Главная
АИ #44 (123)
Статьи журнала АИ #44 (123)
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкци...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

предложно-падежные конструкции
коррекционно-логопедическая работа
предлоги
приглагольные словосочетания

Аннотация статьи

Залогом успешной обще-речевой подготовки является формирование грамматического строя, поскольку он обеспечивает практическое владение разными уровнями языковой системы. В связи с этим необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Текст статьи

В настоящее время, для старших дошкольников с общим недоразвитием речи представляет значительные трудности употребление предложно-падежных конструкций. Это связано с тяжестью речевой патологии и состоянием пространственных функций.

Для развития навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу, используя наглядные, практические и словесные методы обучения в строгом соблюдении специальных и общих дидактических принципов [1, c.25].

При ОНР дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции в устной и письменной речи.

Несформированность пространственных представлений отмечается у большинства детей с общим недоразвитием речи. «Пространственный фактор» занимает центральное место, на нём базируются зрительно-пространственные психические функции.

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей проводится в процессе развития связной речи, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса.

Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога, как средства выражения связи между словами в словосочетании. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении и включается в работу по формированию словоизменения. В логопедические занятия необходимо включать задания с предложно-падежными конструкциями, так как сложные морфологические закономерности должны усваиваться практически. Начинать знакомить с предлогами рекомендуется со словосочетаний и несложных фраз, поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей [3, c.40].

Следуя принципам онтогенеза, сначала отрабатываются предлоги В, ПОД, НА, затем предлоги ОКОЛО, МЕЖДУ, ПО, НАД и др.

С предлогами употребляются соответствующие падежные формы:

  1. Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (стоит у стола, взял с полки, из сумки);
  2. Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по реке, к дереву и т.д.;
  3. Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (направления действия). Например: ставит на тумбочку, кладёт на полку;
  4. Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (местонахождение), обозначает часть пространства, где совершается действие. Например: лежит за подушкой, перед подушкой;
  5. Предложный падеж с предлогами В, НА, местонахождение предмета (стоит на стуле).

Из примеров видно, что предложно-падежные конструкции обозначают помимо направления, место нахождения предмета и место действия. Один и тот же предлог может иметь не одно значение. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом – местонахождение. Проводя коррекционно-логопедическую работу, необходимо это учитывать [2, c.14].

При неправильном употреблении предложных конструкций дети часто ошибаются не только в использовании предлогов, но и падежных окончаний. Поэтому работа проводится не только над усвоением предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.

Значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола, поэтому употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях. Например: живёт(где?) в берлоге.

Характер глагольной приставки в словосочетании часто определяет употребление того или иного предлога со значением направления действия. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: вбегает в комнату, выбегает из комнаты.

Каждый предлог отрабатывается изолированно. Затем проводится дифференциация нескольких предлогов.

Направления коррекционной логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР включают в себя: [6, c.59]

  1. овладение детьми пространственными представлениями, доступными возрасту, на невербальном и вербальном уровне;
  2. усвоение предложно-падежных конструкций с пространственным значением в различных по сложности синтаксических конструкциях;
  3. развитие навыков самостоятельного использования пространственных предлогов в речевой практике детей.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия.

Работа проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами [5, c.83].

В работе по созданию предложных конструкций наиболее перспективно использовать ведущую деятельность детей в дошкольном возрасте – игровую. Любая игра – это действие. Благодаря такому его пониманию открывается широкая возможность применения игр в коррекции [4, c.90].

 Планомерная и систематическая работа по формированию предложно-падежных конструкций с детьми помогает скорректировать грамматический строй речи, развить монологическую речь детей, формирует предпосылки для успешного обучения в школе.

Список литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб, 2001.
  4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. - СПб, 1999.
  6. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Поделиться

863

Чигвинцева А. В., Исабекова Е. В., Сотникова И. А. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 101-103. URL: https://apni.ru/article/4853-korrektsionno-logopedicheskaya-rabota-po-form

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января