В настоящее время, для старших дошкольников с общим недоразвитием речи представляет значительные трудности употребление предложно-падежных конструкций. Это связано с тяжестью речевой патологии и состоянием пространственных функций.
Для развития навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу, используя наглядные, практические и словесные методы обучения в строгом соблюдении специальных и общих дидактических принципов [1, c.25].
При ОНР дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции в устной и письменной речи.
Несформированность пространственных представлений отмечается у большинства детей с общим недоразвитием речи. «Пространственный фактор» занимает центральное место, на нём базируются зрительно-пространственные психические функции.
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей проводится в процессе развития связной речи, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса.
Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога, как средства выражения связи между словами в словосочетании. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении и включается в работу по формированию словоизменения. В логопедические занятия необходимо включать задания с предложно-падежными конструкциями, так как сложные морфологические закономерности должны усваиваться практически. Начинать знакомить с предлогами рекомендуется со словосочетаний и несложных фраз, поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей [3, c.40].
Следуя принципам онтогенеза, сначала отрабатываются предлоги В, ПОД, НА, затем предлоги ОКОЛО, МЕЖДУ, ПО, НАД и др.
С предлогами употребляются соответствующие падежные формы:
- Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (стоит у стола, взял с полки, из сумки);
- Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по реке, к дереву и т.д.;
- Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (направления действия). Например: ставит на тумбочку, кладёт на полку;
- Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (местонахождение), обозначает часть пространства, где совершается действие. Например: лежит за подушкой, перед подушкой;
- Предложный падеж с предлогами В, НА, местонахождение предмета (стоит на стуле).
Из примеров видно, что предложно-падежные конструкции обозначают помимо направления, место нахождения предмета и место действия. Один и тот же предлог может иметь не одно значение. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом – местонахождение. Проводя коррекционно-логопедическую работу, необходимо это учитывать [2, c.14].
При неправильном употреблении предложных конструкций дети часто ошибаются не только в использовании предлогов, но и падежных окончаний. Поэтому работа проводится не только над усвоением предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.
Значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола, поэтому употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях. Например: живёт(где?) в берлоге.
Характер глагольной приставки в словосочетании часто определяет употребление того или иного предлога со значением направления действия. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: вбегает в комнату, выбегает из комнаты.
Каждый предлог отрабатывается изолированно. Затем проводится дифференциация нескольких предлогов.
Направления коррекционной логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР включают в себя: [6, c.59]
- овладение детьми пространственными представлениями, доступными возрасту, на невербальном и вербальном уровне;
- усвоение предложно-падежных конструкций с пространственным значением в различных по сложности синтаксических конструкциях;
- развитие навыков самостоятельного использования пространственных предлогов в речевой практике детей.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия.
Работа проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами [5, c.83].
В работе по созданию предложных конструкций наиболее перспективно использовать ведущую деятельность детей в дошкольном возрасте – игровую. Любая игра – это действие. Благодаря такому его пониманию открывается широкая возможность применения игр в коррекции [4, c.90].
Планомерная и систематическая работа по формированию предложно-падежных конструкций с детьми помогает скорректировать грамматический строй речи, развить монологическую речь детей, формирует предпосылки для успешного обучения в школе.