Автор(-ы):
Власенко Наталья Анатольевна
Брильянт Ксения Михайловна
Кострюкова Юлия Сергеевна
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассмотрено использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Текст статьи
Все дети талантливы и способны творчески мыслить. Любую способность необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет свой потенциал, разовьет способности, и многого добьется в жизни. И нам взрослым нужно ему в этом помочь. При этом помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует уточнению представлений о мире, расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует все процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой степени психического и физического развития.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию – в которой мы стараемся предоставить детям свободу композиционного решения, материалов для работы. Особое внимание мы уделяем использованию нетрадиционных материалов для художественного творчества и ручного труда. Всем известно, дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как вместо образца мы показываем только способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это дает детям дополнительный толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы. Нам приятно наблюдать за детьми, когда они работают с разными материалами, как они воспринимают новое, рассказывают родителям о своих достижениях. В своей группе часто объявляем творческие конкурсы совместных с родителями работ «Осеннее настроение», «Зимние фантазии» и т.д. Дети с удовольствием демонстрируют свои поделки, делятся впечатлениями о том, как выполняли работу с родителями, какие материалы использовали.
В работе мы всегда находимся в поиске нового, необычного. Поэтому нас заинтересовала техника коллажа. Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Нужно уметь отличать коллаж от близкого, но все же другого средства изображения – аппликации. Аппликация – вырезывание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу (фон). Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т.д.). У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа используются в аппликации. В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, монет, пластинок, вееров, шляп и т.д.). Рисуя, выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы, создавая коллаж, дети решают творческие задачи. Для педагога коллаж – это творчество, новизна. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Коллаж – своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа креативного мышления.
Техника коллажа развивает художественное воображение и эстетический вкус, конструктивное мышление, развивает моторику и тактильные ощущения.
В работе с детьми мы поставили перед собой следующие задачи:
В процессе работы мы используем следующие формы:
Развивающая среда создается совместно с детьми и родителями, учитывая их интересы и потребности. Все это помогает мне настроить ребят на творческую деятельность. Таким образом, на основе проделанной работы у детей возрос интерес к нетрадиционной технике – коллаж. Дети стали внимательными – творчески всматриваясь в окружающий мир, у них развивается умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
Мы часто применяю различные виды нетрадиционных техник, и всегда нахожусь в поиске нового и интересного. А мои ребята, научились в своих работах, проявлять творчество, фантазию. Все дети талантливы, а помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Список литературы
1. Цуцерова Н.А. Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников / Режим доступа / https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksandrovna/ispolzovanie-netradicionyh-tehnik-produktivnoi-dejatelnosti-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html
Поделиться
Власенко Н. А., Брильянт К. М., Кострюкова Ю. С. Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 93-94. URL: https://apni.ru/article/4854-ispolzovanie-netraditsionnikh-tekhnik