Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» закреплены в статье 209 Трудового кодекса РФ:
- Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.
- Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков.
- Законодателем данные понятия внесены в трудовое законодательство в связи с реформированием системы управления охраной труда, т.е. переходом от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников. Создание и внедрение всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками позволит аффективно управлять системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности организации [2, 4, 22].
Система управления профессиональными рисками нацелена:
- на сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев;
- на снижение удельного веса работников, трудящихся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
- на сокращение доли организаций (в особенности промышленных предприятий) с неудовлетворительными условиями труда [5, 14, 19, 23].
В настоящее время при оценке и управлении профессиональными рисками следует ориентироваться на:
- Руководство РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
- Руководство Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки»;
- ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем»;
- ГОСТ 12.0.230-2007 «CCБT. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
- ГОСТ 12.0.010-2009 «CCБT. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда, в том числе разработанных по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, и направлять на эти цели, согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) [3, 6, 21].
Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее – Перечень) утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (в ред. от 16.06.2014).
Проводить все мероприятия из Перечня предприятиям не обязательно, возможный и оптимальный вариант – выбрать несколько мероприятий и в соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ и необходимостью реализации процедур, изложенных в положении о системе управления охраной труда (СУОТ), утвердить конкретный Перечень исходя из специфики деятельности организации[13, 17, 18, 20].
Основными методами обеспечения безопасности условий труда работников являются:
- Нормализация производственной (рабочей) среды и трудового процесса.
- Непрерывное совершенствование технологических процессов.
- Постоянная модернизация оборудования, машин, механизмов, агрегатов и пр.
- Устранение, ограничение или уменьшение источников опасностей, включая зоны их распространения.
- Рациональное применение средств коллективной и индивидуальной защиты.
- Иные эффективные методы и мероприятия [8, 11].
Перечисленные принципы, методы и мероприятия являются элементами системы управления профессиональными рисками, которая представляет необходимую компоненту системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правового статуса и формы собственности [7, 10, 12].
Успешное применение системы управления профессиональными рисками зависит от способностей организации реализовать принятые управленческие решения в данной области [15].
В обязательном порядке система управления профессиональными рисками должна предусматривать активное взаимодействие работодателя, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работающих.