Договор доверительного управления, заключающийся между управляющей компанией паевого инвестиционного фонда (ПИФа) и учредителями доверительного управления выступает как основание для создания паевого инвестиционного фонда. Вследствие этого, принципиально существенным является непосредственное проведение исследования дефиниции и специфики договора доверительного управления.
Конструкция генезиса правовых отношений, связанных с управлением ПИФом, из договора доверительного управления – это особенность российского законодательства.
За рубежом правовые отношения, возникающие в сфере управления аналогичных российским ПИФам, основываются на иной другой модели (на базе иных юридических фактов). Например, в США паевой инвестиционный фонд – это юридическое лицо, а правовые отношения между инвестором и фондом основываются на факте приобретения и владения инвестором акций фонда, которые удостоверяют имущественные права требований к фонду, а не на базе договора управления. Тем не менее, следует указать, что в странах Евросоюза складывается несколько иная ситуация. Фонды коллективного инвестирования создаются как имущественный комплекс на основе договора, заключаемого управляющей компанией и учредителем управления, а также на основе трастового права.
На основании российского законодательства, в соответствии с договором доверительного управления ПИФом учредители доверительного управления осуществляют передачу принадлежащего им имущества в доверительное управление с целью объединить его в имущественный комплекс, который находится в общей долевой собственности учредителей ПИФа. А доверительный управляющий обязан осуществлять управление ПИФом в соответствии с условиями, определенными в договоре, по требованию учредителя управления выплатить ему денежную компенсацию, которая соответствует стоимости доли данного учредителя в праве общей собственности на ПИФ или другой доход от доверительного управления ПИфом, в том порядке и на тех условиях, которые предусмотрены действующим законодательством и договором доверительного управления. Доверительный управляющий осуществляет управление ПИФом за вознаграждение (ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об инвестиционных фондах» [2] (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020).
Проблема доктрины, связанной с передачей правомочий и наделения правом реализовывать правомочия – это проблема правовой теории.
Немаловажный научный интерес вызывают:
– определение правовых последствий, связанных с передачей имущества в доверительное управление на праве собственности учредителя управления на это имущество;
– паритет права собственности учредителя и права доверительного управления этим имуществом.
Предоставляемая управляющему возможность реализовывать права собственника, связанные с переданным имуществом исключает реализацию самим собственником правомочий на передаваемое имущество на тот период, в течение которого действует договор доверительного управления имуществом.
Собственник по своей воле и, руководствуясь своим интересом, сам ограничивает свои правомочия на передаваемое имущество, на тот срок, в течение которого действует договор в пользу титульного владельца. Следовательно, смысл передачи правомочий или наделения правом их реализации в действительности заключается в ограничении возможностей собственника исполнять принадлежащие ему права.
Согласно ст. 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) [1] (далее – ГК РФ) доверительный управляющий реализовывает права владения и пользования передаваемым ему в управление имуществом, этим самым он не отличается от любого другого титульного владельца.
Следовательно, надо признать, что на период, в течении которого действует договор доверительного управления имуществом, учредитель (являющийся собственником) ограничивается в реализации прав владения и пользования данным имуществом.
При всем том, вместе с правом владеть и пользоваться передаваемым в управление имуществом собственника, у доверительного управляющего также имеется право распоряжаться этим имуществом.
Однако, привлекая доверительного управляющего к процессу осуществления права собственности на имущество, которое ему принадлежит, собственник заинтересован собственно в том, чтобы этим имуществом с целью принятия своевременных решений, профессионально управляло компетентное лицо.
Итак, основная цель деятельности управляющего – это собственно употребление в условиях хозяйствующего оборота имущества собственника.
Проблема доктрины, связанной с передачей правомочий и наделением правом реализовывать правомочия собственника по договору доверительного управления, и на сегодняшний день остается наиболее дискуссионной и представляющей колоссальный научный интерес.
Договор доверительного управления ПИФом, является в целом вариацией договора доверительного управления, обладающего как особенностями, которые отличают договоры доверительного управления от иных видов гражданско-правовых договоров, так и особенностями, которые позволяют выделять его как специальную, особенную разновидность договора доверительного управления [5, c. 153].
В качестве предмета договора доверительного управления выступает управление имуществом учредителя доверительным управляющим, осуществляемое от его имени и в его интересах. В этом случае доверительный управляющий совершает в отношении имущественного комплекса (объект управления) ПИФа как юридические действия, так и фактические. Проведя анализ объема полномочий доверительного управляющего в отношении имущества, находящегося в управлении, можно утверждать, что указанный объем достаточно велик. Согласно условиям договора доверительного управления управляющая компания ПИФа имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом ПИФа.
В качестве основного признака договора доверительного управления выступает обособление имущества, которое находится в доверительном управлении. Это имущество, обособляется как от имущества всех учредителей доверительного управления ПИФом, так и от имущества самой управляющей компании ПИФа.
Чтобы защищать права на имущество, которое находится в доверительном управлении, доверительному управляющему ПИФа предоставляются средства исковой защиты, являющиеся типичными для собственника, а собственно право на предъявление виндикационных и негаторных исков. Данные полномочия являются характерными для любого доверительного управляющего [4, c. 48].
Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом имеет ряд специфических признаков. Одним из таких признаков является порядок его заключения – присоединение к стандартным условиям – правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
Другой признак заключается в том, что для договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом характерен особый порядок его изменения или прекращения. Изменение договора доверительного управления осуществляется только в одностороннем порядке, а прекращение договора производится только путем одностороннего отказа, в случаях и порядке, определенных законом, как в отношениях между отдельным учредителем управления и управляющей компанией, так и в отношениях между всеми учредителями управления [3, c. 158].
Указанные признаки характеризуют договор доверительного управления как особый вид договора доверительного управления, который служит приращению имущества учредителей управления путем объединения ими своих активов в единый комплекс – паевой инвестиционный фонд, передачи его в управление профессиональному управляющему в целях осуществления инвестиций и распределения инвестиционных доходов и инвестиционных рисков между учредителями управления.