научный журнал «Актуальные исследования» #44 (123), ноябрь '22

Проблемы правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти

Статья посвящена проблеме функционирования федеральных органов исполнительной власти.

Аннотация статьи
правовой статус
проблема функционирования
проблема правового регулирования
Банк России
орган государственной власти
Ключевые слова

Одной из достаточно важных проблем в функционировании федеральных органов исполнительной власти является то, что на сегодняшний день до сих пор отсутствует кодифицированное правовое регулирование их деятельности. В свою очередь это приводит к проблемам и осуществления ими своих полномочий, определения их правового статуса.

Как следствие можно назвать и то, что в отношении некоторых органов до сих пор идет дискуссия об отнесении их к федеральным органам исполнительной власти. Речь идет, например, о Центральном Банке России.

Например, С.В. Кунев рассматривает Банк России как орган государственной власти, который «по характеру своей деятельности является близким к деятельности органов исполнительной власти, но не интегрированный в единую систему исполнительной власти России, формируемую органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ» [1].

О.В. Беспалова и Т.Г. Ильина считают, что «Центральный Банк сейчас представляет собой самый важный институт государства, который регулирует отношения в сфере экономики. Именно от его инициативности, от его эффективной деятельности, зависит повышение уровня жизни населения. Уже изначально ЦБ начал потихоньку отделяться от других банков и идти по пути развития как отдельной организацией» [2]. В результате мнение ученых сводится к тому, что Банк России представляет собой независимую организацию.

По мнению Л.Г. Ефимовой, «Центральный банк является специальным органом государственного управления. Это связано с тем, что он не относится к органам государственной власти по принятой классификации в рамках теории разделения властей, однако наделен властными полномочиями» [3].

С.А. Авакьян считает, что «Центральный банк представляет собой «банковскую власть» и не входит в систему государственных органов исполнительной власти» [4].

Вопрос о правовом статусе Банка России на сегодняшний день является дискуссионным. В первую очередь это связано с тем, что действующее законодательство не дает определения Центральному банку Российской Федерации, а правовое регулирование не является упорядоченным в аспекте определения его правового статуса. Конституционные положения наделяют Банк России функциями в области государственного управления, провозглашают данный орган независимым, однако в специальном законе, посвященном Банку России, говорится о том, что он является юридическим лицом. В силу этого мы можем говорить о двойственном характере правового статуса Банка России. В первую очередь, это выражается в том, что Банк России является юридическим лицом (именно такая у него организационно-правовая форма, поэтому его деятельность базируется на нормах гражданского законодательства), но одновременно он является и представителем органов государственной власти, поскольку наделен специальными полномочиями в области государственного управления. Следовательно, Банк России является государственно-частным органом, которому присущи властные полномочия, но одновременно его деятельность основывается и на диспозитивных началах. На наш взгляд, по характеру деятельности Банк России схож с органами исполнительной власти и фактически мог бы быть к ним отнесен. В таком случае это должно было бы найти свое правовое отражение на уровне Конституции РФ.

Данные обстоятельства также актуализировали дискуссию в научной среде о необходимости принятия федеральных законов «Об органах исполнительной власти», «О федеральных органах исполнительной власти» [5]. Кроме того, высказывалась и точка зрения, что «в Конституции РФ необходима полноценная глава о системе исполнительной власти в Российской Федерации, в которой следует показать структурный и функциональный составы этой ветви власти, определить ее функциональное назначение и обозначить основу для дальнейшей легитимации статуса основных уровней органов, формирующих эту систему» [5]. Однако в настоящее время, как известно, собственную конституционную и законодательную регламентацию на федеральном уровне имеет только Правительство Российской Федерации.

Таким образом, мы можем говорить о том, что одной из актуальных проблем на сегодняшний день является отсутствие достаточного правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти. На наш взгляд, разрешение данной проблемы возможно путем выделения в Конституции Российской Федерации самостоятельной главы, посвященной особенностям федеральных органов исполнительной власти (в ней должны быть указаны органы, которые к таковым относятся; специфика их конституционно-правового статуса; основные полномочия и т.д.). Кроме того, следует принять Федеральный конституционный закон «О федеральных органах исполнительной власти», который бы раскрывал положения Конституции Российской Федерации и более подробно бы регулировал особенности функционирования таких органов.

Кроме того, проведя предметный анализ правового статуса Центрально банка России, мы считаем, что его также следовало бы отнести к федеральным органам исполнительной власти. В целях упорядочения нормативно-правовых актов по вопросу правового статуса Банка России следует внести дополнения как в ст. 75 Конституции Российской Федерации, так и в ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Представляется, что законодатель должен четко определить правовой статус Банка России и указать на то, что он является органом государственной власти (а именно федеральным органом исполнительной власти).

Текст статьи
  1. Кунев, С. В. К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации / С. В. Кунев // Огарев-Online. – 2016. – № 8(73). – С. 3.
  2. Ильина, Т. Г., Беспалова, О. В. Организация деятельности Центрального банка: учеб. пособие / под ред. А.А. Земцова. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. – С. 87.
  3. Ефимова, Л. Г. Особенности правового положения Центрального банка Российской Федерации / Л. Г. Ефимова // Правовое регулирование банковской деятельности. – М.: ЮрИнформ, 1997. – С. 20.
  4. Авакьян, С. А. О конституционных основах статуса Банка России. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. – С. 28.
  5. Соколова, Ю. А. Перспективы совершенствования правового статуса федеральных органов исполнительной власти в контексте современных конституционных преобразований / Ю. А. Соколова // Совершенствование конституционно-правовых механизмов организации публичной власти в современной России: общественный диалог : VII Донской юридический форум: Сборник материалов Национальной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 03 марта 2020 года. – Ростов-на-Дону: Азов-Принт, 2020. – С. 69.
Список литературы