Главная
АИ #44 (123)
Статьи журнала АИ #44 (123)
Тема севера в оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при ...

Тема севера в оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»

Автор(-ы):

Рыбакова Татьяна Юрьевна

Васильева Анна Сергеевна

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

север
Михаил Юрьевич Лермонтов
литература
стихотворение
лирика

Аннотация статьи

В статье тема севера  рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов творческой деятельности Михаила Юрьевича Лермонтова.

Текст статьи

Михаил Васильевич Ломоносов по месту своего рождения, по годам своей юности, когда впервые проявляется в нем сила гениальных стремлений, наконец, по важнейшим темам своих поэтических и научных сочинений принадлежит Северу. В картинах Севера сказалось его поэтическое вдохновение, ко льдам холодного океана направлялась его творческая мысль, в северных недрах земли он обнаруживал богатства природы, в образе Петра Великого воспел могучего героя Севера. Он был поэтом Севера, он был его ученым "испытателем". И эти два главнейших проявления человеческого духа – поэзии и науки – слились у Ломоносова в необыкновенной гармонии, как бы дополняя и совершенствуя одно и другое: в поэзии он остается ученым, в науке он остается поэтом. Над обеими областями духа у Ломоносова царит общее, объединяющее их начало – глубокая философская мысль, с которою он созерцает и творит, анализирует и собирает.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» – одна из первых в русской литературе картин космического мироустройства. По сути, перед нами истоки философии космизма, которая со всей мощью заявит о себе в XX веке. «Божие величество», поставленное в заглавие стихотворении, как давно известно, представляет для Ломоносова синоним необъятности природы, величия материального мира. Ломоносов рассуждает как ученый-естествоиспытатель, но рассказывает о результатах своих наблюдений языком поэта. Он настойчиво желает разрешить загадки космоса, еще недоступные опытному познанию, и в стихах выдвигает научные гипотезы, на которые потом будет ссылаться в ученых трудах. Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества, но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом. Ломоносов создает образ природы, которая обладает смыслом, отражает разумность и мудрость ее Создателя:

«Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!»

«Размышление...» Ломоносова строится на противопоставлениях: песчинка – море; искра – лед; огонь – перо. Бесконечность процесса познания и встречающиеся на этом пути сомнения утверждают собой величие Творца. Если средневековое мышление полагало, что истина открыта только Творцу, то Ломоносов говорит об обратном: о способности человека проникнуть в тайны природы, узреть смысл Вселенной. Постигая мир, он постигает замысел Бога относительно человека.

Казалось бы, Человек подавлен, разбит величием природы и должен смириться со своим приниженным положением. Но вот неожиданная загадка в виде таинственного свечения неба. Человек как бы распрямляется, вновь, на этот раз пытливо и напряженно, всматривается в «бездну дна», к общему состоянию которой он уже привык, и требовательный, сердитый вопрос срывается с его уст:

«Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!»

Вопрос этот обращен к природе, но сама она прямых ответов не дает, и Человек спрашивает ученых:

«Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?»

Он получает не один, а несколько ответов-предположений. Загадка чудесного огня не раскрыта, представители науки думают о нем, кто как может. Как следствие, одним из актов этого миропостижения в «Размышлении...» являются научные гипотезы о природе северного сияния, присущее времени Ломоносова:

«Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир».

В «Вечернем размышлении» у Ломоносова есть несколько предположений о северном сиянии: это преломление солнечных лучей, или «тучных гор верхи горят», или это связано со штилем на море и волны бьют в эфир, и т.д. В заключении он фактически говорит о бессилии современной науки в ответах на некоторые вопросы. В природе, где всё, казалось бы, идёт единожды и навечно установленным порядком, случаются порой дивные вещи, смущающие ум своей непостижимостью.

Ода «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связана с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:

«Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?»

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Северные сияния занимали Ломоносова всю жизнь. Они поразили его воображение в ранней юности, и, став ученым, он принялся изучать их, желая постичь природу этого необыкновенного феерического явления. Ломоносов зарисовывал сияния, которые ему удавалось наблюдать в Петербурге, и рисунки эти сохранились. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте. М.В.Ломоносов написал не только оду о северном сиянии, но и научный труд – «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753). Ломоносов описал северное сияние не только языком поэтическим, но и научным.

