Главная
АИ #44 (123)
Статьи журнала АИ #44 (123)
Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста

Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотизм
дети младшего возраста
культура

Аннотация статьи

Исследование посвящено поиску методов, направленных на формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста.

Текст статьи

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев).

Детский дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к ним же относится и чувство патриотизма. Патриотическое воспитание по ФГОС актуально в условиях современности. Воспитание у подрастающего поколения чувства гордости, любви к Родине, начинается у детей дошкольного возраста. Они очень эмоциональны, пытливы, развито чувство сострадания, процесс формирования личностных ориентиров, также они легко подвержены влиянию взрослых.

Главная задача педагогов и родителей – пробудить у ребенка любовь к Родине, с раннего возраста формировать черты характера, которые воспитают в нем человека и гражданина общества.

Раннее детство – это самый благоприятный период для развития, воспитания и формирования в целом. Психика у детей данного возраста очень пластична. Но, к сожалению, часто в молодых семьях наблюдается взаимное непонимание детей и родителей, разрыв эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На задний план отходят такие качества, как доброта, милосердие, стремление к духовности. А дети – ценный ресурс страны, залог будущего развития, в каждой семье растет будущий гражданин. Но в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не являются важными, многие считают, что эти чувства появятся сами по себе в старшем дошкольном возрасте, многие надеются на детский сад и школу.

Наша цель, как педагогов – воспитать у детей чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, родному городу (поселку), стране.

Для реализации нашей цели необходимо: воспитывать у детей внимание и любовь к родителям, близким людям; воспитывать уважение к людям разных профессий; воспитывать интерес к явлениям общественной жизни, традициям, народным праздникам; называть имена членов семьи; иметь представления и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу (поселку); воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

Поставленные цели решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями. Воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В раннем детстве дети способны понимать многие вещи, и большая доля воспитания ложится на семью. Формирование отношений в семье является первым этапом воспитания патриотизма. Оно осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через фольклор (песенки, потешки, прибаутки) в исполнении мамы, бабушки. Средствами воспитания на данном этапе выступают, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу (настольные игры вечером, организация хозяйственно-бытового труда с участием ребенка). Семейный досуг с участием членов семьи. Просматривание семейного фотоальбома. Детям всегда интересно смотреть, как выглядели мамы и папы, бабушки и дедушки в детстве. Семейные традиции стоит придумать, если их нет и придерживаться. Они бывают разными. Чтение сказок и рассказов, в которых отражены семейные отношения. Изготовление подарков своими руками формирует у ребенка внимательное и заботливое отношение к близким и родным людям.

Вторым этапом патриотического воспитания можно считать поступление его в детский сад. Здесь основная ответственность по патриотическому воспитанию раннего возраста ложится на воспитателей. Данные задачи педагоги решают во всех видах детской деятельности: на занятиях, в беседах, в быту, наблюдениях, чтении художественной литературы, в играх, в труде, в быту. Они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В работе с детьми раннего возраста педагоги уделяют большое внимание работе над понятием «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Беседуют с детьми о маме, обращают внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Стараются вызвать не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей помощи. На протяжении всего года расспрашивают детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, братишках и сестренках. Предлагают принести фотографии, рассказать о членах семьи.

Вместе с ребятами готовят подарки для родных и близких к праздникам 8 марта и 23 февраля. Регулярно играют с детьми в дидактические игры «Чей малыш?», «У кого какая мама», в пальчиковые игры: «Семья», «Сорока Белобока», «этот пальчик бабушка» и сюжетно-ролевые игры «семья», «Дочки – матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей». Разучивают песни, стихи о маме и семье. Продолжают учить играть детей дружно. Формируют положительное отношение к семье, подводят к пониманию того, что семья должна быть крепкой и дружной. В начале учебного года педагоги знакомятся с детьми, друг с другом, с помещениями группы и их значением, с предметами, находящимися в группе. Обращают внимание, что все сделано так, чтобы им было удобно и комфортно.

Одной из задач патриотического воспитания детей раннего возраста является уважение к людям разных профессий. В первую очередь дети знакомятся с трудом помощника воспитателя, с которым сталкиваются каждый день. Педагоги организовывают экскурсии на кухню, где дети знакомятся с поваром, видят, где для них готовят еду, как там все устроено. Знакомятся с кабинетом медсестры, рассматривают необходимые предметы для их работы. За трудом дворника дети наблюдают во время прогулки. Главная задача – вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им помощь.

Так же приобщение ребенка к патриотическому воспитанию в рамках детского сада является организация и проведение праздников. В нашем детском саду проводятся фольклорные праздники, с использованием народных и подвижных игр, на которых мы знакомим с традициями народа.

Во время чтения русских народных сказок, разучивания потешек, рассматривания предметов народно-прикладного искусства мы ненавязчиво знакомим с культурой своего народа. Сказки рассказывают ребятам о добре и зле, воспитывают трудолюбие, уважение к окружающим, честность, справедливость. При посещении «Уголка русской избы» дети знакомятся с жизнью и бытом нашего народа, с предметами старины. Делаю акцент на то, что все придумал и сделал русский народ и жил так раньше.

Чувство любви к родной природе – проявление патриотизма. При знакомстве с родной природой дети получают элементарные сведения о природе участка детского сада, о растениях, животных. Педагоги проводят дидактические игры с целью закрепления понятий овощи и фрукты, домашние и дикие животные. Воспитывают любовь и бережное отношение ко всему живому. Так же хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности на участке (полить цветочки, собрать опавшие листья, сгрести песок в горку, повесить кормушки, покормить птичек).

В этом возрасте закладывается понятие, что ребенок тоже житель нашего города (поселка), хоть и маленький, но уже должен бережно относиться ко всему окружающему.

Воспитание любви к родному городу (поселку) – одна из задач патриотического воспитания. Воспитатели рассказывают детям, что город (поселок) наш большой, с множеством улиц и домов. Каждая улица имеет свое название, каждый дом и квартира имеет свой номер. В течение года рассматривают с детьми альбом с фотографиями родного поселка. Дети запоминают его название и рассказывают о тех местах, где гуляли с родителями.

Родителей привлекают к активному участию в жизни группы, сюда относятся и совместное изготовление тематических поделок для конкурсов детского сада, участие в праздниках и конкурсах, изготовление тренажеров для развития мелкой моторики и сенсорики. Пополняем родительский уголок памятками. Дети – наше будущее. Важно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

Поделиться

2370

Власенко Н. А., Брильянт К. М., Кострюкова Ю. С. Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/4858-formirovanie-patrioticheskikh-chuvstv-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января