В современных реалиях нашего мира наблюдается кардинальное изменение экологической системы. Причем эти экологические изменения в будущем могут привести к весьма катастрофическим последствиям. Одной из причин данной тенденции является упадок экологической культуры, которая в свою очередь зависит от социализации личности.
Социализация личности – это процесс вхождения человека в общество посредством усвоения культурных норм, традиций, стандартов и стереотипов.
В свою очередь экологическая социализация представляет собой не только освоение социальных норм, ценностей, традиций, поведения, но и освоение «основанных экологических императивов и способы социальной жизни и вырабатывать собственные ценностные ориентации (самоактуализироваться и самореализовываться) в отношении личности к окружающей среде, природе, согласно экологическим этическим нормам» [1, c.2].
В связи с этим можно сказать, что экологическая социализация непосредственно связана со становлением личности «обладающей индивидуальной ответственностью за состояние биосферы Земли и будущее человечества» [9, c. 86].
Однако процесс экологической социализации личности не может проходить, минуя такой институт социализации как образование. Образование является «одним из приоритетных институтов, который обеспечивает развитие и становление личности, причем на всех ступенях – среднее, общее, и высшее» [3, c.20].
Современная система среднего профессионального образования требует овладения студентами общими и профессиональными компетенциями. «И если профессиональные компетенции мы сформируем через содержание обучения, то общие компетенции крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения» [8, c. 1].
Сегодня в арсенале педагогических технологий проектирование занимает особое место. Проектный метод разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Разработке данного направления посвящены работы известных отечественных педагогов-исследователей М.Б. Павловой, П.С. Леренера, С.С. Симоненко, М.Б. Романовской.
Сам метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но, учитывая современный образовательный ритм и потребность работодателей в активных и креативных, неординарных личностях, умеющих мобильно адаптироваться к новым условиям, можно отнести к педагогическим технологиям XXI века [4, с. 38].
В связи с вышеизложенным можно сказать, что проектная деятельность – это «универсальное средство развития человека на разных возрастных этапах… Проектная деятельность содержит удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и программирует действия по изменению того или иного объекта; силе и свободе творчества; логичности и последовательности совместной с другими людьми творческой деятельности; стимулу к развитию социальной активности; эмоциональном обогащении жизни человека, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности» [5, с. 66].
Выделяя проектную деятельность как инновационную составляющую современного образования, заметим, что данная технология представляет «возможность осуществить целенаправленное поэтапное формирование команды высококвалифицированных специалистов на основе заданных критериев, исходя из специфики каждого отдельного проекта. В процессе реализации проекта развиваются творческие способности человека, работа в проекте способствует формированию логического, критического, проблемно-ориентированного междисциплинарного мышления» [2, с. 21].
Проективный характер экологической социализации проявляется в том, что «личность обучается знаковому кодированию; приводит в соответствие языковой комплекс с объектами внешнего мира; формирует навыки абстрагирования признаков и связей, имеющих необходимый характер; учится соотносить потребности, мотивации и поступки» [7, с. 218].
Учитывая то, что экологическая культура предлагает наличие у каждого человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе и окружающей среды в целом, на наш взгляд, проектной деятельность следует заниматься в старшем подростковом возрасте, который позволяет закладывать основы сознательного поведения по изучению и охране природы [6, с. 399].
Наиболее ценным итогом реализации выполненных проектов становится «приобретенные проектировочные, и коммуникативные умения. При этом научная сторона того или иного предметного содержания, глубина его освоения остаются, как правило, на втором плане. Дело в том, что сознание и поведение людей, вовлеченных в проектную деятельность, под ее влиянием приобретают новые дополнительные свойства. Прежде всего, это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному. Проектное воображение сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу несколько контекстов. Особенности проектного мышления проявляются в умении представлять будущее, используя для этого критичность, креативность, методологию мышления» [5, с. 67].
В этой логике проектирования системы экологической социализации должно «привести к новой парадигме бытия, в которой экологические императивы и экологические целесообразные поведенческие модели становятся нравственными императивами субъектов социального пространства. Для этого вся система общественной жизни должна быть направлена на актуализацию чувства причастности к решению глобальных экологических проблем, пониманию ценности и уникальности любой жизни, признанию самоценности природы» [9, c. 86].
Таким образом, проектная деятельность, оказывает колоссальное влияние на экологическую социализацию личности, позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал в решении будущих профессиональных задач, а также дает возможность сохранить экологическую систему нашей планеты для бушующих поколений.