В «Вечернем размышлении» наблюдение за северным сиянием и вызывает у человека ощущение «бездны»: словно нечто великое нависло над ним. Это Космос, бездонное пространство, которое вдруг явилось в воображении поэта «бездной». Чувство космоса у Ломоносова связано с особым пониманием Земли как Дома. Его мысли устремлены за пределы этого дома: к познанию того, что еще не понято человеком, но обязательно будет познано. По сути, перед нами «чертеж» программы исследования космоса:

«Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?»

Ряд вопросов, мучительных для любознательного взора, тонущего в сверкающем, звездном небе, разрешается риторическим вопрошением: «Коль велик Творец?». Автор ставит под сомнение силу небесного Творца, призывая своих современников к познанию мира посредством науки.

Как ученый Михаил Ломоносов задается вопросами о причинах этих явлений, а как поэт восхищается величием и непознанностью вселенной, рассуждает о своем месте в ней и прославляет Господа за столь грандиозное творение. Ломоносов, по сути, первый в России ученый, понявший взаимопроникновение науки и веры, где одно не препятствовало другому (в речи «Явление Венеры на Солнце в 1761 году: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного всевышнего родителя»). Вчитываясь в Ломоносова, мы понимаем, что он не был до конца материалистом. Его миропонимание было основано на глубинном понимании места науки в Божьем Промысле. В рассматриваемой оде М.В. Ломоносов представляет собой опыт поэтического оформления вполне конкретной естественнонаучной темы. Это своеобразный литературный эксперимент, так как ода принадлежит к так называемой «физико-теологической» традиции, видевшей в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога.

Ода М.В. Ломоносова поражает неколебимостью веры в непостижимую мудрость Творца, в совершенство Его творения, жаждой познания, творчества, сознания силы человеческого разума. Разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы – «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мирозданья.

Список литературы

  1. Абикулова, Н. М.В. Ломоносов и физика / Наталья Абикулова // Ломоносовец. - 2008.- 16 окт. (К 300-летию гения).
  2. Аникиева, М. А. М.В. Ломоносов и мозаичное искусство / Аникиева М. А., Пушкина И. М. // Педагогика и психология: проблемы теории и практики : сб. ст. преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов / Федер. агентство по образованию, АГТУ, каф. педагогики, психологии и проф. обучения ; редкол.: Т. С. Буторина [и др.]. - Архангельск, 2008.- Вып. 1.- С. 98–107.
  3. Буторина, Т. С. Ломоносоведение как предмет педагогического исследования / Т. С. Буторина, А. Ф. Гулуева // Вестник Поморского университета. Сер. "Физиологические и психолого-педагогические науки". - 2007. - № 1(11). - С. 104–112.
  4. Буторина, Т. С. Становление педагогики высшей школы в России и М.В. Ломоносов / Буторина Т. С. // Педагогика и психология: проблемы теории и практики : сб. ст. преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов / Федер. агентство по образованию, АГТУ, каф. педагогики, психологии и проф. обучения ; редкол.: Т. С. Буторина [и др.]. - Архангельск, 2008. - Вып. 1.- С. 5–15.
  5. Засурский, Я. Н. Ломоносов и современная русская речь / Я. Н. Засурский // Журналистика и культура русской речи. - 2007. - № 4. - С. 2–5.
  6. Карасева, Е. А. Исторические взгляды М.В. Ломоносова и современность / Карасева Елена Александровна // «Важский край в истории России: прошлое и настоящее» (Ломоносов и Русский Север) : материалы науч.-практ. конф. (8-9 нояб. 2001 г., с. Верховажье) / адм. Верховаж. муницип. р-на [и др.]. - Верховажье, 2001. - С. 4–6.
  7. Ханталин, Р. А. М.В. Ломоносов о роли речников Поморья в освоении северных и восточных регионов России : [предисловие] / Р. А. Ханталин // Голубые дороги Поморья : 150-летняя история Северного речного пароходства : моногр. / ОАО «Северное речное пароходство» ; гл. ред. Р. А. Ханталин ; редкол.: В. М. Грехов [и др.].- 2-е изд., испр. и доп.- Архангельск, 2008. - С. 5–13.

Поделиться

1767

Рыбакова Т. Ю., Васильева А. С. Тема севера в оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 44-47. URL: https://apni.ru/article/4859-tema-severa-v-ode-mvlomonosova-vechernee-razm

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня