Введение
Отношения власти и бизнеса в современном обществе претерпевают существенные изменения. В большинстве стран взаимодействие между органами государственной власти и коммерческими организациями воспринимается в качестве важнейшего условия и одного из наиболее перспективных механизмов решения сложных социальных проблем. В основном такое взаимодействие обеспечивается через государственно-частное партнерство (ГЧП), которое вполне активно развивается и в России. Однако до недавнего времени многие вопросы его практической реализации в правовом плане не были урегулированы. С принятием Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] созданы необходимые правовые условия для существенного расширения взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях, произошло правовое закрепление ГЧП в качестве особой формы такого взаимодействия, подтвердившей свою эффективность.
Теоретическая часть
Физическая активность культуры и спорта (ФизаКиС), является особенной деятельностью в области экономической направленности, затрагивает и объединяет сферы жизнедеятельности населения, приобретает значимость и неотъемлемый элемент жизнеобеспечения мирового содружества.
Физическая активность культуры и спорта в настоящее время служит основополагающим фактором поддержки, в укреплении качественной жизнедеятельности человечества, культурного эволюционирования, коммуницирования, досуговой активности, альтернативной политики неблагоприятным событиям.
Поддержка физической культуры и спорта осуществляется на всех уровнях государственного управления - от федерального до муниципального. Физическая культура и спорт (ФКС) является одним из основополагающих направлений совершенствования достойного и оздоровительного явления в жизнеобеспечении трудового потенциала населения, влияющего всестороннего охвата всех сфер человечества – пропаганду, развития общества, материальных благ, духовных потребностей. Служит альтернативой неточностей и недочетов в увеличении ресурсности в обществознании. Важным требованием территориальных точек является фундаментальность катализаторов спортивной сферы, потребность слоев общества, в частности несовершеннолетних, в защите их прав к физическим и духовным благам, возникающим интересов к физическим и духовным удовлетворениям.
Однако на современном этапе для своевременной модернизации спортивной инфраструктуры только государственных мер недостаточно [2]. Основная проблема – это недостаточное бюджетное финансирование строительства новых и модернизации существующих спортивных объектов. В сложившейся ситуации для реализации социально значимых задач, в частности для строительства объектов массового спорта, государство привлекает бизнес на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). На сегодняшний день, применение ГЧП-механизмов в России сводится в основном к строительству, модернизации и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. Приказом Министерства спорта РФ от 21 ноября 2014 г. № 933 [3] утверждена методология способов регулирования ГЧП строительных механизмов сооружений масштабного спортивно-оздоровительного назначения.
В проекте ГЧП можно выделить два этапа:
- Первый этап связан с осуществлением инвестиций. На этом этапе публичный и частный партнеры осуществляют вложение денежных средств в объекты спортивной инфраструктуры. Данный этап можно назвать «затратным этапом»;
- Второй этап связан с эксплуатацией введенных в действие объектов спортивной инфраструктуры. На этом этапе происходит оказание услуг с помощью данных объектов спорта и возврат инвестиций. Иначе данный этап можно назвать ««доходным этапом».
Под государственно-частным партнерством понимается долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество публичного (государство) и частного партнеров, которое направлено на реализацию проектов ГЧП. Целью реализации таких проектов является решение задач общественно-законодательных кластеров, улучшение мобильной типологии, стандартизации нормотворчества, организация комфортного экономического микроклимата точечных трудовых конгломератов взаимной исполнительской ответственностью (фаза рисков).
Сущность проектов ГЧП в сфере спорта заключается в том, что функции секторального строительства комплексной амортизации издержек по платежным обязательствам передаются частному сектору. Государственно-частное партнерство объединяет два рода деятельности: во-первых – осуществление инвестиций в объекты инфраструктуры; во-вторых – эксплуатация спортивных сооружений социальной сферы или предоставление различных услуг, соответствующих экономическому направлению.
Стоит отметить, что средний срок реализации проектов государственно-частного партнерства составляет более 10 лет. Долгосрочный характер реализации проектов ГЧП в сфере строительства объектов массового спорта обусловлен необходимостью возврата денежных средств, которые вложены в проект частной стороной (в отличие от государственного заказа).
Для подразделений МЧС России нахождение в оптимальной физической форме является одним из основных аспектов эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации и быстрое переключение между различными видами физической активности [4, с. 11]. Однако, спортивная инфраструктура министерства не способна обеспечить регулярные физические нагрузки сотрудников ввиду отсутствия требуемой инфраструктуры.
Для проведения соревнований системы МЧС России требуются спортивные площадки различных направлений [5, с. 136] (бассейн, футбольное поле, легкоатлетический манеж, лыжная трасса и т.д.). Содержать подобное количество объектов ради использования несколько раз в год не является целесообразным, однако, при правильном применении государственно-частного партнерства возможна оптимизация количества объектов и их финансирование за счет частичной передачи в муниципалитеты с сохранением права использования этих объектов МЧС России.
Заключение
Для всестороннего обеспечения спортивно-оздоровительной сферы МЧС России необходим качественный анализ существующей документации и выявление ряда вопросов и направлений государственно-частного партнерства, которые могут быть использованы МЧС России.
В дальнейшем предполагается разработка алгоритма управления спортивными объектами МЧС России с использованием государственно-частного партнерства, что позволит оптимизировать количество спортивных объектов, используемых МЧС России и сократить их финансирование за счет сторонних инвестиций и субаренды. Также планируется разработка модели обеспечения спортивно-оздоровительной сферы МЧС России за счет применения государственно-частного партнерства.