Главная
АИ #44 (123)
Статьи журнала АИ #44 (123)
Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство разви...

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

продуктивная деятельность
нетрадиционная техника
развивающая среда
творческие способности

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрено использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

Текст статьи

Все дети талантливы и способны творчески мыслить. Любую способность необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет свой потенциал, разовьет способности, и многого добьется в жизни. И нам взрослым нужно ему в этом помочь. При этом помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует уточнению представлений о мире, расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует все процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой степени психического и физического развития.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию – в которой мы стараемся предоставить детям свободу композиционного решения, материалов для работы. Особое внимание мы уделяем использованию нетрадиционных материалов для художественного творчества и ручного труда. Всем известно, дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как вместо образца мы показываем только способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это дает детям дополнительный толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы. Нам приятно наблюдать за детьми, когда они работают с разными материалами, как они воспринимают новое, рассказывают родителям о своих достижениях. В своей группе часто объявляем творческие конкурсы совместных с родителями работ «Осеннее настроение», «Зимние фантазии» и т.д. Дети с удовольствием демонстрируют свои поделки, делятся впечатлениями о том, как выполняли работу с родителями, какие материалы использовали.

В работе мы всегда находимся в поиске нового, необычного. Поэтому нас заинтересовала техника коллажа. Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Нужно уметь отличать коллаж от близкого, но все же другого средства изображения – аппликации. Аппликация – вырезывание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу (фон). Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т.д.). У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа используются в аппликации. В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, монет, пластинок, вееров, шляп и т.д.). Рисуя, выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы, создавая коллаж, дети решают творческие задачи. Для педагога коллаж – это творчество, новизна. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Коллаж – своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа креативного мышления.

Техника коллажа развивает художественное воображение и эстетический вкус, конструктивное мышление, развивает моторику и тактильные ощущения.

В работе с детьми мы поставили перед собой следующие задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – коллаж;
  • развивать способности к изучению свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
  • развивать умение создавать художественные образы;
  • развивать глазомер, умение владеть инструментами и материалами, ловкость движений рук;
  • работать с различными материалами, развивать чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

В процессе работы мы используем следующие формы:

  • наблюдения за живой и неживой природой;
  • применение информационно-компьютерных технологий: создание презентаций по темам «Русские народные традиции» и т.д. Интерактивные игры «Четвертый лишний», «Можно-нельзя»;
  • ознакомление с иллюстрированным материалом – книги, альбомы по прикладному творчеству и т.д.;
  • дидактические игры «Ателье», «Домики», «Радужный хоровод», Лэпбуки;
  • создание мини-музеев «Народы России», «Русские народные традиции».

Развивающая среда создается совместно с детьми и родителями, учитывая их интересы и потребности. Все это помогает мне настроить ребят на творческую деятельность. Таким образом, на основе проделанной работы у детей возрос интерес к нетрадиционной технике – коллаж. Дети стали внимательными – творчески всматриваясь в окружающий мир, у них развивается умение видеть и чувствовать красоту родной природы.

Мы часто применяю различные виды нетрадиционных техник, и всегда нахожусь в поиске нового и интересного. А мои ребята, научились в своих работах, проявлять творчество, фантазию. Все дети талантливы, а помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Список литературы

1. Цуцерова Н.А. Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников / Режим доступа / https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksandrovna/ispolzovanie-netradicionyh-tehnik-produktivnoi-dejatelnosti-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html

Поделиться

1064

Власенко Н. А., Брильянт К. М., Кострюкова Ю. С. Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 93-94. URL: https://apni.ru/article/4854-ispolzovanie-netraditsionnikh-tekhnik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря