На сегодняшний день на территории Приморского края остро стоит вопрос о территориях, находящихся вне зоны нормативного прибытия пожарно-спасательных подразделений. По состоянию на 2022 год неприкрытыми остаются около 240 населенных пунктов. Это самый высокий показатель на территории дальневосточного федерального округа. Прибытие пожарно-спасательных подразделений в течение времени, превышающего 20 минут, очень затрудняет эффективность тушения пожаров, большинство строений просто сгорают за такой большой промежуток времени. В связи с этим главы муниципальных образований, на территории которых находятся неприкрытые населенные пункты, должны тесно взаимодействовать с территориальными органами МЧС России и общественной организацией, созданной и активно функционирующей на территории Приморского края – Всероссийским добровольным пожарным обществом (далее – ВДПО). Структурная схема ВДПО Приморского края изображена на рисунке [1].
Рис. Структурная схема ВДПО Приморского края
Несомненной, данную проблему нужно решать. Между главами муниципальных образований и Главными управлением МЧС России сегодня налажено тесное взаимодействие, наиболее остро стоит вопрос с работой добровольной пожарной охраны. Для решения проблемы неприкрытых территорий целесообразным было бы создание именно добровольных пожарных команд из числа лиц, проживающих на данных территориях. Добровольная пожарная охрана, пожалуй, самый эффективный способ решения проблем с обеспечением пожарной безопасности в населенных пунктах Приморского края, отдаленных от подразделений Государственной противопожарной службы. Участие населения в вопросах тушения и профилактики пожаров практиковалось всегда: ведь построить пожарную часть и организовать ее работу за счет средств федерального или регионального бюджета во всех сельских населенных пунктах – задача нереальная.
Но для их качественной подготовки необходимо создавать условия. Прежде всего – это оснащение необходимой техникой и обучение личного состава добровольных пожарных команд. Такое обучение можно было бы создать на базе ВДПО с привлечением специалистов Главного управления МЧС России. Для организации добровольных пожарных команд и создания условий их эффективной работы необходимо объединить силы Главного управления, ВДПО и глав муниципальных образований. Также важна работа по пропаганде пожарно-спасательного дела на всех уровнях управления с целью привлечения граждан к вступлению в ряды добровольных пожарных. И здесь важна работа не только главного Управления МЧС России, но и глав муниципальных образований и ВДПО.
Общественные объединения пожарной охраны на территории Приморского края могут участвовать в решении вопросов обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов на основании соглашений (договоров), заключаемых между объединениями и органами местного самоуправления. При этом в соглашениях (договорах) указываются конкретные виды работ (услуг), выполняемые подразделениями добровольной пожарной охраны.
Кроме того, органам местного самоуправление позволено заключать с общественными объединениями (при условии, что они зарегистрированы в качестве юридического лица) дополнительные соглашения о компенсации расходов, понесенных общественными объединениями в процессе тушения пожаров [2]. К таким затратам, например, относятся расходы на горюче-смазочные материалы, выплаты добровольным пожарным и т.д.
В случае, если общественное объединение обладает дополнительной материальной базой, имеет специалистов с необходимым уровнем образования, наличием знаний и навыков и необходимой профессиональной подготовкой, которые являются членами общественных объединений, общественные объединения имеют право заниматься и иными видами деятельности.
Важно отметить, что решать задачи по созданию и материальному содержанию подразделений добровольной пожарной охраны Приморского края только силами общественных объединений – неправильно. Здесь важно взаимодействовать на уровне субъектов РФ, муниципалитетами и организациями. У данных подразделений уже соответствующие права, закрепленные на законодательном уровне.
Положения Федерального закона № 100-ФЗ [3] позволяют учредителям самостоятельно определять организационно-правовые формы общественных объединений пожарной охраны, в зависимости от целей их создания и местных условий. В связи с вышеизложенным предлагается организоваться взаимодействие ВДПО путем создания четырехуровневой системы управления (таблица).
Таблица
Четырехуровневая система взаимодействия подразделений ВДПО
Общероссийского уровня |
Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарной общество». В его составе находится 81 региональное и 680 местных отделений в субъектах Российской Федерации, организована работа более 4 тысяч ДПК и 11 тысяч ДПД, с общей численностью более 270 тысяч человек. |
Регионального уровня |
Приморское краевое отделение «Всероссийского добровольного пожарного общества». В его составе находится 6 местных отделений ПКО «ВДПО». Для прикрытия территории Приморского края необходимо создать 240 добровольных пожарных. ДПК должны быть созданы в каждом муниципальном округе. |
Муниципального уровня |
Местное отделение краевого отделения Приморского края «Всероссийского добровольного пожарного общества» - Артемовское. На данной территории необходимо создать 6 добровольных пожарных команд, осуществляющих защиту населенных пунктов, расположенных на территории муниципального округа Артемовское. ДПК необходимо создать в: селе Кневичи, селе Кролевцы, село Олений, село Суражевка, село Ясное. |
Местного уровня |
Добровольная пожарная команда села Ясное Артемовского района Приморского края. Участвует в обеспечении пожарной безопасности на территории населенного пункта. |
Благодаря организации взаимодействия между различными уровнями подразделений ВДПО и территориальными органами МЧС России Приморского края удастся добиться создания подразделений добровольной пожарной охраны в местностях, находящихся вне нормативного времени прибытия пожарно-спасательных подразделений и организовать подготовку добровольных пожарных.