Одной из достаточно важных проблем в функционировании федеральных органов исполнительной власти является то, что на сегодняшний день до сих пор отсутствует кодифицированное правовое регулирование их деятельности. В свою очередь это приводит к проблемам и осуществления ими своих полномочий, определения их правового статуса.
Как следствие можно назвать и то, что в отношении некоторых органов до сих пор идет дискуссия об отнесении их к федеральным органам исполнительной власти. Речь идет, например, о Центральном Банке России.
Например, С.В. Кунев рассматривает Банк России как орган государственной власти, который «по характеру своей деятельности является близким к деятельности органов исполнительной власти, но не интегрированный в единую систему исполнительной власти России, формируемую органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ» [1].
О.В. Беспалова и Т.Г. Ильина считают, что «Центральный Банк сейчас представляет собой самый важный институт государства, который регулирует отношения в сфере экономики. Именно от его инициативности, от его эффективной деятельности, зависит повышение уровня жизни населения. Уже изначально ЦБ начал потихоньку отделяться от других банков и идти по пути развития как отдельной организацией» [2]. В результате мнение ученых сводится к тому, что Банк России представляет собой независимую организацию.
По мнению Л.Г. Ефимовой, «Центральный банк является специальным органом государственного управления. Это связано с тем, что он не относится к органам государственной власти по принятой классификации в рамках теории разделения властей, однако наделен властными полномочиями» [3].
С.А. Авакьян считает, что «Центральный банк представляет собой «банковскую власть» и не входит в систему государственных органов исполнительной власти» [4].
Вопрос о правовом статусе Банка России на сегодняшний день является дискуссионным. В первую очередь это связано с тем, что действующее законодательство не дает определения Центральному банку Российской Федерации, а правовое регулирование не является упорядоченным в аспекте определения его правового статуса. Конституционные положения наделяют Банк России функциями в области государственного управления, провозглашают данный орган независимым, однако в специальном законе, посвященном Банку России, говорится о том, что он является юридическим лицом. В силу этого мы можем говорить о двойственном характере правового статуса Банка России. В первую очередь, это выражается в том, что Банк России является юридическим лицом (именно такая у него организационно-правовая форма, поэтому его деятельность базируется на нормах гражданского законодательства), но одновременно он является и представителем органов государственной власти, поскольку наделен специальными полномочиями в области государственного управления. Следовательно, Банк России является государственно-частным органом, которому присущи властные полномочия, но одновременно его деятельность основывается и на диспозитивных началах. На наш взгляд, по характеру деятельности Банк России схож с органами исполнительной власти и фактически мог бы быть к ним отнесен. В таком случае это должно было бы найти свое правовое отражение на уровне Конституции РФ.
Данные обстоятельства также актуализировали дискуссию в научной среде о необходимости принятия федеральных законов «Об органах исполнительной власти», «О федеральных органах исполнительной власти» [5]. Кроме того, высказывалась и точка зрения, что «в Конституции РФ необходима полноценная глава о системе исполнительной власти в Российской Федерации, в которой следует показать структурный и функциональный составы этой ветви власти, определить ее функциональное назначение и обозначить основу для дальнейшей легитимации статуса основных уровней органов, формирующих эту систему» [5]. Однако в настоящее время, как известно, собственную конституционную и законодательную регламентацию на федеральном уровне имеет только Правительство Российской Федерации.
Таким образом, мы можем говорить о том, что одной из актуальных проблем на сегодняшний день является отсутствие достаточного правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти. На наш взгляд, разрешение данной проблемы возможно путем выделения в Конституции Российской Федерации самостоятельной главы, посвященной особенностям федеральных органов исполнительной власти (в ней должны быть указаны органы, которые к таковым относятся; специфика их конституционно-правового статуса; основные полномочия и т.д.). Кроме того, следует принять Федеральный конституционный закон «О федеральных органах исполнительной власти», который бы раскрывал положения Конституции Российской Федерации и более подробно бы регулировал особенности функционирования таких органов.
Кроме того, проведя предметный анализ правового статуса Центрально банка России, мы считаем, что его также следовало бы отнести к федеральным органам исполнительной власти. В целях упорядочения нормативно-правовых актов по вопросу правового статуса Банка России следует внести дополнения как в ст. 75 Конституции Российской Федерации, так и в ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Представляется, что законодатель должен четко определить правовой статус Банка России и указать на то, что он является органом государственной власти (а именно федеральным органом исполнительной власти).