научный журнал «Актуальные исследования» #44 (123), ноябрь '22

К вопросу необходимости совершенствования методов управления государственно-частным партнерством в спортивно-оздоровительной сфере МЧС России

В данной работе проведен анализ моделей государственно-частного партнерства в спортивно-оздоровительной сфере. Рассмотрены причины недостаточного регулирования вопросов государственно-частного партнерства. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта инвестиционной политики в сфере физкультурно-спортивной деятельности и обосновании проекта государственно-частного партнерства на примере ФКУ ЦСК МЧС России.

Аннотация статьи
спорт
государственно-частное партнерство
МЧС России
спортивно-оздоровительная сфера
Ключевые слова

Введение

Отношения власти и бизнеса в современном обществе претерпевают существенные изменения. В большинстве стран взаимодействие между органами государственной власти и коммерческими организациями воспринимается в качестве важнейшего условия и одного из наиболее перспективных механизмов решения сложных социальных проблем. В основном такое взаимодействие обеспечивается через государственно-частное партнерство (ГЧП), которое вполне активно развивается и в России. Однако до недавнего времени многие вопросы его практической реализации в правовом плане не были урегулированы. С принятием Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] созданы необходимые правовые условия для существенного расширения взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях, произошло правовое закрепление ГЧП в качестве особой формы такого взаимодействия, подтвердившей свою эффективность.

Теоретическая часть

Физическая активность культуры и спорта (ФизаКиС), является особенной деятельностью в области экономической направленности, затрагивает и объединяет сферы жизнедеятельности населения, приобретает значимость и неотъемлемый элемент жизнеобеспечения мирового содружества.

Физическая активность культуры и спорта в настоящее время служит основополагающим фактором поддержки, в укреплении качественной жизнедеятельности человечества, культурного эволюционирования, коммуницирования, досуговой активности, альтернативной политики неблагоприятным событиям.

Поддержка физической культуры и спорта осуществляется на всех уровнях государственного управления - от федерального до муниципального. Физическая культура и спорт (ФКС) является одним из основополагающих направлений совершенствования достойного и оздоровительного явления в жизнеобеспечении трудового потенциала населения, влияющего всестороннего охвата всех сфер человечества – пропаганду, развития общества, материальных благ, духовных потребностей. Служит альтернативой неточностей и недочетов в увеличении ресурсности в обществознании. Важным требованием территориальных точек является фундаментальность катализаторов спортивной сферы, потребность слоев общества, в частности несовершеннолетних, в защите их прав к физическим и духовным благам, возникающим интересов к физическим и духовным удовлетворениям.

Однако на современном этапе для своевременной модернизации спортивной инфраструктуры только государственных мер недостаточно [2]. Основная проблема – это недостаточное бюджетное финансирование строительства новых и модернизации существующих спортивных объектов. В сложившейся ситуации для реализации социально значимых задач, в частности для строительства объектов массового спорта, государство привлекает бизнес на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). На сегодняшний день, применение ГЧП-механизмов в России сводится в основном к строительству, модернизации и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. Приказом Министерства спорта РФ от 21 ноября 2014 г. № 933 [3] утверждена методология способов регулирования ГЧП строительных механизмов сооружений масштабного спортивно-оздоровительного назначения.

В проекте ГЧП можно выделить два этапа:

  1. Первый этап связан с осуществлением инвестиций. На этом этапе публичный и частный партнеры осуществляют вложение денежных средств в объекты спортивной инфраструктуры. Данный этап можно назвать «затратным этапом»;
  2. Второй этап связан с эксплуатацией введенных в действие объектов спортивной инфраструктуры. На этом этапе происходит оказание услуг с помощью данных объектов спорта и возврат инвестиций. Иначе данный этап можно назвать ««доходным этапом».

Под государственно-частным партнерством понимается долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество публичного (государство) и частного партнеров, которое направлено на реализацию проектов ГЧП. Целью реализации таких проектов является решение задач общественно-законодательных кластеров, улучшение мобильной типологии, стандартизации нормотворчества, организация комфортного экономического микроклимата точечных трудовых конгломератов взаимной исполнительской ответственностью (фаза рисков).

Сущность проектов ГЧП в сфере спорта заключается в том, что функции секторального строительства комплексной амортизации издержек по платежным обязательствам передаются частному сектору. Государственно-частное партнерство объединяет два рода деятельности: во-первых – осуществление инвестиций в объекты инфраструктуры; во-вторых – эксплуатация спортивных сооружений социальной сферы или предоставление различных услуг, соответствующих экономическому направлению.

Стоит отметить, что средний срок реализации проектов государственно-частного партнерства составляет более 10 лет. Долгосрочный характер реализации проектов ГЧП в сфере строительства объектов массового спорта обусловлен необходимостью возврата денежных средств, которые вложены в проект частной стороной (в отличие от государственного заказа).

Для подразделений МЧС России нахождение в оптимальной физической форме является одним из основных аспектов эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации и быстрое переключение между различными видами физической активности [4, с. 11]. Однако, спортивная инфраструктура министерства не способна обеспечить регулярные физические нагрузки сотрудников ввиду отсутствия требуемой инфраструктуры.

Для проведения соревнований системы МЧС России требуются спортивные площадки различных направлений [5, с. 136] (бассейн, футбольное поле, легкоатлетический манеж, лыжная трасса и т.д.). Содержать подобное количество объектов ради использования несколько раз в год не является целесообразным, однако, при правильном применении государственно-частного партнерства возможна оптимизация количества объектов и их финансирование за счет частичной передачи в муниципалитеты с сохранением права использования этих объектов МЧС России.

Заключение

Для всестороннего обеспечения спортивно-оздоровительной сферы МЧС России необходим качественный анализ существующей документации и выявление ряда вопросов и направлений государственно-частного партнерства, которые могут быть использованы МЧС России.

В дальнейшем предполагается разработка алгоритма управления спортивными объектами МЧС России с использованием государственно-частного партнерства, что позволит оптимизировать количество спортивных объектов, используемых МЧС России и сократить их финансирование за счет сторонних инвестиций и субаренды. Также планируется разработка модели обеспечения спортивно-оздоровительной сферы МЧС России за счет применения государственно-частного партнерства.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4350.
  2. Доклад о развитии материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016–2020 годах // [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения: 22.09.2022)
  3. Методические рекомендации по применению механизмов государственно-частного партнерства в сфере строительства объектов массового спорта (утв. приказом Министерства спорта РФ от 21 ноября 2014 г. № 933).
  4. Титаренко Ю. А., Титаренко С. А. Формирование потребности занятий физической культурой у обучающихся в вузах МЧС России-основная задача физического воспитания // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2019. – №. 3. – С. 11-13.
  5. Маринич Е. Е., Коробов Н. Д. Спортивные сооружения и их значения в физкультурно-спортивной деятельности обучающихся образовательных организаций мчс россии //наука и образование в эпоху перемен: перспективы развития, новые парадигмы. – 2022. – С. 136-140.
Список литературы