лицевой и артикуляционной моторики.
Артикуляция (articulare – чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь [8].
Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения [8].
Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя: артикуляционную гимнастику; игровой логопедический самомассаж; игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия; игровые мимические упражнения. Более подробно остановимся на каждом из видов работы с дошкольниками.
В педагогической литературе можно найти комплексы артикуляционной гимнастики, которая используется для работы с различными звуками на различной стадии (постановка звука, автоматизация или дифференциация). Упражнения в комплексах артикуляционной гимнастики в основном носят игровой характер («лошадка», «маляр», «грибок» и др.). Иногда артикуляционная гимнастика представлена в виде отдельных коротких стихотворных строк («лопаточка» – язык широкий покажи и лопатку подержи). Также используется сюжетная артикуляционная гимнастика («Сказка о Веселом Язычке», артикуляционная сказка – «Король Язык» и др.), иногда - со стихотворным сопровождением [1].
Логопедический массаж, как метод логопедической работы, также широко представлен в специальной литературе (работы Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, Л. В. Лопатиной, Ю.В. Микляевой, Н.В. Нищевой, О.Г. Приходько и др.). В ней указываются показания для проведения логопедического массажа, подробно описывается техника проведения и возможные ошибки при его выполнении.
Игровой логопедический самомассаж – метод реже используемый в работе с дошкольниками. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребенком. Его цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Чаще всего проводится: самомассаж мышц лица и артикуляционной мускулатуры; самомассаж общескелетной мускулатуры; самомассаж рук (развитие мелкой моторики).
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста – 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3-4 раза. Чаще всего при проведении самомассажа используются игровые образы. К примеру, самомассаж лица «Птичий двор», «Фрукты и овощи», самомассаж общескелетной мускулатуры «Друзья», «На прогулку» и др. В практической работе использую лексический и стихотворный материал, указанный в работах Г.А. Османовой, Л.А. Поздняковой [4] и О.И. Крупенчук [5].
О.И. Крупенчук не только систематизировала игры и игровые упражнения для логопедического самомассажа, но и определила общие правила для их выполнения:
- перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
- движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
- удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
- ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
- темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения [5].
Опыт работы подтверждает, что при соблюдении данных несложных правил результат от использования самомассажа будет положительным.
Для развития лицевой моторики используются игры и игровые упражнений, способствующие развитию речевого дыхания и фонематического восприятия. Среди них наиболее эффективными являются «Оркестр», «Что звучит?», «Определи, где звучит?», «Кто хлопал?», «Найди пару», «Тихо – громко», «Угадай, что делать?», «Делай правильно», «Пчелы» и др.
Детям старшего дошкольного возраста интересны игровые мимические упражнения, основная цель которых - развитие лицевых мышц. К примеру, игровое упражнение «Лягушки улыбаются»: «Это лягушка по имени Квака. Давай будем учиться вместе с нашей любимой Квакой правильно и красиво улыбаться. Смотри в зеркало, улыбаемся вместе».
Квака улыбается
Рот до ушей.
Будем с ней упражняться.
Делай и ты не робей.
Другой задачей мимических упражнений является – формирование умения использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи. Так как речь – это не единственное средство коммуникации. С помощью невербальных средства общения (язык телодвижений, жестов, мимики, различных эмоций) можно передавать от 60-80% информации и только 20-40% передается с помощью вербальных средств общения.
Вспомним сказку К.И. Чуковского «Цыпленок». «Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая. Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..».
Как видим, мимика и жесты для этой сказки просто необходимы. А сколько жестов и эмоциональной мимики требуется в игре – инсценировке по сказке С. Михалкова «Как Медведь трубку нашел»! [7].
Для активизации деятельности детей мы используем игровые упражнения и этюды, влияющие на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
Упражнения и этюды предлагаются в качестве разминки, средствами как включения в работу, так и развития. С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п. Дети обучаются восприятию и выражению основных эмоций через упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться, надуть или втянуть щёки и т.д. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость, грусть). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (объясняют и показывают, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.
В методической литературе подобные игры и упражнения часто называются игровыми этюдами. Это: «Скульптор», «Радость», «Ожидания» и др. Большое количество таких игр-этюдов предлагают педагоги-психологи [2]. Этюды коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию, часто проводятся с музыкальным сопровождением.
Таким образом, можно сделать вывод, что игровые методы по развитию лицевой и артикуляционной моторики в работе у детей с речевыми нарушениями занимают ведущее место, так как при кажущей простоте все игры и игровые упражнения наполнены дидактическим смыслом и несут большую коррекционную нагрузку.